Установка верхнего фиксатора
Верхний фиксатор
Чтобы при движении ворот они не съехали, сверху на столбе устанавливают фиксатор или направляющий. Он будет останавливать ворота и не давать им раскачиваться при сильном ветре. Для этого на опорном столбе следует отметить отверстия под крепления. Измеряйте все правильно, чтобы верхняя рама без препятствий могла заходить в фиксатор.
На столб надо установить кронштейн для крепления направляющей. Если вы будете закреплять его в бетоне или кирпиче, используйте анкера, диаметр шпильки которых 10 мм. Если же вы крепите его к металлу, то подойдут специальные саморезы. В случае когда применяется сварка, ролики нужно снять.
После закрепления фиксатора проверьте его. Ворота должны плавно ходить, сохранять вертикальность, а ролики должны их плотно охватить.
Фиксаторы есть разные, роликовые или в виде обычной скобы. Какое устройство выбирать – ваше решение.
Закладная для откатных ворот
Установка откатных или сдвижных ворот отличается необходимостью соответствующим образом подготовить проем. Что входит в эту работу?
Во-первых, это подготовка основания или закладной. Это все равно что сделать фундамент для дома. Данная закладная – основной якорь всей конструкции.
Закладная представляет из себя капитально забетонированный 16-й швеллер. Высота швеллера — это ноль будущего въезда.
Если въезд будет впоследствии выложен плиткой, закладывайте швеллер выше существующей нулевой отметки на высоту плитки. Чтобы бетон при заливке полностью попал под швеллер, опалубку нужно делать в уровень с ним.
Глубина такого фундамента зависит от глубины промерзания в вашем регионе. Например по Москве и Московской области, специалисты заглубляют на 1,5м, плюс 20см на песчаную подушку.
Ошибка №1
Если вы этого не учтете, то впоследствии возможно выпирание фундамента с нарушением свободного хода ворот или даже их клин.
Капитальная полимеризация бетона происходит в течение 28 дней. Для качественной работы, что называется на века, желательно выдерживать эти сроки, и устанавливать ворота уже на бетонное основание, которое полностью набрало свою прочность.
Однако мало у кого хватает терпения на такие сроки, но хотя бы неделю выдержать необходимо.
Перед заливкой бетона, четко выставьте и закрепите с помощью дополнительных отрезков арматуры швеллер, чтобы он у вас не ушел в сторону.
При этом саму закладную вовсе не обязательно обваривать целой паутиной металла.
Особой прочности это не добавит и она никак не спасет при недостаточной глубине и пучении по касательной. А такая сила может достигать нескольких тонн на 1м2.
Она легко поднимает и ломает стены гаражей и домов, что уж говорить о каких-то воротах.
Поэтому вертикальных арматурин 12-16мм2 бывает вполне достаточно.
Длину приямка под фундамент рассчитывайте по формуле: длина всего проема разделенная пополам.
Например, у вас ширина ворот 4м. Значит вам нужно подготовить приямок длиной около 2м. Его ширина должна быть 40-50см.
На стандартную яму для таких ворот уходит порядка 2м3 бетона.
Сами ворота никогда не приходят в готовом виде. Створку придется собирать у себя на участке.
На заводском изделии все технологические отверстия уже подготовлены, поэтому следуя схеме инструкции, проблем с монтажом у вас возникнуть не должно.
При сборке самое главное четко контролировать геометрию.
Ошибка №2
Здесь нужно придерживаться следующего правила – все диагонали створки не должны отличаться между собой более чем на 5мм.
Центральная часть может заполняться различными материалами:
профнастил
Крепится при помощи саморезов или заклепок.
Чтобы листы при движении ворот не дребезжали в местах стыков, все щели и пространства можно заполнить силиконовым герметиком. Или просто подложить уплотнитель.
штакетник
глухое заполнение, типа филенки
Для упрочнения всей конструкции, зачастую применяют тросовую оттяжку. Ею можно легко отрегулировать требуемое соответствие по диагоналям.
Ошибка №3
Если же вы привариваете профиль в качестве укосин, будьте осторожны! При недостатке опыта, сварочные швы могут повести металл и нижнюю направляющую.
А еще ворота начнут постукивать в этих местах, как поезд на рельсах.
Откатные ворота своими руками – монтаж
Можно приобрести уже готовые откатные ворота – в таком случае не придется самостоятельно варить основу/раму, зашивать ее отделочным материалом и ждать, пока полностью высохнет фундамент. Но можно и створку откатных ворот сделать своими руками – это не потребует внушительных финансовых затрат, да и время сушки фундамента пройдет незаметно. Причем, с работой по изготовлению рамы откатных ворот и отделки ее декоративным материалом справится даже человек с минимальным опытом в сварочном процессе.
Изготавливается рама из металлических труб, уголков и швеллеров – их можно приобрести даже в пункте приема металлолома, что будет практично и выгодно.
Не забудьте приобрести фурнитуру, которая будет приводить в действие весь механизм откатных ворот.
Пошаговая инструкция изготовления рамы откатных ворот:
- Подготавливаем материал – металлические детали нужно очистить от ржавчины и окалин – для этого используется «болгарка». Обязательно при работе используйте защитные очки – мелкие частицы ржавчины и окалин могут попасть в глаза, повредить их. Последний этап подготовительных работ – обезжиривание поверхности металлических фрагментов, которое выполняется с использованием растворителя.
Обратите внимание: специалисты рекомендуют именно на этапе подготовки материалов провести грунтовку металла. Многие игнорируют этот момент, но после сборки рамы будет проблемно тщательно прогрунтовать поверхность элементов в местах их соединения
- Приступаем к сварке несущей рамы. В принципе, каких-либо стандартов при выборе профилированной трубы нет – тут уж нужно исходить из своих возможностей: некоторые приобретают новый материал, некоторые пользуются услугами пунктов приема металлолома. Сначала свариваем несущую раму откатных ворот, затем навариваем обрешетку – она придаст каркасу прочности.
Обратите внимание: если планируется зашивать ворота с одной стороны, используя толстый материал, то внутреннюю трубу нужно сместить на край рамы. Если же планируется обшивать раму с двух сторон, то эта же труба должна располагаться посередине
- После изготовления каркаса нужно приварить несущую из набора фурнитуры, который был приобретен заранее. Учтите, что и направляющую, и трубы нужно приваривать к раме в шахматном порядке, прихватки должны быть не менее 20 мм и расположены на расстоянии 25 см. Только при соблюдении таких правил можно быть уверенным в прочности всей рамы откатных ворот, ее «не поведет» даже при длительном и агрессивном использовании.
Рекомендуется варить раму с «укосиной» — этим будет обеспечена устойчивость к ветровым нагрузкам.
После проведения сварочных работ нужно зачистить все сварочные швы и покрасить готовую конструкцию. Причем, специалисты рекомендуют использовать для этого алкидную краску – да, она стоит недешево, но зато перед ее нанесением ненужно проводить подготовительные работы и качество покрытия будет на самом высоком уровне.
Теперь нужно зашить раму любым декоративным материалом – это может быть профилированный лист, доски. Крепится обшивочный материал к каркасу с помощью саморезов, а если для проведения работы использовать шуруповерт или дрель, то процесс пройдет быстро и без проблем.
Монтаж и регулировка зубчатой рейки
На качественных заводских изделиях ее монтаж можно сделать вообще без сварочных работ. Там в комплекте идет специальный С-профиль.
Его по уровню крепите через саморезы в нижней части ворот, а уже в пазы вставляете бобышки.
Передвигаете их каждый на свое место и затягиваете болты.
Если у вас нет такого технологического крепежа и все приходится делать по старинке на сварке, тогда следуйте следующей инструкции.
Первым делом выставляете сам привод на швеллер фундамента и смотрите по высоте, где будет находиться звездочка. Может вам даже придется нарастить высоту площадки, чтобы все идеально совпало.
Только после этого закрепляете привод на болты, но не затягивайте через чур сильно.
Зубчатые рейки идут длиной по 1м. У каждой из них имеется овальное отверстие.
В него и вставляются эти самые бобышки – широкой стороной к рейке, узкой к воротам.
Первоначально выставляете их посередине и затягиваете. Далее разблокируете привод, максимально открываете ворота и примеряете рейку так, чтобы между ее концом и шестерней, впоследствии поместился концевик.
В этом положении сваркой прихватываете первую бобышку.
Сдвигаете ворота, чуть-чуть не доходя до последней бобышки, и прихватываете ее. При этом контролируйте, чтобы первая и последняя находились на одном уровне.
В последнюю очередь привариваете среднюю бобышку. Все это время рейка лежит на шестерне.
Прокатываете ворота дальше и ставите следующую рейку.
Ошибка №9
Здесь самое главное правильно состыковать две рейки между собой.
Для точной регулировки зубьев между двумя верхними, подкладываете снизу еще одну свободную рейку или кусок от нее, тогда все зубцы будут совпадать идеально и никаких щелчков и стуков при движении ворот не будет.
Процесс повторяется со всеми отрезками рейки. После того, как все прихватили, и покатали туда-сюда ворота, можно все это дело окончательно обваривать.
Ошибка №10
Делать это строго по порядку расположения бобышек не рекомендуется.
Сначала завариваете первую, затем ту, что посередине всей воротины, потом последнюю. И так далее. В этом случае меньше шансов на то, что металл поведет.
При этом некоторые советуют приваривать рейку к нижнему профилю ворот, а не к направляющей, которая бегает по роликам. В противном случае, при недостатке опыта, у вас все выгнется дугой, и направляющая примет форму банана.
Кроме того, профиль ворот живет гораздо дольше нижней балки и при ее замене, вам не потребуется переделывать крепеж нижней рейки. Чаще всего балка “умирает” в конце зимы или начале весны.
Главный враг сдвижных ворот – снег. Поэтому всегда убирайте его со стороны отката. При температуре +-1С, снег перемерзает и раздавливает балку изнутри.
Она в свою очередь начинает ломать ролики. Лучшее средство от снега – сделать пенал, внутрь которого будет заезжать воротина. Ну или разориться на теплый пол для улицы.
Многие говорят про правильный зазор между шестерней и зубчатой рейкой. Как он регулируется и выставляется? Очень просто.
Открываете ворота и ослабляете первый болт на бобышке, дабы он самостоятельно принял свое положение. После этого смазываете резьбу и затягиваете его.
Без смазки, резьба через 5 лет ржавеет и болт отламывается на этом самом месте.
Далее сдвигаете воротину до конца первого участка рейки, ослабляете и затягиваете третий болт. После этого, тот, что посередине.
То же самое проделываете со второй и другими рейками, постепенно сдвигая ворота. А в самом конце капитально протягиваете крепеж мотора, который до этого был затянут не слишком сильно.
В итоге у вас и получится тот самый рекомендуемый производителями зазор между зубчатой рейкой и самой шестеренкой. Самое главное, чтобы рейка не давила на шестерню.
Если при этом никакого видимого зазора нет, но она просто свободно лежит на шестеренке, тоже нормально.
На этом механическая часть закончена, приступаете к монтажу и настройке электропривода.
Установка концевых выключателей
Их нужно закрепить болтами на концевой рейке. Выключатели бывают механическими и на магнитах. Магнитные срабатывают даже во время суровых погодных условий. На зубчатой рейке осуществляют монтаж магнита и при прохождении определённого места ворот она останавливается. При этом выключатели нужно поделить на левый и правый – один со знаком «плюс», а второй со знаком «минус».
Лучше всего производить настройку и монтаж магнитных выключателей на расстоянии (минимум 1 м). Монтаж механических концевых выключателей откатных ворот производить очень просто, на самом деле. Они работают с помощью элементарной пружины.
Монтажные работы
Сооружение каркаса
Трубы при помощи электроинструмента нарезают в соответствии с размерами, отмеченными в проекте. Далее собирается рама: методом сварки скрепляют все угловые соединения, приваривают стыковочные места. Сварные швы шлифуют, каркас проходят грунтовкой с антикоррозионными добавками и окрашивают алкидной эмалью.
Створку полотна зашивают с одной или с двух сторон. В первом варианте каркас приваривают вровень с лицевой частью рамы. Второй вариант предусматривает сварку посередине: в раму закладывают готовый каркас и проваривают небольшими участками. К раме, а точнее, к нижней ее части приваривают направляющие.
Обустройство фундамента
Для начала необходимо выполнить разметку для будущего фундамента. Далее выполняется установка ответного столба, чтобы не уменьшить проем, его располагают со стороны участка. Оставляют место под электрические кабели для подведения автоматики в дом.
Следующий этап – подготовка котлована, его глубина обычно не превышает 2 м. Далее по ширине рва закладывают швеллер. К швеллеру приваривают арматуру диаметром 12 мм. Закладка элемента выполняется арматурой вниз, швеллер устанавливают по уровню, параллельно открытию ворот. Бетонные работы выполняют только после укладки закладного элемента.
Установка ворот на участке
После полного застывания бетона можно приступать к установке ворот. Первоначально делают разметку. Далее две каретки размещают на некотором расстоянии друг от друга, а полотно ворот вставляют в направляющую рельсу. Систему необходимо отрегулировать, чтобы ворота не доезжали до края одной каретки примерно на 10 см.
После заваривания стыковочных участков каретки и закладной полости, выполняют установку оставшихся деталей: верхних роликов и металлической пластины на анкерных болтах. К столбу необходимо прикрепить отрезок трубы, на ней впоследствии будут установлены верхний и нижний ловители. По окончанию монтажных работ устанавливаются резиновые заглушки.
Об установке откатных ворот своими руками смотрите видео:
Откатные ворота своими руками – устройство фундамента
Это первый этап на пути монтажа рассматриваемой конструкции. Причем, очень важный – от того, насколько качественно и грамотно будет сделан фундамент под откатные ворота, зависит длительность эксплуатации рассматриваемой конструкции.
Основанием фундамента под откатные ворота служит закладная – это кусок швеллера, шириной не менее 12 см. К этому швеллеру нужно приварить арматуру диаметром 10-12, причем располагается она внизу конструкции, см. Схему 1:
Обратите внимание: откатные ворота консольного типа можно оснастить электроприводом – в таком случае открываться и закрываться ворота будут без участия человека. Но этот момент нужно учитывать еще на этапе обустройства фундамента под откатные ворота
Делается специальная площадка из фрагмента металла, которая должна располагаться немного выше уровня швеллера – это поможет в будущем избежать подтопления электроприводного мотора в период весенней оттепели.
Схема подводки кабеля представлена ниже (см. Схему 2):
Заливать фундамент нужно на глубину промерзания – для каждого региона эта величина индивидуальна, поэтому конкретных цифр в статье указать невозможно. На первой схеме предполагается, что глубина промерзания – 1,8 м, на второй – 1,5. Длину фундамента рассчитать просто – обычно она составляет половину размера воротной створки (как на схемах выше), но в некоторых случаях она может равняться и 1/3 от длины ворот. Самостоятельно экспериментировать с размерами длины фундамента не стоит – уменьшить этот показатель может только специалист, который точно рассчитает не только длину откатной створки, но и ее предполагаемый вес.
Ширина фундамента – 500 — 600 мм. Причем, делать расчет ширины фундамента нужно от стенки забора. Яму под заливку бетонного раствора нужно копать непосредственно рядом с забором, вплотную. И закладной швеллер должен устанавливаться тоже как можно ближе к забору.
Особенности обустройства фундамента под откатные ворота:
- Обязательно обеспечивается строго горизонтальное расположение закладной. Для этого можно воспользоваться строительным уровнем. В случае нарушения этого правила створка откатных ворот будет двигаться по наклонной, при закрытии ворот будет образовываться щель, а в конечном итоге вся конструкция перестанет работать.
- Перед заливкой бетонного раствора все провода для электропривода упаковываются в гофру. Пучок проводов должны выходить на 5-7 см выше швеллера.
- Бетон нужно использовать марки не ниже М-200, если же планируется замешивать полноценный бетонный раствор с песком, то целесообразно использовать цемент марки М-400.
- Фундамент должен полностью высохнуть – в жаркую погоду на это потребуется 7 дней, в прохладную и сырую – до 14 дней. Только после этого можно начинать монтировать собственно откатные ворота.
Фундамент можно делать тоже разный – монолитный, свайный и на винтовых сваях. Выбор конкретного типа будет зависеть не только от желания и возможностей владельца загородного дома, но и от типа грунта.
В качестве опорных столбов можно использовать и столбы забора, но специалисты рекомендуют установить их отдельно, выбрав металлический тип – так будет обеспечена жесткость и надежность всей конструкции.
Обратите внимание: если закладочный швеллер будет находиться на одном уровне с землей, то просвет между воротами и грунтом будет не более 100 мм. Если такой зазор мал, то нужно закладной швеллер немного приподнять над землей, а если планируется делать глухие откатные ворота, то швеллер углубляется
Но просвет в 50 мм должен быть обязательно – это предотвратит повреждение дорожного покрытия самой створкой откатных ворот.
Как устанавливается автоматика?
Сначала выбираем место для установления электропривода. Нам потребуется основание монтажа, идущее в наборе. Устанавливаем на него привод. Потом устанавливаем все это на швеллер между каретками. Затем настраиваем автоматику ворот в рабочее положение, чтобы определить место для установки привода. Следует положить на рейку с зубцами электропривод, проследить, вычислить, куда нужно направить привод, чтобы рейка с зубцами расположилась в середине шестеренки и закрепилась на трубе профиля на наружном каркасе.
Место рассчитано. Кладем на него все остальное оборудование для монтажа и привариваем по периметру. Иногда привод следует приподнять для установки на несколько см повыше. Для этого берем профильную трубу и привариваем к ней привод. Размер трубы берем необходимый (40х20, 50х50, 60х30 и т.д.). После установки швеллера на монтажную основу привариваем к нему электрический привод и закрепляем с помощью болтов.
Как устанавливается автоматика?
Сначала выбираем место для установления электропривода. Нам потребуется основание монтажа, идущее в наборе. Устанавливаем на него привод. Потом устанавливаем все это на швеллер между каретками. Затем настраиваем автоматику ворот в рабочее положение, чтобы определить место для установки привода. Следует положить на рейку с зубцами электропривод, проследить, вычислить, куда нужно направить привод, чтобы рейка с зубцами расположилась в середине шестеренки и закрепилась на трубе профиля на наружном каркасе.
Место рассчитано. Кладем на него все остальное оборудование для монтажа и привариваем по периметру. Иногда привод следует приподнять для установки на несколько см повыше. Для этого берем профильную трубу и привариваем к ней привод. Размер трубы берем необходимый (40х20, 50х50, 60х30 и т.д.). После установки швеллера на монтажную основу привариваем к нему электрический привод и закрепляем с помощью болтов.
Плюсы и минусы автоматических распашных ворот
встроенную автоматическую систему
Обычно распашные ворота могут двигаться в обе стороны, но лучше, чтобы они открывались в сторону дороги. Такие правила нужны, чтобы снизить риски при возникновении пожара, да и просто использовать такой вариант удобнее и красивее в частном доме.
Даже если система, на первый взгляд, обладает большим количеством положительных характеристик, это не значит, что нужно спешить с покупкой, и в случае автоматического механизма действует аналогичное правило.
Например, отбить желание устанавливать автоматическую систему, может лишь цена этой конструкции, ведь покупка обычных распашных ворот обойдётся значительно дешевле. Стоимость автоматической системы может быть и большая, но при этом можно немного сэкономить. Цена на распашные ворота зависит от веса конструкции, электрического привода и красоты полотна.
Кроме того, на стоимость влияет и наличие дополнительной калитки, которая увеличивают цену на 20−30%. Поэтому если хочется всё-таки поставить автоматику, то можно отказаться от некоторых деталей или выбрать более простое в оформлении полотно и тем самым снизить стоимость конструкции.
К преимуществу автоматических ворот можно отнести их долговечность, универсальность и надёжность. Многие не доверяют электромеханическим системам, но практика показывает, что использование подобной конструкции не усложняет жизнь. Створки на протяжении многих лет открываются плавно в течение 12−15 секунд.
К недостаткам автоматической системы можно отнести то, что ворота фактически перестают работать, как только появляется препятствие, которое мешает нормально двигаться полотну. В итоге это может привести к деформации деталей.
Как следить за техническим состоянием распашных ворот
постоянно проводить диагностику
Нагрузка из-за мусора во время работы автоматической системы ворот может привести к ухудшению работы или полному выходу из строя привода.
Если нет возможности постоянно проверять отверстия и выемки системы, нужно хотя бы проводить профилактические работы. Это своего рода поддержание состояния полотна и внутренней системы.
В профилактику входят очистные работы, а также смазка важных деталей. Это снижает нагрузки на автоматическую систему и не даёт деталям стираться.
Иногда люди и сами становятся виновниками поломки конструкции, когда прилагают физические усилия, чтобы закрыть ворота, которые не работают просто из-за попадания мусора. Такой сценарий почти всегда приводит к поломке основных деталей механизма. Помочь в этом случае может только специалист.
Подбор электропривода
Именно эта часть отвечает за качество работы автоматики, поэтому следует делать правильный выбор.
Для этого необходимо выделить основные данные полотна, а именно:
- линейные размеры ворот;
- расстояние от дверных петель до опоры с боковой стороны;
- общий вес конструкции.
Существует несколько типов электрического привода, но большей популярностью пользуется рычажной или линейный вариант. Система автоматического управления у обеих систем почти одинакова. Створки ворот перемещаются по команде владельца с помощью специальной металлической руки, которая двигает полотна.
С технической стороны между рычажным или линейным типом также нет разницы. Даже несмотря на то, что системы идентичны между собой, люди предпочитают выбирать себе линейный вариант, который отличается компактностью и красивым видом. Такая система устанавливается на въездных воротах, а вот на гаражи ставят уже рычажный тип.
Вариант с рычажным приводом для ворот отличается своей неприхотливостью в работе. То есть за системой почти не нужно ухаживать, а достаточно проводить профилактические работы раз в год. Кроме того, такой вид оборудования легче устанавливать своими руками, правда, потребуется проводить точную регулировку дверных полотен во время движения.
Шаг №4. Регулировка роликовых опор
Если ворота катаются легко, то крепления опор можно затягивать
На данном этапе следует ослабить крепление опор к регулировочным площадкам (верхние гайки), ворота отказать в диапазоне от крайнего закрытого положения до крайнего открытого. Это поможет опорам занять правильное положение внутри профиля.
Если после данной процедуры ворота катаются легко, то крепления опор можно затягивать. После этого следует проверить, чтобы в качестве качения ворот также не было изменений.
Если после данного этапа ворота стали двигаться плохо, то нужно ослабить крепеж и устранить возможные перекосы.