Стоит ли использовать универсальные платы для кондиционера и их замена

Изобретение Toshiba набирает популярность

Именно Toshiba в 1980 году создала первый в мире инверторный кондиционер. Недавно японский Институт электротехники наградил Toshiba Carrier Corporation за это изобретение. Награда “Шаг вперед в электротехнике” вручается институтом за наиболее важные открытия и разработки в этой области за весь 20 век.

На фото – первый в мире бытовой кондиционер с инвертором. Корпус внутреннего блока не пластиковый, а из темного дерева!

Инверторная технология признана одной из революционных в кондиционировании воздуха. Коммерческий кондиционер с инвертором выпустили в 1980 году, а уже в декабре 1981 года появились бытовые инверторные кондиционеры. Сейчас более половины кондиционеров в мире и до 90% в Японии – именно инверторного типа.

Блок инвертора. Встраивался в наружный блок сплит-системы Toshiba.

Первый бытовой кондиционер с инвертором – наружный и внутренний блоки, пульт управления.

Большинство кондиционеров Toshiba, которые продаются сейчас в России, именно инверторного типа. Например, инверторная сплит-система Toshiba RAS-13N3KVR-E может работать на любой мощности, начиная от такой низкой как 0,8 кВт, до такой высокой как 4,1 кВт. Кондиционер быстро охлаждает или согревает комнату, а затем продолжает работать на небольшой мощности, бесшумно и точно поддерживая температуру.

Современный инверторный кондиционер Toshiba

Преимущества инверторного кондиционера

  1. комфорт: желанная температура быстро достигается и точно поддерживается.
  2. экономию энергии, благодаря точному цифровому регулированию мощности и эффективному компрессору постоянного тока.
  3. надежность и более тихая работа благодаря исключению циклов включения/выключения компрессора

Недостатки инверторного кондиционера

Как и любая технология, инверторное управление имеет недостатки. Для покупателя бытового кондиционера самый заметный недостаток – это цена. Инвертор дороже обычного кондиционера, хотя с развитием технологии разница в стоимости снижается (в 2016 году составляет 2-5 тысяч рублей). Кроме того, сложный блок электроники в инверторном кондиционере более чувствителен к перепадам напряжения в сети.

И наконец, наружный блок инверторного кондиционера тяжелее обычного процентов на 20-25. Впрочем, монтировать на стену панельного или кирпичного дома без проблем можно любой бытовой кондиционер.

Отличия в работе инверторного и обычного кондиционера воздуха

2 Создание отдельных прохладных комнат

В некоторых квартирах и домах и без того есть комнаты, которые весь день находятся на теневой стороне и не нагреваются солнцем. Но такие помещения можно создать и специально. Решающее значение в этом вопросе имеет термоизоляция. О том, как утеплены стены вашей квартиры, вы можете узнать у представителей застройщика или у арендодателя.

Вы также можете защитить комнаты от тепла, если оставите окна в помещении на весь день закрытыми шторами. Есть специальные шторы, которые защищают от проникновения в помещение солнечных лучей. Также чтобы помещение постоянно оставалось прохладным, стоит отказаться от обогревателей и греющихся электронных устройств.

Также мы не рекомендуем вам активно проветривать такие помещения в жаркие дни: лучше открывать окна при ночной прохладе. Это поможет сохранить комфортную температуру в комнате. Если есть возможность, советуем устраивать сквозное проветривания, ветер, создаваемый сквозняком, наполнит помещение прохладным, свежим воздухом.

Развальцовка медных трубок

Переходим к этапу подготовки трубок.

Ошибка №5

Резать их разрешается только при помощи специального трубореза, никаких ножовок по металлу или болгарок!

При этом делая рез, необходимо держать конец медной трубы строго вниз, дабы исключить любое попадание стружки во внутрь.

Концы обрабатываются риммером.

Риммером действуйте осторожно, чтобы не зацарапать юбку. Качество вальцовки один из самых важных моментов в монтаже кондиционера

Ошибка №6

Развальцовывание производится спец.инструментом с эксцентриком. Не забывайте перед этим этапом надеть на трубку соединительную гайку!

Ширина развальцовки должна быть такой, чтобы соединение в итоге свободно и беспрепятственно заходило в гайку.

Высота установки трубки в вальцовочный зажим строго регламентируется.

Самый простой и проверенный дедовский способ определить качество вальцовки, по крайней мере на первоначальном этапе – это увидеть свое отражение в “юбке”.

Развальцовку трубок наружного блока придется делать на улице на весу. Иначе магистраль просто не пролезет сквозь отверстие.

Ошибка №7

Обратите внимание – если монтаж происходит не в жаркий теплый денек, то занося медные трубки с улицы домой, закрывайте их концы и обязательно выжидайте время, чтобы медь достигла комнатной температуры. Если вы занесете их холодными и открытыми, то вследствие эффекта точки росы, внутри трубки образуется конденсат, который на плохо вакуумированном кондиционере, может привести к печальным последствиям

Если вы занесете их холодными и открытыми, то вследствие эффекта точки росы, внутри трубки образуется конденсат, который на плохо вакуумированном кондиционере, может привести к печальным последствиям.

Зимний комплект

Некоторые модели климатического оборудования поставляются с пакетом специального оборудования для работы зимой. В качестве примера можно рассмотреть кондиционер для серверной комнаты с зимним комплектом. Дополнительные детали предназначаются для подогрева дренажной системы и предотвращения застывания масляных составов.

Принцип действия зимних кондиционеров состоит из таких пунктов:

  1. Наличие датчика температуры позволяет самостоятельно менять интенсивность работы вентиляторов на наружном блоке. Если температурный режим становится критически низким, скорость вращения снижается. Такой принцип препятствует замерзанию масла и борется с появлением наледи в воздуховоде.
  2. Основная нагрузка на компрессор происходит во время его включения. А если прибор подвергается замерзанию, климатическое оборудование может вовсе выйти из строя. Поэтому зимний комплект работает по такому принципу, чтобы не допускать охлаждения картера компрессора, позволяя ему стабильно функционировать.
  3. Для предотвращения появления наледи и выведения конденсата наружу нужно проводить обогрев системы дренажа.

Если включить систему на обогрев, она не сможет нормально выполнять свои функции и будет подвержена серьезному гидроудару. Возникает логичный вопрос, для чего покупать комплект, если он не дает возможности обогревать комнату зимой. Зачастую такие установки применяются в помещениях, где необходимо осуществлять охлаждение технических приборов, но не допускается проветривание с помощью открытия окон. Яркими примерами подобных объектов являются:

  1. Вычислительные центры.
  2. Серверные.

Стоимость монтажа зимнего комплекта часто превышает стоимость самого оборудования.

Назначение и устройство блока ротации

Организация системы охлаждения путем установки не только основных, но и запасных, резервных, кондиционеров сама по себе не спасает положение.

Необходимо согласовать работу всех аппаратов таким образом, чтобы при любых условиях температура в помещении оставалась стабильной. Для этой цели используют специализированные комплексы, которые часто называют просто согласователями.


Организация системы кондиционирования, включающей основной и резервный кондиционеры, один управляющий блок, два исполняющих блока и три термодатчика с подключением шины для оповещения о пожаре и аварийных ситуациях

Стандартный комплекс включает в себя управляющий блок и исполнительные блоки.

Совместно они выполняют следующие базовые функции:

  • контроль за работой системы;
  • переключение кондиционеров при поломках;
  • обеспечение поочередного функционирования;
  • равномерное распределение рабочих часов.

Надежная система кондиционирования серверной состоит из не менее двух кондиционеров: основного и резервного. Каждый из них по своим техническим характеристикам должен быть способен поддерживать необходимые температурные условия в серверном помещении.

При поломке одного кондиционера блок ротации оперативно включает второй, исправный, аппарат. При выполнении данной функции задействуются термодатчики, измеряющие температуру и реагирующие на ее малейшее повышение. Функция резервирования помогает не только в аварийных ситуациях, но и, например, при плановом техобслуживании и ремонте кондиционеров.


Один из вариантов организации системы охлаждения в серверной комнате с блоком резервирования и питанием кондиционеров от отдельного автомата

Реализация такого решения позволяет поменять фильтры, заправить кондиционеры хладогентом, выполнить более сложные операции в любой удобный момент, продолжая при этом поддерживать оптимальный микроклимат в серверном помещении.

Блок ротации также обеспечивает поочередное функционирование кондиционеров и сплит систем и в результате совокупное время их работы примерно одинаково. В результате продлевается межремонтный период и эксплуатационный срок охлаждающего оборудования.

Нестандартные звуки

Работающий кондиционер издает равномерный, негромкий шум, что вполне естественно. Но при поломках сплит-система начинает «звучать» странно.

По характеру издаваемого шума можно определить характер поломки:

Неравномерное гудение внешнего блока. Такой звук возникает при засорении внутреннего наполнения. Особенно громко звучит вентилятор, на лопастях которого осела грязь. Иногда неравномерный шум говорит о поломке одной из лопастей. Решит проблему качественная внутренняя очистка или замена вентилятора.

Неравномерное гудение внешнего блока

  • Бульканье. Такой звук не всегда говорит о поломке. Но если он раздается постоянно на протяжении нескольких дней, стоит провести диагностику. Бульканье может возникать при попадании воздуха в дренажную трубку. В этом случае образовавшийся конденсат не успевает вытечь и скапливается в трубке. Устранить неисправность помогает установка трубки под нужным углом.
  • Хлюпанье. Такой звук появляется, если блоки кондиционера некачественно закреплены. Поможет плотное затягивание всех крепежных элементов и трубок. Наружный блок нужно выставить с использованием строительного уровня.

Для чего нужен регулятор давления конденсации

Первая проблема приводит к уменьшению давления в системе, уменьшению количества подаваемого фреона и, соответственно, производительности кондиционера. Следствием уменьшения давления в испарителе, будет его обмерзание.

Самый доступный способ избежать этого-уменьшить теплосъём с конденсатора путём уменьшения потока воздуха через него.

Сделать это можно установкой регулятора вращения вентилятора, который представляет из себя электронный блок регулирующий напряжение идущее на двигатель вентилятора по датчику, который устанавливают на теплообменнике внешнего блока.

Общая информация

В продаже доступны самые различные виды кондиционеров, которые отличаются рабочими свойствами и принципом работы. Однако многие из них используются только в теплый период, а с приходом зимы их отключают.

Это объясняется вероятностью возникновения конденсата внутри оборудования из-за воздействия температуры и влажности. Современные модели кондиционеров оборудованы мощной дренажной системой, которая удаляет остатки влаги с помощью специальной трубы, выведенной на улицу. Если температурные отметки опускаются ниже нуля, трубка может сильно замерзнуть, из-за чего в ней сформируется ледяная пробка. В дальнейшем вывод конденсата наружу окажется невозможным, что приведет к одному из двух сценариев:

  1. Остатки влаги попадут в комнату, вызвав появление грибков, плесени и сырости.
  2. Конденсат выведет систему из строя.

Воздействие холода опасно не только для внутренних элементов кондиционера, но и для наружных. Под угрозой повреждения оказывается компрессор, который сжимает рабочее вещество, обеспечивающее нормальную функциональность прибора, и отвечает за его циркуляцию по всему контуру. Для сбалансированной работы оборудования нужно применять специальный масляный состав, но под воздействием отрицательных температур он становится очень густым, а детали системы начинают изнашиваться.

Но существует уникальная разновидность прибора, которая подходит для работы в холодных условиях. Это мобильный моноблочный кондиционер, представляющий собой передвижную установку с небольшими габаритами и хорошими показателями КПД. Его можно перевозить в любую комнату или брать на дачу, не выполняя сложный монтаж. Ключевые узлы устройства находятся внутри помещения, за исключением воздуховода для отвода теплых или холодных воздушных масс. Для предотвращения риска замерзания конденсата в период сильных морозов трубу соединяют с вентиляционной шахтой.

Монтаж и подключение зимнего комплекта

устройство замедления вращения вентилятора

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о монтаже и подключении зимнего комплекта на кондиционер, следует отметить, что изначально он предусмотрен для on/off моделей. В инверторных системах надобность в плате управления отпадает, так как вариативность изменения скорости вентилятора уже заложена в модуле управления внешним блоком. В них требуется лишь обогрев дренажа и картера компрессора, то есть установка предполагается в усеченном варианте. Любые монтажные и пуско-наладочные работы начинают с изучения принципиальной схемы подключения зимнего комплекта на кондиционер, которую можно найти в нескольких местах. У большинства устройств она нанесена на плату вариатора или размещена в инструкции установки зимнего пакета, которая прилагается в комплекте к самому устройству.

Особенности

Принципиальная схема не может быть единой для всех, поэтому в каждом отдельном случае используют вариант, рекомендуемый для конкретной модели.

Почему так? Здесь есть много нюансов. Дело в том, что сплит-системы, работающие только на холод не имеют четырехходового клапана, поэтому процесс упрощается. В приборах, работающих в режиме теплового насоса, этот элемент присутствует, что несколько усложняет монтаж и подключение комплекта на кондиционер. В зависимости от количества скоростных режимов вентилятора установка может происходить либо в разрыв фазы, либо в разрыв нейтрали. У некоторых вентиляторов минимальный скоростной режим соответствует минимально возможным оборотам, поэтому установка регулятора вращения вентилятора может быть нецелесообразной.

Обогрев картера компрессора и регулятор вращения

температурный датчик

Итак, установка зимнего комплекта на кондиционер начинается с разбора корпуса наружного блока. Сначала модуль демонтируют, потом снимают с сервисных портов защитные и верхнюю крышки и убирают лицевую панель.

В первую очередь крепят обогрев картера компрессора. Его надевают на нижнюю часть картера, чтобы подогрев масла шел более эффективно. Необходимо обеспечить наличие постоянного напряжения. Это исключит возможность холодного запуска и вспенивания масла. После производят подключение регулятора вращения в разрыв цепи вентилятора. У старт-стопных моделей обычно для этого требуется индивидуальное питание. Оно берется с отдельно проложенного провода.

подключение регулятора

У замедлителя вращения вентилятора есть температурный датчик. Его устанавливают на калач конденсатора, расположенный посредине 1/3 верхней части теплообменника по ходу движения фреона. Здесь происходит их оптимальный контакт, обеспечивающий точное определение температуры конденсации. Сам вариатор устанавливают и запитывают, ориентируясь на принципиальную схему подключения низкотемпературного комплекта на кондиционер, при этом его провода лучше скрепить хомутами из пластика – так будет меньше идти нагрузка на клеммы.

После подключения питания собирают внешний блок, обеспечивая надежное закрепление всех элементов на свои прежние места. Хомутами соединяют провода в один узел, стараясь закрепить их так, чтобы они не соприкасались с корпусом прибора и связуюими магистралями двух блоков. Обязательно проверяют работоспособность регулятора, сначала запустив кондиционер в режиме охлаждения, а потом в режиме обогрева. Показания снимают манометром или термометром.

Обогрев дренажа

Затем устанавливают обогрев дренажа, закрепив его пластиковыми хомутами к дренажному шлангу, и запитывают его. Как правило, если у внешнего блока кондиционера нет питающей клеммы, то вместе с межблочным кабелем прокладывают дополнительный питающий кабель. При наличии питающей клеммы обогрев дренажа, так же, как и обогрев картера компрессора, запитывают с него.

В конце статьи будет дана примерная схема подключения зимнего комплекта, которая подходит для on/off моделей. Для инверторных сплит-систем сначала проводится диагностика оборудования и только потом осуществляется монтаж по подходящей схеме. Некоторые производители выпускают кондиционеры, совмещаемые с зимними комплектами только этой же марки.

После того, как все этапы монтажа окончены, можно запускать кондиционер в эксплуатацию, но для надежной работы в зимнее время обязательно предусматривают еще внешнюю защиту наружного блока. В частном доме его можно поставить в подбалконное пространство, а в условиях многоквартирного дома прибор прячут под специальный навес, перекрывающий прямой доступ осадкам.

Кондиционер плохо вырабатывает холод

Особенно заметна эта проблема в жаркие дни. Кондиционер работает на полную мощность, но в комнате все равно жарок.

Возможные причины плохой работы устройства:

  • Засорение воздушных фильтров. В этом случае корпус кондиционера перегревается, и срабатывает автоматика на отключение.
  • Утечка фреона. Причина потери хладагента – развальцовка соединений между блоками или пробоина в трубках. В этом случае приходится постоянно заправлять систему фреоном. Если этого не делать, его уровень снизится до критических отметок и прибор выйдет из строя. Заметить развальцовку несложно: на штуцерах внешнего блока при ее наличии появляется иней, наледь или масляные пятна под кранами.
  • Кондиционер не адаптирован к зиме. Это часто случается с аппаратами от азиатских производителей. Температура воздуха в этих странах не опускается ниже +7 градусов, поэтому в условиях суровой зимы такие агрегаты работать не могут. Во время переключения с режима охлаждения на обогрев внутри дренажной системы образуется ледяная пробка и сток конденсата прекращается. Система начинает перегреваться, и вскоре может поломаться. Решить проблему помогает установка дополнительного комплекта для подогрева в зимний период.
  • Наледь на наружном блоке. Она образуется, если кондиционер включается на обогрев при высокой влажности и значительной минусовой температуре. Для предотвращения обледенения нужно оснащать устройство системой авторазморозки. Если такая не установлена, кондиционер нужно перевести в режим охлаждения и дождаться оттаивания. В целом специалисты не рекомендуют включать кондиционер на обогрев, если температура на улице опустилась ниже минус 10 градусов. Это приводит к загустению масла и повышает износ оборудования.

Мнение эксперта
Старостин Константин Адреевич
Специалист по монтажу и обслуживанию кондиционеров

Кондиционер может не справляться с охлаждением помещения, если неправильно рассчитана его мощность при покупке и установке. Можно порекомендовать повесить на окна плотные белые жалюзи, хорошо отражающие тепло и свет. Если это не помогает, единственный выход – приобретение более мощной модели.

Технические характеристики модуля ротации для кондиционера

При помощи радиосигнала из базового модуля на устройство (блок ротации) подается сигнал о прекращении работы. Подобные команды действуют вопреки первоначальным настройкам всей системы. Радиус действия сигнала достигает пятидесяти метров, что удобно для дистанционного управления охладительной системой серверной. Основным преимуществом модуля ротации является его многозадачность, ведь к одному простому блоку подключается сразу несколько габаритных, сложных в эксплуатации кондиционеров. Запуск резервных устройств, сели возникла подобная необходимость, происходит мгновенно, без заминок и промедлений (они могут стоять владельцу помещения драгоценного оборудования).

Модуль ротации – универсальное устройство, способное скрыть недостатки климатической техники. В условиях неправильной работы кондиционера, при помощи блока, регулируется переключение режимов.

Для кондиционеров, установленных в помещениях, где поток поступающих данных нуждается в создании отдельной серверной комнаты, распределение нагрузки является первоначальной задачей. Для чего нужен модуль ротации? Устройство с простыми настройками и определенным принципом работы, гарантирует корректную работу охладителей при любых сменах температуры. В жаркую или холодную пору года модули сбалансируют климат внутри технического помещения – серверной комнаты.

3 Растения для вместо кондиционера

Помимо создания тени и использования влажных полотенец, для охлаждения помещения можно использовать комнатные растения. При этом вы не только сэкономите на кондиционере, но и украсите комнату. А еще растения повышают содержание кислорода в воздухе.

К растениям, которые обеспечивают приятный климат в помещении, относится популярная декоративная пальма хризалидокарпус. Она не только красивая, но и дает много тени благодаря своим большим пальмовым листьям: при условии, что у нее достаточно места для роста.

Для охлаждения воздуха в помещении также хорошо подходит каучуконосный фикус.

Фикус Бенджамина также является одним из популярных комнатных растений. Своими многочисленными листьями он выделяет много влаги, тем самым понижая температуру воздуха. Для хорошего роста ему требуется светлое место. Также следите за тем, чтобы к нему не шел горячий воздух от батарей.

Важно ухаживать за растениями так, как советуют специалисты, регулярно поливать и располагать их в подходящем для них месте. Тогда помещение будет охлаждаться и без использования кондиционера, а само по себе, и вы сможете жаркими днями наслаждаться прохладой дома

  • Как правильно эксплуатировать электрическую косилку: советы эксперта
  • Как сделать мангал из старой стиральной машины

ИК-контроллер. Управление кондиционером в умном доме

Второй вариант – использовать ИК-контроллер. Это универсальный пульт, позволяющий управлять всеми устройствами, оснащенными инфракрасным портом – телевизорами, проекторами, аудиосистемами, сплит-системами. Второе преимущество данного решения – интеграция в систему умного дома, а значит – работа по сценариям в связке с другими устройствами умного дома.

Например:

  • включение кондиционера в зависимости от температуры в помещении;
  • работа по расписанию: включение обогрева или охлаждения за некоторое время до возвращения домой с работы;
  • удаленное включение кондиционера через интернет;
  • возможность настройки включения с помощью беспроводного выключателя, расположенного в любом месте квартиры;
  • голосовое управление;
  • запрет на включение, если открыто окно. Для реализации данного сценария потребуется докупить датчик открытия.

Минусы у данного решения тоже есть – отсутствие обратной связи. В приложении на смартфоне отображается только виртуальный пульт, а текущее состояние кондиционера, режим его работы, температуру или какие-либо сервисные параметры оно не выводит. Находясь на работе можно разве что по истории нажатий определить включен ли в данный момент времени кондиционер. Поэтому рекомендую данные ИК-контроллеры использовать совместно с датчиками температуры и влажности – зашли в приложение, посмотрели температуру и приняли решение включать или нет кондиционер. Или же настроили сценарий на ежедневное включение за полчаса до возвращения с работы, если температура в помещении выше определенного значения.

Пример инфракрасных контроллеров для умного дома:

  • Xiaomi Universal IR Remote Controller;
  • Aqara M2;
  • Яндекс YNDX-0006;
  • MOES Smart IR Controller;
  • BroadLink RM4 Pro, BroadLink RM4 mini и BroadLink BestCon RM4C mini.

Можно ли установить вместо кондиционера климат-контроль

Технически замена обычного автокондиционера на автоматизированную климатическую систему, безусловно, возможна, но подобные работы связаны с большим количеством нюансов, о которых мы поговорим позже.

А пока расскажем, в чём заключаются основные отличия между этими системами, поскольку задачи у них одинаковые – обеспечение комфортного микроклимата в салоне автотранспортного средства.

Автокондиционер – устройство, предназначенное для эффективного охлаждения воздуха внутри машины в жаркое время года, а также для поддержания уровня его влажности на приемлемом уровне. Схема его работы в принципе не отличается от таковой у обычных бытовых кондиционеров, но в силу ограниченности объёма автомобиля и дефицита свободного пространства конструктивные отличия всё же имеются, и немалые. Основные части автомобильного кондиционера – это испаритель, компрессор, осушитель, конденсор. Автокондиционер также связан с работой и других устройств автомобиля – вентилятора системы охлаждения и салонного фильтра.

Приводом для всех активных компонентов автокондиционера является силовой агрегат, поэтому при неработающем двигателе кондиционер тоже не функционирует. За охлаждение внутрисалонного воздуха отвечает хладагент, который циркулирует по внутренней магистрали между вышеназванными компонентами под высоким давлением, переходя их одного агрегатного состояния в другое.

Недостатком автокондиционера можно назвать необходимость ручного включения/выключения без возможности осуществить тонкую настройку температурного режима.

Климат-контроль в этом отношении является гораздо более продвинутым устройством, поскольку позволяет производить как охлаждение, так и нагрев воздуха внутри машины, и осуществляет это в автоматическом (программируемом человеком) режиме. Если в кондиционере степень охлаждения регулируется вручную посредством изменения силы подачи воздуха, не имея возможности влиять на его температуру, то в климатической установке этот параметр можно задавать любым (разумеется, в допустимых пределах).

Установив наиболее комфортный для себя температурный режим, водитель может сколь угодно долго поддерживать его, не прилагая к этому абсолютно никаких усилий. Столь же легко осуществляется изменение пары взаимосвязанных параметров влажность/температура.

Регулировка температуры осуществляется посредством включения либо блока кондиционирования, либо перехода в режим работы отопителя. Параметры влажности и температуры отслеживаются соответствующими датчиками, а управление работой климат-контроля осуществляется электроникой. В полуавтоматической разновидности климат-контроля нет возможности запрограммировать силу и направление потока воздуха, но их можно корректировать вручную. В полностью автоматическом КК эти функции тоже можно устанавливать, как и температуру или влажность.

Наличие климат-контроля позволяет водителю абстрагироваться от функций, связанных с контролем за климатом внутри салона. В качестве примера приведём ситуацию, когда один из пассажиров (или сам водитель) открыл боковое окно. В этом случае в салон начнёт проникать более холодный или горячий воздух, устремляясь соответственно вниз или вверх. Возникнут области с различной температурой, и датчики климатической системы уловят расхождение и компенсируют его, обеспечив более мощный поток воздуха в требуемую зону. Как только окно будет закрыто, климат-контроль самостоятельно вернётся в штатный режим работы. Таким образом, никто в автомобиле не ощутит никаких изменений, чего бы не было, будь автомобиль оснащён обычным автокондиционером.

Более того, установки климат-контроля последних поколений могут обеспечивать различные температурные режимы отдельно для водителя, его соседа справа, а также для заднего ряда сидений (а самые продвинутые – для четырёх человек).

Демонтаж рабочего кондиционера (с фреоном)

Ниже рассматриваются варианты частичного или полного демонтажа рабочего оборудования. Такая процедура необходима при переезде или, как в моем случае, при ремонте. Смысл всей процедуры состоит в том, чтобы перекачать весь фреон в наружный блок и сохранить его там с минимальными (некритичными для функционирования) потерями. Сделать это можно тремя способами.

Способ без манометра

Необходимо собрать хладагент в теплообменнике внешнего блока. Для этого выполняют следующие операции:

Переводят кондиционер в режим охлаждения: включают на пульте режим холода и устанавливают минимально возможную температуру.

  • После запуска кондиционера (в помещении) перемещаются к наружному блоку и снимают защитный кожух в месте входа трубок. 
  • Откручивают заглушки (колпачки) сервисных кранов, которые в рабочем состоянии открыты. Становятся доступными краны под шестигранник. 
  • Перед следующими действиями необходимо убедиться, что компрессор кондиционера работает (что определяется по характерному шуму наружного блока или по холодным кранам).

Если вы занимаетесь демонтажом зимой, а температура ниже, чем можно установить на пульте, компрессор может не включиться, так как посчитает, что в помещении достаточно прохладно. В этом случае придется пойти на хитрость: открыть крышку внутреннего блока, снять сетки и найти температурный датчик. Помощник будет держать датчик в руке, согревать его и искусственно завышать показатели температуры.

Сервисные краны имеют разные размеры, соответствующие размерам всасывающей (толстой) и нагнетательной (более тонкой) трубки. Для того чтобы перекачать фреон в наружный блок кондиционера, выполняют следующие операции:

Закрывают кран с тонкой трубкой. Фреон продолжает поступать во внешний блок, но выхода из него уже не имеет.

  • Выждав несколько секунд (пока весь хладагент не окажется в наружном блоке), перекрывают второй кран. 
  • С помощью шестигранника закручивают кран с тонкой трубкой (по часовой стрелке, до упора). В старых агрегатах с износившимися уплотнителями в этот момент может начать выходить фреон. Постарайтесь завинтить кран как можно быстрее, чтобы минимизировать потери. 
  • После блокировки тонкой трубки вы услышите, что компрессор стал работать с нагрузкой. Так происходит потому, что подача фреона к внутреннему блоку прекратилась, но второй кран открыт, и компрессор продолжает откачивать остатки хладагента из испарителя внутреннего блока. 
  • Теперь нужно подождать 20-30 секунд, а затем закрутить второй кран (на толстой трубке). Время ожидания зависит от длины магистрали: чем она длиннее, тем дольше нужно ждать. При длине 3-5 м хватит 20-30 секунд, для длины 7-10 м достаточно 40-50 секунд.
  • После этого, как весь фреон оказался в наружном блоке, желательно как можно скорее выключить кондиционер, чтобы не перегружать компрессор (это удобно поручить помощнику). 
  • Медные магистрали снимаются, после чего их в обязательном порядке закупоривают, чтобы в испарительную камеру не попала пыль.

Способ с манометром

Отличие заключается в том, что после откручивания заглушек к кранам подсоединяют манометры. Подключение необходимо проводить крайне аккуратно (в перчатках), так как будет выходить хладагент под давлением. После подключения на манометре будет фиксироваться рабочее давление системы.

В процессе блокировки крана тонкой трубки вы будете наблюдать снижение давления на шкале манометра. С помощью прибора вы сможете отследить падение давления до нуля (а не ориентироваться по времени), а затем заблокировать кран толстой линии и сразу же выключить кондиционер.

Способ с потерями фреона

Существует еще один способ, как собрать фреон в наружный блок, но он связан с потерями хладагента. Если нет возможности запустить агрегат (например, при морозе за окном), тогда просто закрывают оба крана (без запуска прибора). Часть газа останется в трубках и во внутреннем блоке, и его придется стравить во время откручивания гаек.

Большая часть газа останется запертой во внешнем блоке, но, возможно, понадобится заправка (или дозаправка) хладагентом. Если устройство рассчитано на работу с фреоном 22, то можно ограничиться дозаправкой.

О тонкостях сохранения фреона перед демонтажом в следующем видео:

Принцип работы кондиционера

Чтобы понять, зачем устанавливается зимний комплект на кондиционер, рассмотрим основные принципы его работы.

Специальное вещество – холодильный агент – циркулирует по замкнутому контуру. В теплообменник внутреннего блока он поступает достаточно холодным и при соприкосновении с воздухом охлаждает его, а сам нагревается. Именно в теплообменнике происходит процесс кипения холодильного агента. Именно кипение является первым из физических принципов, который используется для получения низких температур при работе кондиционера.

На фото: Принцип работы кондиционера в режиме охлаждения

Далее газообразный (именно газообразный) холодильный агент поступает в компрессор, сжимается до высокого давления, в результате чего нагревается. В таком состоянии он поступает в теплообменник внешнего блока – конденсатор. Теплообменник обдувается наружным воздухом, а для более интенсивного теплообмена обдув осуществляется с помощью осевого вентилятора. Именно в этом теплообменнике происходит конденсация холодильного агента, и он из газообразного превращается в жидкий. Горячий холодильный агент обдувается наружным воздухом, отдает ему свою теплоту и за счет этого превращается в жидкий. Таким образом, второй физический процесс для получения низких температур, заложенный в работу кондиционера, – конденсация.

Жидкий, но еще достаточно теплый холодильный агент (средняя температура – плюс 40°C) нельзя подавать в испаритель, так как «холода» он не даст, поэтому холодильный агент поступает в дросселирующее устройство (в сплит-системах это капиллярная трубка или реже – терморегулирующий вентиль (ТРВ)). Именно здесь осуществляется третий физический процесс – дросселирование, – в результате чего резко понижается давление и температура холодильного агента, который затем поступает в теплообменник внутреннего блока и цикл повторяется. Все эти процессы можно проследить на диаграмме ℓgP-i для любого холодильного агента.

Процессы:

1-2 – сжатие в компрессоре; 2-3 – охлаждение в теплообменнике внешнего блока; 3-4 – конденсация в теплообменнике внешнего блока; 4-5 – переохлаждение в теплообменнике внешнего блока; 5-6 – дросселирование в дросселирующем устройстве; 6-7 – кипение в теплообменнике внутреннего блока; 7-1 – перегрев в теплообменнике внутреннего блока.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий