Что такое право государственной собственности на землю?

Муниципальное владение ЗУ

Это земельные территории, расположенные в границах отдельных муниципальных формирований.

Сюда относятся следующие земли:

  • города;
  • районные центры;
  • населенные пункты сельского значения;
  • обобщение нескольких административно-территориальных единиц и прочие.

Распоряжаются землями органы самоуправления с соблюдением законодательных требований.

Использование площадей происходит для удовлетворения потребностей населения:

  • обслуживание коммуникационных путей,
  • развитие инфраструктуры,
  • выращивание сельскохозяйственных культур,
  • взращивание птицы и скота,
  • формирование мест для отдыха,
  • развитие промышленности в границах области.

Ранее в муниципальную собственность передавались безвозмездно объекты государственного значения. После разделения государственной собственности на федеральную, субъектов и муниципальную, к последним отошли следующие объекты вне зависимости от первичной их формы собственности:

  • жилищный фонд и прилегающие к нему территории;
  • земли с инфраструктурой, требуемой для обслуживания ЖКХ;
  • территории под предприятиями розничной торговли, общественного питания, складскими помещениями, домами культуры;
  • земли, находящиеся под школами, детсадами, ПТУ, институтами и прочими образовательными учреждениями;
  • площади под объектами здравоохранения за исключением диспансеров и областных больниц.

Также к землям муниципальных образований отнесены территории, необходимые для обеспечения полноценной жизнедеятельности центра, повышения его продуктивности и обеспечения населения работой.

Право на участок у муниципалитета возникает после принятия и подписания соответствующего решения на его образование.

Далее необходимо собрать требуемую документацию, для этого обращаются к кадастровому инженеру.

Специалист проведет межевание земли, соберет документацию для постановки на кадастровый учет, подготовит топографическую схему.

Если передать землю в пользование решил гражданин, он может выполнить данную процедуру безвозмездно, для этого достаточно соответствующих оснований и заявления от собственника на отказ от земли.

Основаниями могут стать:

  • утвержденный генеральный план у муниципалитета по использованию территорий;
  • утвержденный согласно нормам, проект территориального планирования.

Федеральные земли предоставляются муниципалитетам на основании ст. 39.31 ЗК РФ. Осуществляется передача по заявлению главы муниципального образования. Заявка оформляется и направляется федеральному владельцу участка.

Безвозмездное оформление наделов во владение муниципалитета возможно по различным основаниям:

  • наличие у муниципалитета официальных генпланов и правил пользования землей, а также застройки этих территорий;
  • наличие у муниципалитета официальных схем земельного планирования.

Детально порядок прекращения права собственности на землю описан в гл. VII ЗК РФ.

Прекращение возможно двумя основными способами:

  • добровольно (отказ собственника или отчуждение);
  • в принудительном порядке с учетом требований ЗК и ГК РФ.

Провести отчуждение в пользу других лиц субъект может на основании положения Гражданского Кодекса о свободном распоряжении имуществом, способом, не противоречащим закону и не нарушающим жизненный уклад других субъектов.

Например, предоставить участок в пожизненное владение, аренду или предоставить под выкуп.

Основаниями прекращения служат:

  • законодательные акты со стороны госвласти или местной администрации;
  • предоставление земель для строительства;
  • предоставление земель для иных целей (к примеру, для ведения ЛПХ);
  • приватизация.

Основания прекращения права собственности по воле собственника (в добровольном порядке)

По воле собственника, т.е. в добровольном порядке, право собственности прекращается по следующим основаниям.

1) Отчуждение собственником своего имущества (п. 1 ст. 235 ГК РФ) – оборотная сторона приобретения права собственности на основании сделки об отчуждении имущества (п. 2 ст. 218 ГК РФ). Собственник вправе заключить с другими лицами гражданско-правовой договор (например, купли-продажи, мены, дарения и т.д.), предусматривающий передачу принадлежащего ему имущества в собственность другим лицам.

2) Приватизация (ст. 217 ГК РФ) – особый случай прекращения права собственности. Приватизация – передача государственного или муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц. Приватизация выступает в качестве основания прекращения права собственности лишь для государства и муниципальных образований и становится основанием возникновения права частной собственности (граждан и юридических лиц). Она проводится по решению (воле) самого публичного собственника, в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

3) Гибель или уничтожение имущества (п. 1 ст. 235 ГК РФ) – единственное основание прекращения права собственности, гарантированно не являющееся основанием возникновения этого права у другого лица.

Гибель и уничтожение означают необратимое физическое прекращение существования вещи. При этом могут сохраниться отдельные детали, остатки вещи, которые также могут выступать в качестве объектов права собственности.

Гражданский кодекс не разграничивает понятия “гибель” и “уничтожение”. В теории считается, что гибель не зависит от воли субъекта, она – результат случайного события, т.е. под гибелью имущества можно понимать утрату имущества, как правило, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть не зависящих от волеизъявления собственника имущества.

Уничтожение имущества- целенаправленное разрушение вещи, приведение ее в негодность, которое может осуществляться самим собственником или иным лицом.

В судебной практике понятия “гибель имущества” и “уничтожение имущества” отождествляются.

Помимо физического, возможно и юридическое уничтожение вещи, когда физически она продолжает существовать, а юридически – нет. (Например, разделенный земельный участок утрачивает прежний кадастровый номер и юридически превращается в несколько новых объектов.) Однако при этом вместо прекратившегося права на прежнюю вещь возникает право на новую.

4) Отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ) – не совсем основание его прекращения, а скорее возможная предпосылка для приобретения другим лицом права собственности на бесхозяйное имущество (ст. ст. 225, 226 ГК РФ). Другими словами, право собственности лица, отказавшегося от вещи, прекращается не с момента фактического отказа собственника от права на вещь, а с момента приобретения права собственности на нее другим лицом. До приобретения права собственности на вещь другим лицом предыдущий собственник не освобождается от бремени содержания вещи и исполнения иных обязанностей собственника. Иное лицо, в зависимости от ситуации, может приобрести право собственности на вещь, от которой собственник отказался, как на брошенную вещь (ст. 226 ГК РФ), в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).

Об отказе от права собственности можно сделать объявление (в том числе с использованием средств массовой информации) или совершить иные свидетельствующие о таком отказе действия (скажем, выбросить вещь; поместить вещь в месте сбора мусора и прочих бытовых отходов), в результате чего соответствующая вещь приобретет статус бесхозяйной.

Отказ от вещи должен соответствовать действительному волеизъявлению собственника и не должен быть вынужденным. Само по себе бездействие собственника вещи не свидетельствует по общему правилу о намерении отказаться от права собственности на нее.

Отказ от права собственности допускается только для граждан и юридических лиц. Это право не распространяется на публичные образования – Российскую Федерацию, ее субъектов и муниципальные образования.

Частые вопросы

Что такое право владения земельным участком?

+

Это документально-заверенное право, дающее возможность физически обладать и управлять земельным наделом. То есть собственник вправе распоряжаться, владеть и пользоваться своим ЗУ.

Какие права и обязанности у лица с правом владения ЗУ?

+

Собственник имеет полное имущественное право, регламентируемое содержанием норм из ст.15 ЗК РФ, а также ст.209 ГК РФ. Право собственности на землю предполагает, что у собственника есть возможность владеть, пользоваться и распоряжаться своим ЗУ. Среди обязанностей землевладельца – использование земель по назначению, соблюдение экологических, санитарно-гигиенических, строительных и пр. норм, правил пожарной безопасности, чистоты участка, сохранение спецзнаков, установленных на участках (в частности, геодезических).

По каким основаниям возникает право собственности на ЗУ?

+

Такое право возникает на основании сделок (купли-продажи, мены, дарения или пожизненного содержания с иждивением), актов государственных или муниципальных органов, решений суда, при наследовании, правопреемстве, а также в случаях приобретательской давности.

В каких случаях прекращается право собственности на ЗУ?

+

Оно прекращается при отчуждении собственником своего ЗУ другим лицам, отказе собственника от права собственности на участок, а также по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ и ЗК РФ (в ред. ФЗ от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ).

Выкуп в собственность

Это сложный и многоэтапный процесс. Он зависит от различных факторов: места расположения земли, формы использования надела, территории региона (где находится участок).Выкупить землю разрешается по нескольким основаниям:

  • лица, имеют объекты недвижимости на участке;
  • религиозным организациям разрешается выкупить надел, если на его территории расположены постройки, предназначенные для благотворительности или религиозных целей;
  • арендатор, использующий земли под сельскохозяйственные нужды, может ее выкупить только через 3 года после заключения договора аренды.

Лица, принявшие решение о приобретении новой собственности, проходят следующие этапы:

  1. составляется и подписывается предварительный договор;
  2. вносится аванс за участок;
  3. проводится оценка стоимости земли;
  4. сравнивается рыночная и кадастровая стоимость;
  5. принимается вопрос о реализации объекта;
  6. окончательное заключение сделки;
  7. оформляется собственность на владение.

Если будет установлено, что кадастровая стоимость превышает рыночную, то необходимо сделать переоценку выкупаемого объекта, так как расчет окончательной цены проводится от стоимости по кадастру.

Понятие муниципальной собственности на землю

Муниципальная собственность – относительно новый экономический институт. Первым шагом на пути отделения местного самоуправления от государственной власти стало принятие 09.04.90 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Самостоятельность муниципалитетов на конституционном уровне впервые закреплена в 1992 году.

Ст. 12 Конституции РФ от 12.12.93 г. гарантирует самостоятельность местного самоуправления. Ст. 130 Основного закона наделяет его правом самостоятельно реализовать правомочности собственника в отношении объектов муниципальной собственности.

Очевидно, что основа реальной, а не декларативной самостоятельности территориальной общины находится в экономической плоскости. Чтобы разрешать вопросы местного значения, нужны средства. Одним из главных источников наполнения местных бюджетов должны стать доходы от муниципальных земель.

Это положение особенно актуально в отношении сельских населенных пунктов, общины которых не владеют иными ценными природными ресурсами, промышленными предприятиями или коммерчески привлекательной недвижимостью. Такие муниципалитеты черпают средства путем:

  • передачи земель в аренду и собственность частным лицам;
  • самостоятельного хозяйствования на земле путем создания унитарных предприятий или участия в деятельности коммерческих структур в качестве соучредителя;
  • взимания земельного налога, отнесенного законодателем к числу местных (регламентирован гл. 31 разд. X Налогового кодекса РФ).

Государство и охрана земель

Охрана земель (а именно так называется одна из глав ЗК РФ) ─ не только важнейшая экологическая, но экономическая и социальная задача, в решении которой государство должно принимать и принимает самое активное участие. Учитывая значение земли как важнейшего природного ресурса, тщательный государственный контроль за использованием земель и государственный контроль за охраной земель являются объективной необходимостью.

Обязанность государства ─ управление мониторингом земель, государственным земельным надзором, землеустройством.

Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга, представляющего систему наблюдений за состоянием земель. Его объекты ─ все земли в Российской Федерации.

Государственный земельный надзор регулируется Положением «О государственном земельном надзоре», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 и устанавливающем порядок его осуществления, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства. Важная роль в этой работе отводится должности ─ государственный инспектор по охране земель (полное название ─ государственный инспектор по использованию и охране земель). Главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель является Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а «солдатами» его «армии» ─ должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальных органов.

Возникновение муниципальной собственности на землю

При муниципальном владении участками земли права владельца от имени муниципалитета реализуются местными органами власти (пункт 2 ст. 215 ГК РФ). Местные власти вправе распоряжаться землями, относящимися к данному муниципальному образованию по своему усмотрению, в том числе передавать их в частную собственность, сдавать в аренду и т.д. Муниципальная собственность возникает в следующих случаях:

  • При передаче наделов данному муниципалитету из федерального или регионального фонда;
  • При покупке земель муниципальными властями;
  • При предоставлении муниципалитету государственных земель для реализации социальных программ;
  • При отказе частного владельца от своих наделов;
  • В случае выморочных участков.

Частный владелец, земельные участки которого находятся на территории муниципального образования, имеет право отказаться от владения своими землями, и тогда они переходят в собственность муниципалитета (пункт 1.1 ст. 19 ЗК РФ). Если единственный собственник земельного надела умер, и у него не осталось наследников, либо наследники отказались от получения своих законных долей, то такой надел считается выморочным имуществом и переходит во владение того муниципального образования, на территории которого он расположен. Объекты и субъекты Объектами муниципальной собственности могут выступать земельные наделы, находящиеся в границах данного муниципалитета. К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных кооперативов). Субъекты муниципальной собственности — это должностные лица и организации, осуществляющие непосредственное управление и распоряжение землями данного муниципального образования.

Такими субъектами могут выступать:

  • Главы муниципальных образований;
  • Законодательные органы власти;
  • Подразделения городской администрации;
  • Унитарные предприятия;
  • Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.

Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований. Какие земли находятся в муниципальной собственности В муниципальном владении могут находиться любые участки, расположенные внутри границ данного муниципалитета. По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:

  • Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
  • Участки, полученные при разграничении государственных владений;
  • Участки, приобретённые муниципальными властями;
  • Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.

Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации

Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы. Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Сельскохозяйственными землями;
  • Промышленными землями.

Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны. Виды муниципальной собственности В настоящее время муниципальная собственность на земельные наделы представлена в четырёх видах:

  • Закрытая;
  • Публичная;
  • Нераспределённая;
  • Предоставленная.

К закрытым муниципальным земельным владениям относятся территории муниципальных предприятий с наличием пропускной системы, а также земли под зданиями правительственных и силовых структур.

В каких случаях граждане могут приватизировать земельный участок бесплатно?

  • граждане по истечении 5 лет со дня предоставления участка в безвозмездное пользование не более чем на 6 лет для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства при условии использования участка в соответствии с разрешенным использованием (в отдельных случаях требуется соблюдение дополнительных условий – например,  работа по основному месту работы в муниципальном образовании по определенной специальности)
  • граждане, имеющие 3 и более детей
  • граждане в отношении земельных участков на территориях субъектов РФ в составе Дальневосточного федерального округа
  • в иных случаях, указанных в региональном законодательстве

Пользование имуществом гражданами

Приватизированием федерального или муниципального имущества называется его отчуждение в частные владения физических или юридических лиц. Объекты, подлежащие приватизированию, подразделяются на:

  • предприятия;
  • незавершённые строения;
  • земельные территории;
  • жильё.

Доходы от приватизированных объектов поступают в бюджет муниципалитета или субъекта федерации.

Обычным гражданам право собственности на муниципальное имущество может быть передано в результате:

  • продажи на аукционе;
  • договора аренды;
  • выкупа без торгов.

Арендовать земельный участок можно непосредственно у местной администрации, а можно воспользоваться переуступкой. Уступка пользования арендной землёй возможна, если предыдущий арендатор добровольно соглашается передать участок новому пользователю по договору цессии. При этом он остаётся во владении и распоряжении муниципалитета.

Условия выкупа земельного участка включают в себя необходимость проведения публичных торгов. Однако, право государственной или муниципальной собственности на участок земли передаётся некоторым категориям граждан на преимущественных основаниях при соблюдении следующих пунктов:

  • надел находится в аренде непрерывно более 2 лет;
  • условия аренды не нарушались, плата вносилась своевременно.

В таких случаях гражданин имеет возможность выкупа земельного участка без торгов. Получить надел земли можно различными способами, образовав его из уже имеющегося:

  • раздел — например, на муниципальной или государственной территории находится частное строение;
  • перераспределение смежных территорий;
  • выдел.

Имущество, которое было приватизировано частными лицами, может быть использовано только по целевому назначению. Однако, по запросу в органы местного самоуправления цель использования может быть изменена.

Некоторые объекты приобрести в частную собственность невозможно. К таким относятся образования соцзащиты, образования, медицины, жилой фонд. Денежные средства, которые поступают в бюджет от продажи имущества должны быть использованы на содержание и обслуживание социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов, финансирование социальных программ.

Программа приватизации имущественных объектов муниципалитета и федерации должна быть максимально прозрачной. Она утверждается ежегодно, а результаты публикуются в официальных изданиях муниципалитета.

Заключение

Публичная собственность – важное направление для обеспечения безопасности населения, удовлетворения всех потребностей, присутствующих в обществе в настоящее время. Без соответствующей технической, материально-финансовой базы проблему невозможно было бы решить

Благодаря публичной собственности население имеет возможность отдыха.

Муниципальная собственность помогает организовать проживание и отдых, работу для населения. Всего на территории РФ насчитывается около 14,5 тысяч муниципальных образований. При этом у обычных граждан есть право приватизировать землю или любой другой объект, относящийся к данной категории.

Чтобы узнать подробнее о том, какие виды собственности бывают и какую лучше выбрать для бизнеса, смотрите это видео:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий