Фасадное освещение частного дома — требования и типы

Принципы освещения зданий

Независимо от типа выбранной подсветки существуют общие принципы ее организации, которые позволяют достигнуть максимального эффекта. Перечень данных принципов выглядит следующим образом:

Грамотное проектирование подсветки. Необходимо определиться, будет освещаться все здание или только некоторые элементы фасада, нужна ли подсветка окружающего ландшафта. Исходя из ответа на этот вопрос подбирается оборудование, определяются точки его расположения и общая стоимость работ. Для подсветки загородного дома или коттеджа проект можно сделать самостоятельно. Если речь идет об общественном здании или экскурсионном объекте, то лучше прибегнуть к помощи специалистов;

  • Соблюдение стиля. Освещение должно подчеркивать архитектурный стиль здания, а не противоречить ему. Также необходимо учитывать композиционное решение окружающего ландшафта, чтобы подсвеченное здание не выбивалось из стиля;
  • Совмещение видов освещения. Иногда для создания эффектной инсталляции необходимо использовать, как минимум, несколько принципов подсветки.
  • Безопасность. Подсветка здания всегда сопряжена с прокладыванием кабелей и работой с электрическим оборудованием. Соблюдение техники безопасности – один из основных принципов.

О декоративном освещении зданий

Освещение давно перестало использоваться только функционально. Оно приобрело декоративное направление, стало эстетичным и привлекательным. Декоративное освещение зданий – прием для создания необыкновенной атмосферы в ночное время суток.

При выполнении современного художественного освещения фасадов зданий используют светодиодные устройства, способные придать ему изысканность и неповторимость.

Даже при использовании самых совершенных осветительных приборов, необходимо их применять в соответствии с техническими условиями на продукцию и требованиями производителя. Только грамотный расчет светодиодного освещения и правильное расположение светильников обеспечат здоровое зрительное восприятие света и комфортные условия проживания человека. Для получения расчетных данных проектировщики пользуют российскими санитарными правилами (СНиП) и техническим паспортом определенного led устройства.

Расчет необходим для организации эффективной осветительной системы, для равномерного распределения светового потока

Следует принять во внимание, чем ярче источники излучают свет, тем дальше их располагают друг от друга

Востребованность архитектурного освещения не исключает внимания к требованиям по электробезопасности и защищенности светотехнического оборудования и качеству светильников.

Дизайнеры архитектурного освещения, специалисты установщики светового оборудования, используя современную культуру и новые технические ресурсы, делают свет инструментом искусства.

Виды используемых светильников

В архитектурном освещении задействуют практически все типы существующих светильников. Но к ним предъявляют совсем иные требования, нежели к тем, что ставят внутри помещений. Вот эти требования:

  • возможность работать при любых климатических условиях;
  • герметичность корпуса, отсутствие дополнительных швов;
  • 100 % электробезопасность, пожаробезопасность;
  • стойкость к механическому воздействию;
  • высокая степень пыле-, влагозащиты (от IP65);
  • удобство в обслуживании;
  • корпус из нержавейки, алюминия, листовой стали с антикоррозионным покрытием.

Сейчас выпускают такие источники света для фасадов:

  • грунтовые;
  • линейные;
  • точечные;
  • акцентные.

Лампы для таких устройств бывают люминесцентными, металлогалогенными, но перспективными считаются только светодиодные. Их преимущества — максимальная яркость и небольшая мощность, а также длительный срок службы. Диоды работают при температурах -40…+40 градусов, быстро и легко запускаются, не мигают. Спектр цветовой температуры диодов огромен (2700-6500 К), поэтому дизайнер сможет подобрать тон, оттенок, текстуру света. Особые формы диодов — линейки и шнуры. Это ленты с круглым или прямоугольным сечением, выпускаемые в разных вариациях.

Некоторые ученые отмечают риск «светового загрязнения», которое нарушает здоровье людей и не дает созерцать чистое ночное небо в городах. Решить проблему могут особые технологии, снижающие интенсивность такого типа загрязнения и минимизирующие расходы на электроэнергию. Полностью обойтись без светодизайна зданий нельзя – он несет декоративную и практическую функции, поэтому применяется повсеместно.

Как подобрать размер прожекторов?

На самом деле все достаточно просто. Диаметр лампы должен составлять чуть больше размера обычной лампочки. Для больших многоэтажных домов, рекомендуется выбирать модели радиус которых варьируются в пределах от 40 до 50 см.

Для светильников направленного света рекомендуется выбирать галогеновые диоды. Они потребляют минимум электрической энергии, и предотвращают перегревание корпуса светильника. В дополнении к таким приборам прилагаются разнообразие насадки. Они позволят создавать каждый раз новые виды подсветки.

Для крыльца и входной части дома, рекомендуется применять интенсивные рассеиватели света. Специальные отражатели обладают заливным освещением.

Какие требуются условия

Архитектурную подсветку зданий устанавливают прежде всего из пожелания заказчика. До установки эксперты также должны учесть характерные детали сооружения — стиль, геометрия составляющих

Необходимо принять во внимание местоположение здания, так как подсветка должна иметь яркий вид на фоне смежных построек. Для создания контраста между фоном и зданием необходимо организовывать уличную подсветку дворовой территории

Также важным станет правильно подобрать светильники, прожекторы, прочие осветительные приборы, рассчитать их число. К примеру, постройки развлекательного характера оформляются ярче, офисы требуют менее навязчивый и броский свет. Исторические сооружения подсвечиваются таким образом, чтобы не нарушалась задумка строителей. Во время приобретения светильников учитываются следующие параметры:

  • производительность;
  • вид;
  • цветовые температурные показатели;
  • цвет.

Важно! Материал фасада также имеет важное значение во время установки освещения. Металл, поверхности из стекла и глянец снижают яркость подсветки, иногда появляются слепящие пятна

Тут требуется правильно расположить световые источники, чтобы освещение было ярким.

Вам это будет интересно Особенности инфракрасной лампы для обогрева

Расположение источников света

Существуют другие требования к подсветке фасада. Монтаж техники происходит таким образом, чтобы он был доступен для ремонтных работ и замены светильников. На улице в городе фасадная подсветка не должна ослеплять водителей автотранспортных средств.

Правила, соблюдаемые во время планирования архитектурной подсветки:

  • колонны освещаются светильниками с узкими рассеивающим лучами;
  • карнизы подсвечиваются линейными спецпрожекторами, которые создают длинную линию;
  • простенки между окон на 1 этаже освещаются торшерами либо прочими обособленно находящимися осветительными устройствами;
  • скульптуры выделяются с помощью металлогалогенных светильников с цветопередачей свыше 80;
  • примерная яркость фасада с учетом значимости постройки варьируется в пределах 4-10 кд/кв. м.

Важно! Чтобы выполнить проект, применяется специальный софт на ПК, существенно облегчающий работы дизайнера. Когда приготовлена вся документация, необходимо согласовать работы с контролирующими инстанциями

Лишь после этого возможно приступить к установке.

Проект освещения дома

Чем занимаются светодизайнеры

Разработка концепции системы освещения. Эта часть работы предполагает сбор подробной информации об объекте (жилом помещении, ресторане, кафе, баре, офисе, торговом центре и т.д.), пожеланий заказчика, постановку целей и задач проекта. Нередко на этом этапе выполняется начальный скетчинг — примерная визуализация концепции освещения для согласования с заказчиком. 


Скетч интерьера кафе от Ira Lensberr. Источник

Светотехническое проектирование. Это основная часть работы, которая предполагает редактирование проекта здания или помещения с учетом размещения осветительных приборов (а нередко и создание проекта с нуля). Кроме того, выполняются светотехнические расчеты в программе Dialux EVO, одной из наиболее популярных в этой области. Также на этом этапе подбирают оборудование с конкретными техническими характеристиками. 


Проектирование освещения бара в Dialux EVO от Light Visualizer. Источник

Визуализация. Для представления заказчику часто делают высококачественные реалистичные рендеры — изображения будущего интерьера или экстерьера здания на основе выполненной ранее 3D-модели. Визуализация выполняется с помощью специализированного ПО — рендереров, или графических движков. Оно может быть встроенным в 3D-софт или устанавливаться отдельно. Иногда для презентации клиенту создают не только цифровые изображения, но и печатные альбомы, которые можно внимательно изучить и сохранить на будущее. 


Освещение заведения Lamp Coffee Shop от Ahmed Nagdy. Источник

Подготовка финальной документации. На этом этапе в проект вносят корректировки в зависимости от пожеланий заказчика, готовится полный пакет чертежей и спецификаций электроприборов, а также выполняется финальная визуализация, с которой в итоге будут сверять результат отделки помещения. 

Авторский надзор или реализация. Это опциональный этап светового дизайна, который агентства предлагают как дополнительную услугу. Авторский надзор — это контроль воплощения проекта. В процессе светодизайнеру нужно взаимодействовать с заказчиком, архитектором и исполнителями проекта на всех этапах реализации. Производится не только установка и проверка работы приборов, но и настройка световых сценариев — правил грамотного использования осветительных приборов. В системах «Умный дом» световые сценарии настраиваются и применяются автоматизированно по голосовым или ручным командам. 


Световой дизайн рабочего кабинета от Yevhen Zahorodnii, hilight.design и Igor Chupahin. Источник ИСКРА — неделя знакомства с дизайн-профессиями

бесплатно
ИСКРА — неделя знакомства с дизайн-профессиями

Какие они — востребованные в IT дизайн-профессии? Знакомьтесь с ними в течение недели, выбирайте подходящую и получайте полезные подарки каждый день.

разжечь искру

Гармоничные решения для ландшафтного дизайна

Экстерьерная иллюминация и подсветка прилегающей территории будут выглядеть целостно, если придерживаться нескольких правил:

  • круглогодичное фасадное освещение загородного дома должно базироваться на оборудовании, способном функционировать при тяжелых метеоусловиях и значительных температурных перепадах;

  • оформление участка следует основывать на световом балансе, чтобы помимо непосредственно дома и дорожек были видны малые архитектурные формы, насаждения, водоемы;

  • отправной точкой и самым ярким элементом в композиции всегда должен быть коттедж;

  • чтобы прогулка в темное время суток была психологически комфортной, на этапе проектирования следует позаботиться о полноценной освещенности границ владений.

Освещение фасада загородного дома и прилегающего участка может быть выполнено с применением оборудования на солнечных батареях. Мобильные решения реализуются в разнообразных дизайнах, их аккумуляторы в течение дня накапливают солнечную энергию, затем с наступлением темноты автоматически активизируются светодиоды. В зависимости от емкости батареи такие устройства способны непрерывно функционировать всю ночь или включаться при приближении человека.

Гармоничное сочетание глубинной подсветки водоемов и встроенных с плитку ламп с мягким излучением

Дорожки, зоны отдыха, хозяйственные постройки часто декорируют с помощью маркировочного освещения. Оно заполняет пространство мягким светом, иллюстрирует направление движения. Светящиеся камни, задействованные в оформлении наряду с брусчаткой и тротуарной плиткой, благодаря встроенным светодиодам ненавязчиво очерчивают удобные прогулочные границы.

Область применения уличного художественного света

Архитектурное освещение применяется в самых различных областях. Его можно увидеть на торговых развлекательных центрах, гостиницах, ресторанных комплексах и т. п.

Такая подсветка добавляет коммерческим заведениям солидности и привлекательности, а также непроизвольно притягивает к ним взгляд, что является эффективным маркетинговым ходом.

Помимо этого, существует еще несколько типов сооружений, которые довольно часто украшаются архитектурной подсветкой, а именно:

  • частные дома и дачи;
  • здания общественного и административного назначения;
  • производственные постройки;
  • исторические и архитектурные памятники, а также другие предметы искусства;
  • мосты;
  • вокзалы, аэропорты и т. п.;
  • парки, аллеи, деревья и кустарники.

Нормы и правила архитектурного освещения зданий

Теперь, давайте рассмотрим каждый из этих аспектов более подробно, с указанием норм и правил, предъявляемых к каждому из них. Кроме того, изучим рекомендации, которые дают нормативные документы к различным объектам.

Классификация улиц и дорог

Прежде всего, рассмотрим вопрос: «Почему нормы архитектурного освещения так требовательно относятся к расположению здания?».

Допустим, есть два здания: одно из них располагается на центральной улице крупного города, второе — в загородном дачном поселке. Интенсивность освещения для этих зданий должна быть разная. Ведь в загородном населённом пункте, фоновая освещенность на порядок ниже.

Фоновая освещенность улиц городов

Исходя из этого, в СНиП 23-05-95 была разработана классификация улиц и площадей по фоновой освещенности. Данная классификация сведена в табл.37 нормативного документа.

Согласно нее, освещенность фасада дома в крупном городе должна быть 10 кд/м2. Освещение же фасада загородного дома может быть всего 4 кд/м2.

Если не придерживаться этих норм, здание в центре города будет слишком блеклым, а дом в загородном поселке, будет иметь слишком яркое освещение.

Еще один аспект, на который мы бы советовали обратить внимание — это окружающее пространство. Если рядом с нашим домом расположено здание со значительными площадями остекления, из которого струится освещение, то это следует учесть при расчетах

В этом случае, независимо от категории улицы, яркость фона следует принимать более 5 кд/м2. Соответственно, средняя освещённость нашего фасада должна быть не меньше 10 кд/м2.

На фото таблица 37 СНиП 23-05-95

Так же мы рассматривали случай, когда наше здание затенено растительностью. Она значительно снижает яркость фона. Поэтому, независимо от расположения здания, нам в этом случае нужно будет достичь средней освещенности в 4 кд/м2.

Еще один вопрос, на котором следует заострить внимание — это точка обозрения здания. Согласно СНиП 23-05-95, если она расположена на расстоянии в 1км и более, то допускается увеличивать среднюю освещенность здания до необходимой величины

Теперь, что касается угла падения света. Практически все поверхности зданий относятся к так называемым, диффузным поверхностям (с рассеянным отражением света). При угле падения света в 45о, они по-разному отражают свет — и это следует учитывать при проектировании.

Фасад при диффузном отражении света

Если у нас имеется гладкая поверхность фасада, покрытая полимерными красками, то мы имеем диффузное отражение света.

В этом случае, свет отражается равномерно во всех направлениях.

Мраморный фасад здания

Для гладких матовых поверхностей – таких, как шлифованный гранит, мрамор, травертин, неглазурованная плитка, гладкий бетон и тому подобное, отраженность будет направленно-рассеянной.

То есть, в данном случае большая часть отраженного света, будет распределяться по направлению зеркальной отраженности. Меньшая часть света, будет отражаться под другими углами.

Фасад с шероховатой поверхностью

Если имеется фасад с матовой офактуренной или шероховатой поверхностью, например: оштукатуренный полимерцементным составом с мелкозернистым наполнителем, то такая поверхность так же даёт направленно-рассеянное отражение света.

Только в этом случае, большая часть отраженного света направлена к источнику.

Фасад с шероховатой блестящей поверхностью

Если фасад имеет шероховато-блестящую поверхность, например: облицован тесанным гранитом, кварцевым песком или стеклом, то он дает направленно-рассеянное отражение.

Но в этом случае, инструкция говорит нам о том, что отражение будет распределяться примерно поровну между направлением к источнику света и его зеркальным отражением.

Фасад с гладкой блестящей поверхностью

Последним вариантом, является фасад с гладкой блестящей поверхностью.

Она может быть получена при использовании шлифованного мрамора, гранита или глазурованной облицовочной плитки.

В этом случае, отражение света будет смешанным со значительными бликами по направлению к зеркальной отлаженности.

Но это еще не все. Как известно, отраженность зависит еще и от цвета облицовки. Так, согласно таблице 38 СНиП 23-05-95, белый цвет дает коэффициент отражения равный 0,6. А черный цвет имеет коэффициент отражения менее 0,15.

Таблица 38 СНиП 23-05-95

Виды комбинированного освещения

Выделяют несколько типов, отличающихся по особенностям реализации. В помещении могут быть использованы разные виды, нет никаких ограничений.

Освещение естественного типа

Комбинированная система представляет собой оконные проемы в стенах и в крыше. При этом у естественного варианта есть особенности, которые нужно помнить при планировании:

Окна в стенах располагаются так, чтобы обеспечить равномерное поступление света в помещение. Их размер определяется исходя из площади внутри. Но при этом слишком большие окна обойдутся дорого, плюс через них потери тепла будут намного больше

Важно определить оптимальную высоту и ширину, а также количество.
В производственных цехах на крыше делают конструкцию, которая называется фонарь. Это надстройка с окнами с обеих сторон, которая чаще всего идет по всей длине строения

Такая конструкция упрощает строительство и снижает риск протечек.
На мансардных этажах вставляются специальные окна, которые дополняют свет из проемов на фронтонах. Этот вариант подходит для небольших строений.


Комбинированное естественное освещение в частном доме.

Освещение искусственного типа

Комбинированное искусственное освещение – основной вариант в большинстве помещений. Оно не зависит от погоды на улице и обеспечивает комфортную обстановку в любое время суток. Чаще всего основой выступает общее освещение, оно подбирается под конкретные условия.

Дополнительные элементы подбираются под специфику выполняемой работы или в соответствии с особенностями той или иной комнаты. Например, на кухне надо подсветить рабочую зону, а в коридоре – пространство около зеркала. Ниже описаны конкретные варианты, встречающиеся чаще всего.


Комбинированный искусственный свет – основной вариант для производственных помещений.

Общее

Может применяться в разных помещениях, где нужно время от времени менять интенсивность освещения или выделять отдельные части комнаты. Например, вдоль стены ставятся встроенные светильники, которые включаются, если надо осветить обеденный стол, зону отдыха и т.д.

Еще одна разновидность – трековые системы, которые не только направляются в нужное место и включаются когда необходимо, но и могут передвигаться в любую точку на шине. Могут использоваться комплексы из оборудования разного вида, чтобы за счет их комбинации добиваться нужного результата.

Местное

Этот вариант также может быть комбинированным. Чаще всего на стене или потолке расположен светильник, который освещает отдельную часть комнаты, а также применяется дополнительное оборудование. Например, настольный светильник, который можно включать, если надо выполнять работы особой точности.


Пример сочетания местного освещения – настенный, настольный и напольный светильники.

Иногда требуется менять цвет подсветки или использовать специальные лампы, они дополняют общий или местный свет и применяются по необходимости. В качестве дополнительного варианта может выступать светодиодная лента.

Кстати! Если установить большое количество точечных светильников, можно обойтись и без люстры.

Декоративное

В этом случае смешанный свет станет отличным решением, так как с его помощью можно разнообразить декоративную подсветку. Например, установка светильников направленного света и встроенного оборудования, чтобы можно было комбинировать режимы или менять их в зависимости от ситуации.

За счет установки разных вариантов света несложно менять акценты в помещении и заострять внимание на нужных объектах. Современный вариант – светодиодное оборудование, особенно хорошо совмещаются точечные светильники и диодные ленты

Общие сведения

Декоративная функция подсветки фасадов всегда должна дополняться функциональностью такого освещения. Выполняя подсветку фасадов загородного дома, следует помнить, что ее правильная организация является практически искусством, ведь с помощью освещения дом можно выгодно выделить на фоне соседних сооружений, подчеркнув отменный вкус хозяина.

Профессиональное выполнение архитектурно-художественного освещения придаёт загородному дому солидность и делает проживание в нем более комфортным. Грамотно выбранный прожектор или светодиодная подсветка гарантируют отличный внешний вид строения в сочетании со стопроцентной безопасностью.

Грамотно выбранный прожектор или светодиодная подсветка гарантируют отличный внешний вид строения в сочетании со стопроцентной безопасностью

Виды архитектурной подсветки

Конечная цель архитектурной подсветки — выделить дом на фоне остальных построек и подчеркнуть статус владельцев. Вместе с тем, эстетика — не единственная причина, по которой все большее число хозяев стремятся украсить свое жилье при помощи световых эффектов. Продуманное наружное освещение фасада не только украсит фасад, но и обеспечит комфорт и безопасность.

Для частного дома принято выделять три вида архитектурной подсветки:

Классическая. Статическое (неподвижное) освещение выполняется в белом цвете, теплом или холодном. Несмотря на незамысловатое, в среднем, исполнение, такой вариант остается самым популярным. Фасад получается светлым, не перенапрягает глаза и смотрится выигрышно, особенно для построек в классическом стиле.


Классический способ подсветкиИсточник yandex.md

Современная. Включает цветную RGB-подсветку, включая основанную на динамическом управлении цветом (по протоколу DMX). Сценарий освещения может включать любые оттенки, регулировать интенсивность и цветовую гамму, как в статике, так и в динамике. Подобное освещение редко встречается на фасадах частных домов в чистом виде

К нему прибегают, когда необходимо максимально привлечь внимание, например, во время новогодних праздников


RGB-подсветкаИсточник electrikmaster.ru

Комбинированная. В подсветке используют оба способа, сочетают разные цвета и применяют разное оборудование. Воплощение требует творческого подхода и тщательного исполнения.


Комбинированный вариантИсточник joannapracka.com

Динамическая подсветка

Уникальность этого светового дизайна состоит в том, что его можно комбинировать с любым другим вариантом архитектурного освещения, от чего они становятся только более зрелищными.

При проектировании динамической подсветки используются специальные контроллеры и датчики, позволяющие менять интенсивность светового потока и цветовое решение стен в зависимости от музыки, погоды, времени суток и пр.

Изменения могут быть внесены как в ручном, так и в автоматическом режиме.

Основными элементами данного проекта являются светильники, светодиодные прожекторы и ленты, а также специальное оборудование, которое управляется при помощи электроники.

К сожалению, фото подсветки фасадов подобного типа не отражают всей красоты и зрелищности декоративной составляющей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий