Положено ли выделение земельных участков ветеранам боевых действий?

Льготы для ветеранов при получении земельных участков

Ветераны ВОВ, труда, афганской войны, военные пенсионеры сегодня наделены многими льготами, но среди них нет преимуществ по выделению им участков земель безвозмездно.

Но государство гарантирует им:

  • обеспечение жильем (если они успели подать заявку до 2005 года);
  • оплату половины расходов по содержанию жилплощади;
  • внеочередное оказание медицинской помощи;
  • внеочередной неоплачиваемый отпуск;
  • зачисление в вузы и средние учебные заведения;
  • выплаты матпомощи;
  • снижение налоговой базы на участок на 10 тыс.руб. или полное освобождение от налога.

Теперь ветераны на общих основаниях подают заявку на выделение им земель под ИЖС, а муниципальные власти в двухнедельные сроки обязаны провести аукцион по продаже или его аренде.

Но, при проведении аукциона у ветеранов есть внеочередное право на получение земли.

Для того чтобы им воспользоваться, нужно приложить к установленному пакету документов для участия в торгах удостоверение ветерана боевых действий.

Если в течение месяца после публикации соответствующей информации в местных СМИ не было выявлено других претендентов на эту землю, она передается заявителям. После строительства и регистрации на участке дома, ее можно перевести в свою собственность по упрощенной схеме.

Если в регионе действует программа по улучшению жилищных условий, то ветераны имеют преимущества перед другими очередниками. На практике эта норма реализуется достаточно неэффективно.

Первоначально ветеран должен подтвердить свой статус нуждающегося в улучшении жилья.

Для этого количество квадратных метров на человека в семье ветерана не должно превышать регионального норматива или же его дом должен быть признан аварийным.

После чего он обращается в местную администрацию с копиями необходимых документов. Ветерана ставят в очередь, где он имеет определенные преимущества. По факту в очереди он может простоять и 5, и 15 лет, пока не найдется подходящая земля.

Основания для отказа в предоставлении земли

Государственный или муниципальный орган может отказать в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если есть одно из оснований, определенных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.

Приведем несколько первых:

  • Если заявление о предоставлении земельного участка подало лицо, не имеющее по земельному законодательству права на покупку земельного участка без организации торгов;
  • Если указанный в заявлении надел предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, кроме ситуаций, когда заявление подал обладатель таких прав или было подано заявление о предоставлении земли, включенной в перечень для нужд оборонной промышленности и безопасности;
  • Если указанный участок по заявлению предоставлен организации с некоммерческими целями, сформированной гражданами в целях ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства либо комплексного изучения земли для строительства жилья;
  • Если указанный участок содержит здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие физическим и юридическим лицам, муниципалитету и государству.

Всего статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрено 25 оснований для отказа в выдаче государственного или муниципального земельного надела.

Наиболее популярные отказы в предоставлении земли, которые являются необоснованными:

  • Испрашиваемый участок находится в красных линиях. Красные линии – это существующие или планируемые границы зон общего использования, границы земельных наделов с линиями электропередач, линиями связи (также линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути и прочие такого плана сооружения.
  • Расположение земли в пределах границ природного комплекса. Данное основание не будет являться причиной отказа в предоставлении земли в собственность.
  • Нахождение земли в границах территории, которую планируют объявить особо охраняемыми природными зонами. Земли в пределах таких территорий не ограничиваются в обороте по федеральному законодательству, но не по ЗК РФ. По российским законом такие земли следует резервировать.
  • Расположение земли в рамках производственной территории, которая подлежит реорганизации. Только, если государство или муниципалитет для своих нужд примет решение о резервировании таких земель.

Основания подпунктов 8-10 рассматриваемой статьи касаются условий договора об освоении и развитии застроенной территории.

Согласно таким договорам земельные участки допускается использовать по-разному:

  • В целях размещения объектов инфраструктуры, постройка которых необходима для лица, заключившего договор – земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть предоставлены указанному гражданину или организации;
  • В целях размещения объектов инфраструктуры, обеспечить строительство которых обязуется орган государственной власти или местный муниципалитет, заключивший договор. Земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть выделены уполномоченному на строительство лицу (к примеру, по государственному или муниципальному контракту).

Помимо всего сказанного, на подлежащей развитию застроенной земле может быть здание, сооружение, которым владеют на праве собственности другие лица, а также земли, ранее выделенные другим лицам.

В такой ситуации собственники зданий и сооружений владеют исключительным правом приобретать земельные участки под соответствующими объектами недвижимости.

14 пункт рассматриваемой статьи 39.16 ЗК РФ предусматривает отказ в случае указания в заявлении целей использования участка, которые не являются разрешенными для данного земельного участка. Рассматривая такой заявление, государственный орган учитывает все возможные виды разрешенного использования земли, определяемые для территориальной зоны градостроительными регламентами.

Важно отметить, что в перечисленном списке оснований отсутствует такое основание, как необходимость образования земельного участка. Суть в отсутствии земельного участка, как объекта права, в случае, если он не был образован, то есть его границы не были очерчены, ему не были присвоены собственные характеристики, которые позволяют его выделить в индивидуально определенную вещь

Могут ли отказать в предоставлении и почему?

Если администрация имеет веские основания для отказа, составляется письменная официальная бумага с указанием причины отказа.

Причин может быть несколько:

  • заявитель ранее обращался с аналогичной просьбой и получил одобрение;

  • заявитель снят с учета как ветеран ведомством;
  • заявитель не имеет оснований для безвозмездного получения участка;
  • не предоставлен полный пакет документов, в таком случае достаточно подготовить недостающие бумаги и обратиться повторно;
  • ветеран обратился в администрацию, на территории которой не имеет регистрации;
  • обращение ветерана сразу в несколько муниципалитетов или постановка его на учет в нескольких административных регионах;
  • у ветерана имеется в собственности участок или же условия проживания его и членов семьи удовлетворительные.

Кроме этого может быть приостановлено действие арендного договора с правом перехода участка на безвозмездной основе в собственность, если:

  • земля используется ненадлежащим образом, согласно ее предназначению;
  • нет надлежащего ухода за ней;
  • не начато капитальное строительство в период действия арендного договора;
  • нарушены пункты соглашения ветераном.

Согласно судебной практике правомерным и основательным является отказ, если муниципалитетом не предусмотрена подобная льгота или же заявитель не нуждается в улучшении жилищных условий. В таком случае отказ бесспорный.

Чтобы пройти спор потребуется квалифицированная юридическая помощь. Специалист изначально поможет с составлением жалобы в прокуратуру на действия/бездействия чиновников.

Если в прокуратуре не помогут он составит мотивированный иск в суд. В документе будет подробно изложена ситуация, приложен отказ администрации и ответ прокуратуры.

В иск обязательно вносятся ссылки на нормативные документы и требования истца относительно желаемого разрешения проблемы.

Также в нем указывается перечень прилагаемых документов

Здесь важно использовать как можно больше документальных доказательств неправомерности действий администрации и своих поисков справедливости

После сбора полного комплекта документов иск передается секретарю судьи, который осмотрит его и инициирует открытие дела. Если документы будут не в полном комплекте или мало предоставлено доказательств нарушения прав, иск могут возвратить для доработки.

Чтобы подобных ситуаций не было, лучше обеспечить себе помощь профессионального юриста, который не только подготовит исковый пакет, но и представит клиента в суде или же предоставит подробный инструктаж по самостоятельному участию в судопроизводстве.

Оформление в собственность

Ни Земельный Кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон “О ветеранах” не накладывает каких-либо запретов на оформление полученного от государства участка в собственность.

Единственная оговорка, которая содержится Главе 5.1, заключается в том, что участок можно будет оформить в собственность в том случае, если цели его использования требуют этого, а также в том случае, если все определённые на законодательном уровне условия оформления в собственность полностью исполнены.

Для того, чтобы полученную землю оформить в собственность, ветеран должен обратиться в тот же орган, куда писал заявление ранее на предоставление участка, с просьбой провести оформление надела в собственность на основании действующего законодательства путем написания заявления.

В тексте прошения необходимо будет указать, на основании каких именно условий выдвигается такое требование (например, участок брался в постоянное бессрочное пользование для осуществления индивидуального жилищного строительства, и по истечении трёх лет дом на участке возведён и оформлен соответствующим образом в собственность, поэтому требование об оформлении земли в собственность будет абсолютно законным).

В течение тридцати дней с момента подачи, заявление на предоставление земельных участков участникам боевых действий должно быть рассмотрено, а по результатам такого рассмотрения выносится соответствующее решение. На основании вынесенного решения происходит оформление участка в собственность с получением соответствующего свидетельства о праве в органах Росреестра.

Возможность реализации надела

Мы разобрались, как получить землю ветерану боевых действий и ВОВ. Но есть ли возможность продать надел? Если говорить о возможности продажи, то она имеется только при оформлении надела в собственность.

Внимание! Если участок был зарегистрирован в Росреестре именно как недвижимая собственность его получателя, то с таким участком можно делать все, что угодно: продать, подарить, оставить в наследство и т.д. Если же участок не был оформлен и находится во владении у ветерана, например, на праве постоянного бессрочного пользования, то о продаже такого участка не может идти речи, но он может быть сдан в аренду или оставлен по наследству

Если же участок не был оформлен и находится во владении у ветерана, например, на праве постоянного бессрочного пользования, то о продаже такого участка не может идти речи, но он может быть сдан в аренду или оставлен по наследству

Если же участок не был оформлен и находится во владении у ветерана, например, на праве постоянного бессрочного пользования, то о продаже такого участка не может идти речи, но он может быть сдан в аренду или оставлен по наследству.

Однако, в действующем земельном и гражданском законодательстве есть пробел, благодаря которому участок может быть реализован. К такому пробелу относится тот факт, что если участок продаётся вместе с домом, расположенным на нем, то наличие оформленного права собственности на землю необязательно, так как участок и дом представляют собой единое целое.

Если речь идёт о земельном наделе, расположенном в рамках садоводческо-некоммерческого товарищества или иного объединения, в котором выделен участок, то в рамках такого объединения реализация участка может происходить только в том случае, если он оформлен в собственность в соответствии с действующим законодательством.

Денежная компенсация

Федеральный закон “О ветеранах” в статье 16 определяет, какие льготы может получить ветеран боевых действий.

В пункте 3 части 1 этой статьи законодатель сообщает, что ветеран боевых действий, при условии, что он встал на учёт до 2005 года, может рассчитывать на получение жилья, если подтвердит факт необходимости улучшения существующих жилищных условий.

В том случае, если квартир нет, и очередь продвигается очень медленно, в установленном порядке такому лицу предоставляется земля, если при этом есть возможность получить надел для осуществления строительства своего дома.

Здесь есть подробности получения земли для строительства дома

Однако, нередки случаи, когда и получение земли откладывается на неопределенный срок из-за большого количества претендентов. При существовании такого варианта уполномоченные органы могут предложить вариант с денежной компенсацией.

Сумма компенсации должна быть рассчитана соразмерно тому жилью, на которое должен претендовать ветеран, или земельному участку при условии, что размер компенсации будет равен не только стоимости участка, но и позволит возвести на нем дом для обеспечения качественных условий жизни просителя.

Консультация юриста: Льготы на земельные участки для ветеранов боевых действий

Вопрос:

Кто может помочь в получении земельного участка под строительство по льготе ветерана боевых действий?

Ольга, 29 лет, г. Новосибирск

Ответ:

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также — погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;

преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия — в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации); лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения;

при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации;

первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому супруги (супруга) погибшего (умершего).

Ольга, меры социальной поддержки ветеранов боевых действий не предусматривают льгот по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Рекомендую обратиться в комитет по жилищной политике администрации муниципального образования по месту жительства.

Александр Томенко, военный юрист

Задайте свой вопрос

Подача документов для присвоения статуса «Ветеран»

К сожалению, военный конфликт не позволяет его участникам автоматически получить статус или звание ветерана. В гражданской жизни военнослужащего государство предоставляет ряд преференций, воспользоваться которыми можно только лишь указанным категориям. Кроме надбавки к пенсии, это может быть бесплатное медицинское обслуживание или льготы, предусмотренные в налоговом кодексе. Более подробный перечень льгот, предусмотренных для обладателей ветеранского значка, представлен в одной из статей закона о ветеранах.

Военнослужащему после увольнения в запас придется заняться сбором документов для подтверждения звания участника БД. Посильную помощь окажут территориальные отделы военных комиссариатов, так как зачастую приходится обращаться с запросами в часть, где гражданин проходил службу. Чтобы доказать участие в чеченской войне, необходимо будет поднять документы, в которых хранятся выписки из приказов командования о направлении военнослужащего в зону конфликта. Для гражданских лиц таких приказов не существует, зато можно предоставить донесения командиров, в которых отмечается действия заявителя. Как доказательство, предоставляются и полученные в боях награды.

Полный список лиц, попадающих под эту категорию, представлен в ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. Для того чтобы предъявить права на получение земли, гражданину необходимо подтвердить свой статус и доказать, что ему необходимо улучшить условия проживания.

К ветеранам военных действий причислены:

  • лица, проводившие разминирование местности на территории СССР и других стран после ВОВ;
  • военнослужащие, выполнявшие специальные задания боевого характера на территории бывшего СССР, РФ и других стран;
  • военнослужащие, участвовавшие в военных действиях в Афганистане;
  • лица, служившие в Чечне во время боевых действий;
  • военные, направленные в Сирию для прохождения службы.

Военный не должен быть собственником каких-либо жилых помещений.

Это требование относится и ко всем членам семьи претендента на участок земли.

Наличие договора социального найма жилья также станет препятствием к получению участка. Исключение составят объекты недвижимости, не соответствующие принятым нормам.

В настоящее время участки выделяются, но не по всей стране, а только в некоторых регионах, например:

  • Курганская область;
  • Ханты-Мансийский автономный округ;
  • Ямало-Ненецкий автономный округ и некоторые другие.

Важно понимать, что участок можно получить только тем гражданам, которые имеют постоянную регистрацию в этих регионах. Также к ним могут быть установлены дополнительные требования – например, проживание на территории субъекта не менее 5-10 лет. Соответствующие критерии отражены в региональном законодательстве

Соответствующие критерии отражены в региональном законодательстве.

  1. многодетные семьи;
  2. родители-одиночки с несовершеннолетними детьми;
  3. дети-сироты;
  4. семьи, родители которых награждены орденом «Родительская слава».

Поэтому если ветеран одновременно является, например, отцом многодетной семьи, он вправе подать заявление на получение бесплатной земли. При этом критерии многодетности опять же зависят от региона. Обычно это семьи, в которых проживают минимум 3 несовершеннолетних ребенка (родных и/или приемных).

Процедура получения земельных участков ВБД

Возвращаясь к нормам действующего на сегодняшний день законодательства, следует помнить, что ветерану земля может быть выделена по стандартной процедуре. Рассматривается нахождение потенциального претендента в очереди, особенно если он последний из предназначенной для льготных категорий. Из каких этапов состоит процедура получения земли, прописано ЗК РФ гл. 5.1.

Определение земельного надела, который по всем параметрам подходит под перечень требований. Как определить качество участка? Можно ознакомиться с публичной кадастровой картой или получить информацию об участках, размещенную на специальных сайтах уполномоченных органов и служб.

  1. Подача стандартного заявления в государственные структуры, будь то образования федерального или муниципального подчинения. Это определенный круг информации о выбранном участке и просьба о выяснении шансов получения земли.
  2. Второй этап: подготовка технических документов, кадастрового паспорта и проведение межевания.
  3. Основное заявление о получении земельного надела или выкупа такового подается в те же структуры, куда и первое. Приложением является регламентированный законодательством перечень документации.
  4. На основании образа мероприятия проводится процедура, впоследствии заключается договор купли-продажи или руководителем уполномоченного органа власти выдается акт землепользования на данный участок.
  5. Обязательная процедура государственной регистрации прав в Росреестре. Через 10 дней после подачи документов новый собственник получает Свидетельство. На сегодняшний день документы на регистрацию можно оформить через территориальные органы МФЦ.

Для подачи основного заявления следует приготовить стандартный пакет документов. Он состоит из паспорта, справки ИНН, удостоверения ветерана или другого документа, подтверждающего статус заявителя и принадлежность к льготникам, техническая кадастровая документация на данную землю, подтверждение права собственности на нее, справка об отсутствии ограничений на покупку участка или обременения. На местном уровне могут понадобиться справки о составе семьи, о дате постановки в льготную очередь.

Кто может рассчитывать на землю?

Безвозмездно оформить земельный надел могут только определенные участники боевых сражений. К таковым относятся:

  • военные, уволенные в запас или ушедшие в отставку;
  • сотрудники силовых структур (МВД), которые были переведены в другие ведомства;
  • работники полиции, которые ушли в отставку в звании рядового или офицера, ранее принимавшие участие в разминировании на территории государства и за его пределами;
  • афганцы и лица, направленные на работу в Афганистан в 1970-1989 годы и полностью отслужившие данный срок;
  • служащие в рядах ВС РФ, которые получили контузию и были награждены за исполнение военного долга;
  • лица, награжденные медалями за боевые действия.

Если ветеран принадлежит к одной из указанных категорий, то он может обратиться в исполнительный орган по месту своего проживания для получения участка земли.

Дополнительная информация о том, в каких странах происходили боевые сражения с участием наших соотечественников и в какой период, указана в Федеральном законе.

Самое главное

Информация!

В законах федерального уровня отсутствует регламентация порядка предоставления ветеранам земли, соответствующие нормы содержатся в региональных законах.

Однако после у них осталась лишь возможность начисления финансовых средств от государства с целью покупки надела. Подобные программы в настоящее время приняты на уровне субъектов Федерации.

Выделение земли осуществляется из федерального фонда, в котором ее недостаточно, поэтому очередь на надел тянется весьма медленно. Поэтому действующее законодательство оговаривает, что помощь носит материальный характер, чтобы получить на нее право, нужно выйти из очереди на участок.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий