Вопросы и ответы
При заправке по перегреву хладагент закачивают непрерывным потоком или порциями?
Рекомендуется делать это небольшими порциями, дожидаясь установления показателей на приборах. Это повышает точность расчетов.
После дозаправки и включения кондиционера обмерзают краны. В чем причина?
Обмерзание кранов, чаще всего, говорит о недостаточном количестве фреона в системе. Следует произвести повторную дозаправку. Если ситуация не изменится, необходимо искать место утечки хладагента.
Сколько всего хладагента в кондиционере?
Количество фреона зависит от модели кондиционера (прежде всего, его мощности) и длины трасс. Так в устройстве мощностью порядка 7кВт при минимальной длине магистралей содержится 750-800 г фреона. В мощных системах этот показатель может превышать 1.5 кг.
Хочу дозаправить кондиционер по массе. Как узнать, сколько фреона осталось в системе?
Рассчитать массу оставшегося в системе хладагента – задача очень сложная, ее не решат даже в большинстве сервисных центров. Следует выбрать другой метод дозаправки или выпустить весь фреон и провести полную заправку.
Почему специалисты советуют закачивать меньше фреона, чем необходимо по расчетам и характеристикам?
Недостаточное количество хладагента скажется только на производительности агрегата – он будет медленнее набирать температуру или не достигать предельных показателей. Избыток же фреона приводит к выходу оборудования из строя.
Домашний кондиционер можно заправить или дозаправить фреоном самостоятельно. Операция не столь сложна, однако требует применения специальных инструментов и некоторых навыков. Кроме того, при серьезной ошибке можно вообще вывести оборудование из строя. Соответственно, лучше не гнаться за экономией в 2-3 тыс.руб, а поручить выполнение работ специалистам сервисного центра.
Пошаговая инструкция по заправке кондиционера своими руками (+2 видео)
Как правильно заправить кондиционер своими руками:
Открываем окно и осматриваем наружный блок. Нужно найти на боковой стороне кожух, под который уходят 2 шланга.
Откручиваем винты, держащие кожух, под который входят 2 трубки, и снимаем его. По одной трубке — к наружному блоку подводится хладагент в газообразном состоянии. По второй трубке — из наружного блока отводится хладагент в жидком состоянии.
Сливаем старый хладагент в атмосферу — через золотник сервисного порта или через открученную трубку. Обязательно сливайте фреон медленно, чтобы не слить и масло. Для замены в домашних условиях неопытным человеком — самый приемлемый вариант: правильно рассчитать остаток для дозаправки у вас вряд ли получится.
К золотнику подключаем левый (синий) шланг манометрической станции.
Проверяем, что вентили коллектора закрыты.
Средний (желтый) шланг манометрической станции подключаем к штуцеру вакуумного насоса.
Открываем задвижку низкого давления и следим за показаниями: нужно, чтобы манометр показал -1 Бар.
Открываем вентили сервисных портов.
Вакуумируем контур на протяжении 20 минут. Когда давление опустится до -1 Бар — выжидаем еще минут 20-30: не будет ли стрелка подниматься обратно к 0? Если будет — значит, где-то в контуре есть протечка. Ее надо найти и устранить, иначе заправленный хладагент снова будет протекать.
Если протечек не найдено — через 30 минут после вакуумирования отключаем желтый шланг станции от насоса и подключаем к баллону с фреоном.
Закрываем левый кран коллектора.
Ставим баллон с фреоном на весы и запоминаем, сколько он весит сейчас.
Открываем вентиль на баллоне.
На 1 секунду открываем и потом закрываем правую задвижку на манометрической станции — чтобы продуть штанг (чтобы в шланге не осталось воздуха, который попадет в контур).
Открываем левый (синий) кран на станции. После этого фреон начнет поступать из баллона в контур кондиционера. Вес баллона — начнет уменьшаться. Следим, пока он не опустится до нужной отметки (то есть пока в контур не заправится столько газа, сколько нужно для вашей модели), и перекрываем синий кран.
Перекрываем оба крана на блоке, отсоединяем станцию и проверяем, как работает кондиционер.
Подготовительные работы перед заправкой кондиционера
- Осушаем кондиционер. Делаем это посредством продувки азотом или фреоном. Последний газ используется в том случае, когда изначальный монтаж был сделан полностью правильно.
- Проверяем кондиционер на герметичность. Для этого создаем давление. Ели целостность системы нарушена, следует определить место повреждения. Для этого применяем ультрафиолетовое излучение. Индикатор начнет светиться в лучах ультрафиолета.
- Удаляем воздух из труб посредством вакуумирования.
- Рассчитываем количество фреона, которое понадобится для заправки.
Технология заправки кондиционера фреоном
- Выставляем температуру на 18 градусов и включаем устройство на охлаждение.
- Находим самую крупную трубку внешнего блока.
- Открываем колпачок и посредством шланга подключаем манометр. Второй его конец подсоединяем к баллону с газом.
- Выставляем стандартную скорость работы кондиционера и начинаем измерять уровень температуры воздуха цифровым градусником.
- Понемногу открываем и закрываем вентиль газового баллона и следим за показаниями. Давление в системе должно возрастать, как и температура.
- Доводим давление до 5-7 бар.
- При появлении инея на вентилях и манометре прекращаем процесс заправки.
- Отсоединяем баллон и манометр, устанавливаем колпачок обратно.
- После того как система будет заправлена, кондиционер следует протестировать.
Как дозаправить оборудование самостоятельно
Заправка домашнего кондиционера происходит в соответствии с инструкцией.
Этапы:
- Выпуск фреона. Чтобы избавиться от старого хладагента, открываются замки, которые находятся в сервисных штуцерах. После выхода хладона замки закрываются.
- Подготовка баллона. Размещается баллон на весах, открывается вентиль. В то же время открывается кран на коллекторе. Таким образом, выпускается воздух из шланга.
- Подготовка агрегата. На этот момент на кондиционере температура 18 градусов. Трубка с самым большим диаметром, расположенная на внешнем блоке, откручивается. К отверстию подсоединяется один конец манометра. Второй следует присоединить к баллону.
- Открытие газового вентиля на манометре. Когда происходит заправка, в кондиционере давление возрастает, а температура понижается. Оптимальное давление – 5-8 барр.
Заправка
По окончании заправки, газовый вентиль перекрывается. Далее закрывается краник на баллоне с хладоном. Чтобы знать, сколько нужно еще хладагента, баллон снова размещается на весы.
Таким образом, производится заправка напольного кондиционера. Несколько по-другому выглядит заправка оконного кондиционера – существуют некоторые нюансы. В данном изделии перед выпуском фреона надкусывается ответвление. Затем на это место впаивается сервисный порт.
Прежде, чем паять, из клапана шредера или порта выкручивается ниппель, чтобы не деформировался уплотнитель. После установки сервисного порта, осуществляется вакуумирование прибора. Длится выпускание старого хладагента не менее 15 минут. Далее производится заправка.
Для пайки меди требуется серебряный припой, пропан или горелка, температура в которой должна быть приблизительно 1 600-2 000 градусов
Очень важно оградить участок, на котором проводится пайка, чтобы не испортить элементы климатической системы
По окончании заправки сплит системы, производится проверка функциональности агрегата. Если при работе агрегата не образовался иней на краниках наружного блока, то количество хладона рассчитано верно – кондиционер заправлен в соответствии с технологией. Своевременная заправка – гарантия длительной эксплуатации без поломок, ремонтов и замены бытовой климатической системы.
Советы и рекомендации
Во время заправка кондиционера своими руками нужно руководствоваться рекомендациями. Это касается не только подбора фреона, но и всего процесса.
- Ориентир делается исключительно на марку фреона, указанного в инструкции. Как правило, это R410а. Иногда бывают R 22 или R 134а. Если попадется R 12, то брать не стоит, поскольку такая марка относится к устаревшим.
- В зависимости от марки фреона подбирается манометрический коллектор. Его шланги настроены на работу только с конкретным видом газа. Связано это с тем, что в хладагенте содержатся минеральные и синтетические масла.
- Количество фреона берется с запасом. Он необходим для продувки шлангов и заполнения магистралей свыше 3 м. Стандартный вес составляет 1 кг .
- Во время работы требуется уделить время поиску мест утечки фреона. В случае нахождения заняться их устранением.
- Работать с вентилями в указанной последовательности.
- Не игнорировать этап продувки шлангов. Нельзя допускать попадания в систему кислорода и влаги.
- Обязательно закручивать вентиль баллона перед отсоединением шлангов.
Рекомендуем ознакомиться: Инструкция по демонтажу кондиционера своими руками
Мобильный кондиционер
В первую очередь, стоит разобраться с самим понятием – мобильный кондиционер, и чем он отличается от привычных сплит – систем.
Это прибор для вентилирования воздушных потоков помещения компактного формата. Устанавливается в помещениях, где установка сплит – системы невозможна.
Работа его имеет ряд особенностей:
- Мобильность
- Компактность
- Удобство при транспортировке
- Высокая мощность гарантирует хорошие результаты работы (высокая эффективность охлаждения температуры помещений)
- Осуществляет работу в нескольких режимах
- Может не только вентилировать и менять температуру воздушных потоков, но и очищать их от вредных примесей и микробов.
По своему устройству напольные кондиционеры могут быть однокомпонентными моноблоками или сплит-системами мобильного типа. И моноблокам, и сплит-системам требуется своевременная заправка мобильного кондиционера.
Наиболее популярный тип напольных кондиционеров – одноблочное устройство. Он включает в себя основной корпус и воздухоотводную трубу. Особенность работы устройства – поступление воздушных потоков из помещения и выход переработанного воздуха на улицу через воздуховодную трубу.
Напольный кондиционер обычно приобретается в помещения, где невозможно установить сплит – систему, при возможности частой смены места жительства. Часто прибор используется в качестве сезонного охладителя помещения на дачных участках. Также применяется при снятии жилья в аренду.
Как узнать о необходимости в дозаправке
Существуют некоторые «симптомы», которые дают понять обладателю сплит системы, когда нужно заправлять кондиционер. К ним относятся следующие показатели:
- на коммуникациях внешнего блока системы кондиционирования воздуха образуется иней и лёд;
- появление масла на трубках с фреоном;
- кондиционер начинает терять свою эффективность.
Чтобы убедиться в ухудшении качества охлаждения кондиционером обычно измеряют температуру воздуха на входе и выходе внутреннего блока. Так, разница между ними не должна составлять выше 12 градусов по Цельсию. В противном случае рекомендуется временно прекратить эксплуатацию сплит системы и обратиться к специалисту, который знает, как заправить кондиционер фреоном.
Помимо прочего, если в ремонте был кондиционер, заправка также является обязательным условием для дальнейшей эксплуатации системы. Это обусловлено тем, что при замене деталей компрессора или других составляющих могла произойти утечка газа.
Обычно заправка домашнего кондиционера осуществляется раз в год. Недостача хладагента может не только снижать эффективность работы сплит системы, но также постепенно способствовать поломке компрессора. В таком случае деталь нужно будет заменить, а это более дорогостоящий и трудоемкий процесс, нежели заправка. Более того, специалисты рекомендуют ежегодно проходить техническое обслуживание системы кондиционирования, чтобы существующие проблемы можно было быстро выявить и решить, а если повезет – устранить на корню.
Иней на внешнем блоке является сигналом к дозаправке
Заправка
Основной причиной поломки напольных кондиционеров является из несвоевременная заправка или вообще ее отсутствие. Дело в том, что в качестве хладагента прибора используется газ фреон, который подвержен испарению. Так, хладагент обычно теряет 10% своей массы в течение года. Также в процессе работы происходит естественная утечка фреона. Поэтому каждому потребителю надо уметь заправить мобильный кондиционер самому и периодически проводить эту процедуру.
Признаки нехватки хладагента:
- Медленная скорость работы
- Плохое качество работы
- Наличие постороннего шума
- Увеличение потребляемой электроэнергии
- Появление налета инея на корпусе прибора
- Обледенение воздуховодной трубы
Появление одного или нескольких признаков при работе свидетельствует о необходимости проведения процедуры заправки.
Перед тем, как заправить мобильный кондиционер фреоном, следует знать основные особенности заправки напольных кондиционеров:
- Устройство прибора подразумевает использование составных частей в едином корпусе. Изготовителями предусмотрена полная герметичность системы, поэтому корпус устройства подвергается процедуре спайки. Изготовитель заправляет прибор фреоном, после этого заправка не предусматривается. Однако любой кондиционер подвержен утечке хладагента, поэтому нуждается в проведении процедуры заполнения его фреоном. Заправка осуществляется при помощи монтируемого в устройство специального клапана Шредера, через которую осуществляется подача фреона.
- Особенности изготовления напольных кондиционеров подразумевают только процедуру полной заправки прибора, т.е. частичная заправка в данном случае не подходит.
- В мобильных кондиционерах используется фреон типа R22 и R407С – в более современных устройствах. R407С – трехкомпонентный газ сложного состава. При утечке теряется только часть его составляющих, поэтому осуществить дозаправку данного типа хладагента невозможно. Необходима процедура полной заправки.
Процедуру заправки мобильного кондиционера можно выполнить самостоятельно. Для этого рекомендуется соблюдать основные правила. Необходимо ознакомиться с инструкцией к заправке мобильных кондиционеров.
Выбор заправки для сплин-систем
В качестве хладагента для домашних кондиционеров используется фреон (хладон). Он является бесцветной жидкостью или газом, безопасным для человека, испарение которого сопровождается эндотермической реакцией, то есть поглощением тепла, а конденсация – экзотермической, или выделением. Эти процессы и легли в основу работы сплит системы. При включении кондиционера хладон начинает испаряться, впитывая тепло из окружающей комнаты, после чего отправляется в конденсатор, где выделяет поглощенную энергию на улицу.
Обычно для заправки кондиционеров фреоном используется три вида этого вещества:
Дифторхлорметан (Фреон R-22)
В настоящий момент уже введены некоторые ограничения в разных странах на использование и транспортировку этого хладагента, так как он негативно воздействует на окружающую среду. Однако заправка системы кондиционера фреоном R-22 довольно эффективная, так как он способен охлаждать помещение до очень низких температур, из-за чего, помимо заправки сплит систем, этим веществом также пользуются на промышленных объектах или при работе с холодильниками.
Фреон R-410A
В отличие от дифторхлорметана, R-410A имеет меньшее воздействие на параметры окружающей среды, так как имеет больший коэффициент эффективности, несмотря на свой довольно высокий потенциал глобального потепления. Более того, этот фреон не содержит хлор, благодаря чему не влияет на озоновый слой планеты. Однако существует один довольно значительный недостаток – дозаправка кондиционера фреоном этого типа возможна лишь в случае, если утечка газа не превысила 40%.
Фреон R-407c
Этот хладагент представляет собой зеотропную смесь, состоящую из трёх компонентов: R-32—23%, R-125—25%, R-134a—52%. Как и в составе хладона R-410A, в составе данного фреона не содержится хлора, поэтому воздействие на окружающую среду меньше, чем воздействие дифторхлорметана. Однако по многим своим параметрам эти вещества очень похожи, из-за чего заправка сплит систем фреоном R-407c становится всё более популярной. Некоторые исследователи полагают, что при утечке данного хладагента, нельзя осуществлять дозаправку бытовых кондиционеров, потому что его компоненты быстро испаряются. Однако подтверждений этому не найдено.
Обычно, если сплит система теряет часть своей зарядки, её заправляют соответствующим фреоном. Но этому может сопутствовать потеря эффективности работы до 10% после нескольких циклов. В других случаях характеристики обычно остаются стабильными. Но также может осуществляться полная замена фреона в кондиционере.
Фреон R-407c несколько безопаснее других хладагентов
Пошаговая инструкция по замене фреона своими руками
Чтобы заправить фреон самостоятельно, нужно выполнить определённый порядок действий.
Шаг 1: Удаление остатков старого хладагента
До начала работ стоит обзавестись набором рожковых ключей, тестером, течеискателем, насосом вакуумного типа, плоскогубцами, термометром, пережимными клещами и всем дополнительным инструментом, который может понадобиться при разборе той или иной разновидности холодильного агрегата. Для пайки потребуется защитный экран, плюс необходимо приобрести клапан Шредера и осушающий фильтр.
Для удаления остатков газа необходимо отыскать фильтр-осушитель, а затем зажать его игольчатым захватом. Далее необходимо проделать в фильтре небольшое отверстие на медной его части. Увы, восстановить работоспособность этого элемента уже не получится, и в дальнейшем он подлежит замене на новый.
На заранее подготовленное место на компрессоре припаивается клапан необходимой длины. Когда остатки хладагента покинут систему, все трубки необходимо продуть азотом. Нужно это для того, чтобы удалить образовавшийся на стенках трубок конденсат. Продувать систему необходимо не менее 12–15 минут, после чего нужно перекрыть вентиль захвата и отрезать фильтр рядом с трубкой.
Шаг 2: Повторная продувка системы и установка фильтра
После перекрытия вентиля систему продувают снова, а затем на место старого устанавливают новый осушительный фильтр. Устанавливать его нужно достаточно быстро: если пройдёт чуть больше 15 минут, система уже будет нуждаться в повторной продувке.
Шаг 3: Закачка
Чтобы закачать фреон в систему, понадобится так называемая станция заправки, в комплект которой входят два манометра, снабжённых запорными механизмами, и три шланга. Манометры обычно окрашены в синий и красный: первый отображает давление тяги, а второй – показатель давления нагнетания. В нашем случае важен только первый показатель.
К обоим манометрам подключаются соответствующего цвета шланги, а третий шланг обычно окрашен в жёлтый цвет. Именно он первым подсоединяется к ёмкости с фреоном, а синий патрубок при этом фиксируют к трубке, посредством которой в один из контуров будет осуществляться подача хладагента. Для подключения используется особого типа штуцер.
Красный же шланг монтируется на другой конец системы, к клапану Шредера. Когда все шланги будут подключены, можно повернуть запорные механизмы на синем и красном патрубке. Последним открывается вентиль, подсоединённый к баллону с хладагентом, и система начинает заполняться. Вентили манометров необходимо будет перекрыть, когда давление дойдёт до 0,5 атм. Затем на компрессор в течение полуминуты подаётся питание, а к жёлтому шлангу подсоединяется вместо баллона насос, который включается на десять минут.
После так называемого вакуумирования жёлтый шланг подсоединяется к коллектору, и заправка продолжается после открытия синего вентиля. Когда система заполнится, показатели приборов проверяются в последний раз, после чего патрубки загибаются и тщательно запаиваются. На этом этапе заправку холодильника фреоном можно считать завершённой.
Экономия средств по сравнению с вызовом мастера
Зная потребность в материалах и оборудовании, несложно подсчитать, насколько выгодна дозаправка кондиционера, выполняемая своими руками. Стоимость аренды берем на интернет-ресурсах компаний, предлагающих данную услугу в Московской области:
- вакуумный насос + коллектор со шлангами – 700 руб. в сутки (12.5 у. е.);
- полный комплект, включающий баллон с газом, манометрическую станцию и насос, — от 1000 руб./сутки (18 у. е.);
- самый дорогой тип фреона — R410а — 650 руб. за 0.6 кг (12 у. е.).
Примем в расчет более дорогостоящий вариант – аренда оборудования плюс покупка фреона: 700 + 650 = 1350 руб. (24.5 у. е.). Минимальная стоимость заправки сплит-систем, декларируемая различными компаниями, составляет 2000 руб. (35 у. е.). Выгода от самостоятельного проведения заправочных работ не слишком велика – 650 руб. или 10.5 у. е.
Учтите ряд противоречивых факторов:
- Чтобы арендовать оборудование и приспособления, нужно затратить личное время.
- Цены, указываемые в интернете, могут быть занижены ради привлечения клиентов либо попросту устареть.
- Нередко фирма начисляет дополнительные расходы за выезд либо выставляет счет за каждую работу отдельно – вакуумацию, диагностику и заправку.
- Существует вероятность, что «дешевые» мастера выполнят работу некачественно и спустя год хладон снова улетучится.
- Не учтена стоимость аренды электронных весов. Допускается применение настольных кухонных весов, рассчитанных на измерение массы до 20 кг с точностью отображения до 1 грамма.
Какой фреон лучше использовать
Очень частый вопрос, который задают пользователи: чем заправляют кондиционер. Популярностью пользуется фреон R410A. Данная марка хладагента не действует отрицательно на атмосферу, поскольку не содержит хлора. Его аналог R407C имеет в составе 3 компонента:
- 32. Обозначает высокую производительность.
- 125. Обеспечение пожаробезопасности при эксплуатации.
- 134а. Стабильное состояние давления.
Улетучивание частиц газа происходит неравномерно. Невозможно сделать дозаправку без нарушения концентрации. Поэтому весь хладагент сливается и заправляется новый. Продаются баллоны с фреонов различных типов на специализированных складах.
Причины утечки
Причин утечки фреона несколько.
К ним относятся:
- Ошибки при установке. Медные трубки, применяемые для циркуляции хладагента, развальцовываются во время установки конструкции.
- При транспортировке. Во время перевозки количество хладона может немного уменьшиться. То же происходит при демонтаже и повторном монтаже.
- Появление зазоров между соединительными элементами.
Пользователю не сложно определить самостоятельно, что в агрегате произошел сбой.
Признаками являются:
- Слабое охлаждение или нагревание воздуха;
- Непроизвольное отключение датчика компрессора, служащего для защиты;
- Образование на деталях масла и запах гари, когда прибор включается;
- Темная теплоизоляция на компрессоре;
- Сгоревшее изоляционное покрытие около капиллярной трубки;
- Образование льда на патрубках блока, расположенного снаружи.
Своевременно обнаруженная утечка поможет избежать выхода из строя прибора и денежных затрат.
В результате длительной утечки возникают следующие проблемы:
- Перегрев компрессора. В связи с недостаточным количеством фреона, компрессор будет постоянно перегреваться, и в результате сломается.
- Поломка блоков и узлов. Детали связаны с компрессором.
- Потеря масла. При образовании течи, масло выливается, что вредит конденсатору.
- Проникновение влаги. Через щель в систему может попасть влага.
Какой фреон использовать
Прежде чем подробно рассказать, как нужно заправлять кондиционер дома, мы ответим многим читателям, которые довольно часто задают сакральный вопрос: чем заправляют кондиционеры, и где приобрести нужные баллоны с газом. Фреон марки R410A не имеет в своем составе хлора, поэтому не воздействует на атмосферу негативно — он быстро приобрел популярность у пользователей. Его заправочный собрат марки R-407c состоит из трех компонентов с такими же литерами в названии:
- 32 — отвечает за отличную производительность;
- 125 — пожарная безопасность при работе;
- 134а — стабилизация давления рабочего контура.
При возникновении утечек, его компоненты улетучиваются неравномерно, поэтому нельзя делать дозаправку, чтобы не нарушить концентрацию — сливают весь хладон и заправляют новый. Приобрести баллоны с фреоном любого вида можно в специализированных складах, адреса по регионам можно найти в интернете.
Немногие пользователи решаются самостоятельно заполнять систему климатической техники хладагентом, потому что для этого требуются сложные устройства: цифровые весы и термометр, манометрический коллектор, набор шестигранных ключей и умение всем этим пользоваться.