Особенности использования фреона в кондиционерах: свойства, виды, температура кипения

Проверка на снег

Если в кондиционере мало фреона, он начинает работать на пределе возможностей. Происходит следующее:

  1. Хладагента недостаточно, чтобы охладить или обогреть помещение;
  2. Компрессор начинает работать с большей скоростью, чаще включаться;
  3. Фреон быстро циркулирует по системе;
  4. В теплообменнике он слишком сильно охлаждается;
  5. На решетке образуется снег, иней, лед;
  6. Наледь мешает охлаждению воздуха, что дополнительно снижает эффективность.

Для того чтобы на решетке испарителя или конденсатора образовался лед, должно пройти некоторое время. Включите кондиционер на полчаса. После этого проверьте, есть ли иней на решетках испарителя или конденсатора.

Снег во внутреннем блоке кондиционера.

При работе на холод, недостаток фреона в кондиционере вызывает обледенение испарителя во внутреннем блоке. Проверить это просто:

  • Откройте переднюю крышку внутреннего блока, потянув за фиксаторы по бокам;
  • Снимите фильтры-сеточки;
  • Осмотрите радиатор испарителя.

Когда кондиционер работает на тепло, лед будет образовываться на конденсаторе. Он находится в задней части внешнего блока. В сплит-системе посмотреть на него можно как с передней стороны блока, так и с задней. В остальных типах кондиционеров он может быть расположен по-разному.

Замерзший конденсатор во внешнем блоке центрального кондиционера для частного дома.

Основные причины появления воды

Неисправность дренажной системы – основная причина появления воды из кондиционера. Но есть и другие:

  • Засорение фильтров. Вода капает из кондиционера прямо в квартиру. Интенсивность течи зависит от того, насколько жарко в комнате. Если фильтрующие элементы сильно загрязнены, оборудование может начать подсасывать воздух из дренажа. Необходима комплексная очистка фильтров.
  • Засор во внутреннем блоке (на испарителе или вентиляторе). Испаритель способствует забору тепла из воздуха, размещается во внутреннем блоке сплит-системы. Вентилятор – важный элемент кондиционеров. Имеется и во внутреннем, и во внешнем блоке. Во внутреннем блоке вентилятор обеспечивает принудительную циркуляцию воздуха через теплообменник (ещё один элемент внутреннего блока). Если на испарителе или вентиляторе скапливаются загрязнения – это ухудшает теплоотдачу прибора, образуется снежный покров. Тая, покров превращается в воду, которая образуется вне дренажной системы и течет наружу из внутреннего блока. Загрязнения приводят к ухудшению производительности кондиционера (установка плохо охлаждает помещение). Ситуацию исправит комплексная чистка.
  • Поломка вентилятора внутреннего блока. Если поломка вентилятора приводит к снижению скорости вращения лопастей, образуется наледь, которая, растаяв, вытекает из внутреннего блока. Чтобы устранить неисправность потребуется либо ремонт, либо замена вентилятора.
  • Недостаток хладагента. В охлаждающей системе может произойти утечка хладагента (рабочее вещество холодильной машины) или его естественное испарение. Проблема сопровождается появлением льда на испарителе, который, растаяв, будет брызгать из внутреннего блока кондиционера. Если прибор оснащён системой диагностики, на экране появится сообщение об ошибке: «недостаток хладагента». Восстановить испарившийся хладагент поможет дозаправка системы фреоном (особыми углеводородами, используемыми в холодильных приборах в качества хладагента). В случае обнаружения утечки, охлаждающую систему необходимо предварительно герметизировать, а уже затем заправлять.
  • Засорение капиллярной системы (в не инверторном оборудовании). Капиллярная трубка — важный элемент холодильной системы. Её засорение — частая проблема в этом узле приборов кондиционирования. Засор трубки приводит к ухудшению циркуляции фреона. При этом испаритель покрывается снегом, присутствует наледь и на элементах внешнего блока. Сплит-система теряет способность эффективно охлаждать воздух (даже если работает беспрерывно). Исправит ситуацию продувка капиллярной трубки специальным оборудованием (под давлением). При сильном засорении применяют гидравлическую чистку с растворителями. В некоторых случаях трубку приходится заменять на новую.
  • Неисправность терморегулирующего вентиля (в инверторных кондиционерах). Терморегулирующий вентиль выполняет роль капиллярной трубки, но в отличии от нее имеет регулировки. Нарушение настроек или поломка вентиля приводят к изменению давления внутри прибора и к кипению хладагента. Кондиционер перестает охлаждать должным образом, покрываются снегом и наледью испаритель, тонкая трубка внешнего блока. Необходимо отремонтировать или заменить терморегулирующий вентиль.
  • Выход из строя датчика температуры (в тех моделях, в которых он предусмотрен). При выходе из строя датчика падает температура охлаждающего элемента. Если падение оказывается чрезмерным, внутренний блок кондиционера замерзает и из него начинает бежать вода. В этих случаях требуется срочная замена датчика.
  • Выход из строя управляющей платы (модуль управления). При выходе из строя блока управления течь иногда сопровождается сбоями в программах. Кондиционер перестает эффективно работать. Требуется ремонт платы или её замена.

Проблемы окружающей среды

Использование соединений CFC (хлорфторуглеродов), присутствующих в аэрозолях, хладагентах катализирует реакции разрушение озона, под действием солнечного излучения. Кроме того, присутствие этих соединений в атмосфере способствует парниковому эффекту. Учитывая серьезность этой проблемы, разные страны начали вводить законодательные ограничения на производство и продажу этих веществ. Хладагенты классифицируются по разным свойствам, их делят на группы:

Неорганические:

  • вода;
  • аммиак.

Органические:

углеводороды и их производные.

Вредно для озонового слоя:

  • ГХФУ, Гидрохлорфторуглероды;
  • HFC;
  • HC: углеводороды (алканы и алкены);
  • Смеси, азеотропные или неазеотропные.

Вещества имеют 3 степени безопасности:

  • Группа 1: не горючие, не токсичные.
  • Группа 2: ядовитые, коррозионные или взрывчатые вещества при высокой концентрации (3,5% в смеси с воздухом). Включает в себя аммиак хлористого этила, хлористый метил, диоксид серы, «R-717» в какой-то степени все еще используется по сей день.
  • Группа 3: эти хладагенты легко воспламеняются они взрывоопасны. Из-за их низкой стоимости они применяются нефтехимическими заводами. В эту группу входят бутан, пропан, изобутан, этан, этилен, пропилен и метан.

Эти составы должны работать при давлении выше атмосферного, чтобы избежать опасность взрыва.

Технология заправки по весу хладагента

Суть способа заключается в полной замене фреона – старый газ нужно спустить в атмосферу, а вместо него залить свежий хладон. Для новичков это наиболее приемлемый вариант – только опытный мастер способен определить остаток хладагента в системе и точно дозаправить недостающее количество. Другие способы закачки мы опишем ниже.

Присоединение коллектора к портам внешнего модуля

Представляем инструкцию, как заправить кондиционер фреоном по весам:

  1. Слейте старый хладон в атмосферу любым удобным способом – через открученную трубку либо золотник сервисного порта. Выпускайте газ медленно, дабы не потерять масло. В процессе опорожнения шестигранником откройте оба крана, спрятанные под защитными гайками.
  2. Закройте краны и подсоедините к золотнику левый шланг манометрической станции (синего цвета). Убедитесь, что вентили коллектора тоже закрыты. Схема подключения для вакуумирования
  3. Средний шланг желтого цвета подключите к штуцеру вакуумного насоса, запустите агрегат. Откройте левую задвижку низкого давления (слева на схеме) и следите за вакууметром – стрелка должна упасть ниже нуля и показать значение минус 1 Бар. Также откройте вентили сервисных портов.
  4. Вакуумируйте фреоновый контур в течение 20 минут. После остановки насоса выждите полчаса, наблюдая за манометром. Если стрелка двинется обратно к нулю, ищите протечку.
  5. Переключите шланг с насоса на баллон, закройте левый кран коллектора. Вентиль резервуара откройте на несколько оборотов и выполните продувку шланга фреоном. Операция проста: на 1 секунду приоткройте правую задвижку станции (высокого давления). Заправочный сосуд подключается тем же шлангом, что и вакуумный насос
  6. Установите баллон на весы должным образом и обнулите показания дисплея. Снова откройте левый вентиль коллектора и отслеживайте уменьшение массы газа. Когда дисплей покажет требуемое количество хладона, кран закрывайте.
  7. Перекройте оба вентиля на сервисных портах, отсоедините от золотника патрубок и проверяйте сплит-систему на работоспособность.

Стандартный сосуд с хладагентом R410 необходимо переворачивать

В процессе работы важно не перепутать последовательность операций и случайно не открыть заправленного контура. Минимальное время вакуумирования – 20 мин, в течение указанного периода насос вытянет из системы не только воздух, но и влагу, способную нанести вред компрессору. Как нужно заправлять кондиционер фреоном R410а, смотрим на видео:

Как нужно заправлять кондиционер фреоном R410а, смотрим на видео:

Watch this video on YouTube

Признаки утечки фреона

Хладагент фреон в кондиционерах подвержен утечке в процессе эксплуатации. В течение года использования количество фреона уменьшается на 4–7% естественным образом. Однако при неисправной работе кондиционера или повреждениях внутреннего блока, утечка может произойти и в новом устройстве

Её важно определить на начальном этапе и вовремя дозаправить устройство хладагентом

Основные признаки утечки фреона:

  • Плохое охлаждение помещения.
  • Появление инея на деталях внутреннего и внешнего блока.
  • Подтеки масла под кранами.
  • Повышенный шум и вибрации устройства при работе.
  • Появление неприятного запаха при работе кондиционера.

Если утечка произошла в результате длительного использования, работоспособность кондиционера можно восстановить, заправив его хладагентом. При повреждении деталей и фреоновых трубок, по которым движется цикл, потребуется не только дозаправка, но и вмешательство специалистов по ремонту охладителей.

Преимущества и недостатки фреона R 410a

Хладагент относится к группе гидрофторуглеродов. Перспективный состав рассматривают как озонобезопасную смесь HFC. Минимальное температурное скольжение (0,15 К) приравнивает его по свойствам к однокомпонентным хладонам.

  • Высокий уровень удельной хладопроизводительности не требует установки мощного компрессора.
  • В случае утечки количество газа легко восполняется без потери качества хладагента.
  • Появляются широкие возможности в плане уменьшения энергопотребления оборудования.
  • Производительность по холоду на 50% выше, чем у систем с R22 и 407c.
  • Хорошая теплопроводность и низкая вязкость положительно влияют на эффективность работы системы. Тепло переносится быстрее и с меньшими затратами на перемещение.
  • Высокое рабочее давление в системе, которое негативно действует на компрессор, приводит к быстрому износу подшипников.
  • Разность давлений на стороне всасывания и нагнетания хладагента снижает КПД компрессора.
  • Увеличиваются требования к герметичности контура. Толщина стенок медных труб магистрали должна быть больше, чем для R22. Минимальное значение 0,8 мм. Значительное количество меди ведет к удорожанию системы.
  • Хладагент не совместим с деталями климатического оборудования, изготовленными из эластомеров, чувствительных к дифтометану и пентафторэтану.
  • Полиэфирное масло, используемое в кондиционере, стоит дороже минерального.

Правила безопасности при обращении с хладоном

Фреон R404A является самым безопасным для здоровья людей и окружающей природной среды хладагентом. При соблюдении правил использования удаётся избежать опасных ситуаций. Благодаря анизотропной структуре обеспечивается сохранение эксплуатационных качеств состава. Для техники безопасности не разрешается смешивать состав с воздухом. В процессе эксплуатации оборудования требуется не допускать высоких температур и повышенного рабочего давления, провоцирующие возгорание хладона.

Хладагент растворяется эфирным маслом, при этом не смешивается с минеральной смазкой. При замене фреона производитель рекомендует также всегда менять масло. При диагностике системы с целью идентификации утечки запрещается добавлять в контур с R404A для повышения давления воздух. Благодаря стабильности структуры и пропорций смесь можно дозаправлять при обслуживании холодильного оборудования.

Состав не требует соблюдать ограничения при перевозке и его можно транспортировать в баллонах любым видом транспорта с соблюдением правил безопасности. Ёмкости с газом находятся под давлением, поэтому запрещается хранить на открытом солнце с целью предотвращения нагрева свыше 50 °С. Хранение фреона в герметичных ёмкостях должно осуществляться на безопасном удалении от открытых источников огня и нагревательных приборов. Складское помещение оборудуется эффективной вентиляцией для проветривания.

Фреон в домашних условиях

Негативное влияние фреона на человека — тема, которая актуальна для людей, работающих на опасном производстве. В быту создать высокую концентрацию соединения попросту невозможно. Однако обращение с потенциально опасным веществом все же требует аккуратности. Поэтому о возможной утечке, о ремонте и замене фреона лучше узнать хотя бы минимум информации.

Как можно заметить утечку?

Об этом уже говорилось выше. Первый признак — внезапно ухудшившаяся работа агрегата или системы. Если рассматривать только хранилище продуктов, то они начнут размораживаться, а вода будет скапливаться в нижней части холодильника.

В любой конструкции всегда существуют самые уязвимые места. Риск возникновения утечки увеличивается на стыках элементов, на тех участках, где соединяются трубы морозильной и холодильной камеры.

Что делать при обнаружении утечки?

Устранить ее самостоятельно попросту нереально. У мастера-хозяина вряд ли найдется специальное оборудование — вакуумный насос, дозатор и т. д. В этом случае рекомендуют обратиться к специалисту, который подтвердит «диагноз», а затем надежно запаяет появившееся отверстие.

После устранения утечки последует откачка хладагента, замена поврежденной трубки и новая заливка фреона. Последней операцией для мастера станет повторное включение агрегата, и наблюдение за его работой определенное количество времени.

Хранение и транспортировка

Фреон R134a классифицируется как малоопасное вещество, выпускается в баллонах и баллончиках (аэрозоли). Транспортировка осуществляется всеми видами транспорта и по нормам, которые обозначены для газов под давлением. Перевозят в таких тарах как баллоны, стальные бочки, изотанк. Хранить следует вдали от прямых солнечных лучей, в прохладном вентилируемом помещении.

Если произошла утечка, помещение проветрить и срочно покинуть.

Во избежание обморожения при попадании фреона R134a в жидкой фазе на кожу, этот участок промыть большим количеством теплой воды.

При длительном вдыхании фреона R134a происходит отравление этим веществом. Сначала ощущается головокружение и легкое недомогание, потом появляются приступы удушья и тошнота, что может привести к потере сознания и смерти. Попадая в дыхательные пути, фреон R134a вытесняет кислород, что и приводит к таким последствиям. При первых признаках отравления необходимо срочно покинуть помещение и выйти на свежий воздух. Обязательно вызвать бригаду скорой помощи, которая по приезду уже будет контролировать работу сердца, давление, дыхание.

В заключение хочется сказать, что мы привели наиболее полное описание свойств и характеристик фреона R134a и надеемся, что наша статья будет для вас максимально полезна.

История названия[ | ]

В 1928 году американскому химику корпорации «Дженерал Моторс» («General Motors Research») Томасу Миджли (1889—1944) удалось выделить и синтезировать в своей лаборатории химическое соединение, получившее впоследствии название «Фреон». Через некоторое время «Химическая кинетическая ), которая занималась промышленным производством нового газа — Фреон-12, ввела обозначение хладагента буквой R

(R efrigerant — охладитель, хладагент). Такое наименование получило широкое распространение и со временем полное название хладагентов стало записываться в составном варианте — торговая марка производителя и общепринятое обозначение хладагента. Например: торговая маркаGENETRONAZ-20 соответствует хладагенту R-410A, который состоит из хладагентов R-32 (50 %) и R-125 (50 %). Существует также торговая марка с таким же названием, как и у химического соединения —FREON (Фреон), основным правообладателем которой ранее являлась американская («DuPont»), а теперь компания The Chemours Company (Chemours), созданная на базе одного из подразделений Дюпон. Это совпадение в названии до сих пор вызывает путаницу и споры — можно ли словомфреон называть произвольные хладагенты.

Способы заправки кондиционера

Заправку кондиционеров фреоном рекомендуют производить не реже, чем раз в 1.5-2 года. За это время происходит естественная утечка значительной части хладагента, которую необходимо восполнить. Эксплуатация охладителей без дозаправки в течение 2 лет и более может привести к поломке устройства из-за перегрева и износа деталей, а также утечки масла.

Дозаправкой устройств кондиционирования занимаются специализированные службы. Однако если есть необходимые инструменты, эту процедуру можно провести самостоятельно.

Новичок может сделать эту процедуру двумя способами:

  • По давлению. Чтобы узнать количество фреона, нужно посмотреть в инструкцию кондиционера — там будет указан уровень давления в системе. Затем необходимо присоединить к устройству коллектор — он покажет реальный уровень давления в охладителе. Путём вычитания полученной величины из параметров, указанных в документах, несложно узнать необходимое количество вещества для дозаправки.
  • По массе. При полной заправке кондиционера, можно узнать необходимый объем по массе. Для этого также нужно обратиться к документации. При заполнении устройства фреоном, баллон с хладагентом для кондиционера ставится на точные весы. В процессе перекачивания, нужно внимательно следить за весом баллона и при восполнении недостатка вещества, сразу отключать систему.

Заправка кондиционера: алгоритм действий

Перед тем как заправить систему кондиционирования фреоном, нужно подобрать необходимые инструменты и материалы. Для этого потребуется манометр, баллон с фреоном, вакуумный насос, а также весы, по которым будет определяться объем хладагента в кондиционере.

Алгоритм действий при заправке кондиционера:

Сначала нужно отключить охладитель от электричества и определить необходимое для заправки количество фреона по весу или давлению в системе.
А также нужно «продуть» трубки с помощью азота, чтобы удалить из системы лишние примеси и убедиться в герметичности системы

Это важно сделать в том случае, если существует подозрение на утечку хладагента из-за повреждения системы.
Затем нужно закрыть трехходовой клапан по часовой стрелке.
Чтобы определить уровень давления и совершить дозаправку, нужно присоединить к штуцеру манометрический коллектор.
После этого трехходовой клапан снова открывается, к коллектору присоединяется баллон с хладагентом и перекачивается в систему.

Сравнительная таблица хладагентов

Ранее при производстве холодильных установок использовали аммиак, как хладагент. Однако это вещество губительно влияет на экологию и разрушает озоновый слой, а в больших количествах может создавать проблемы со здоровьем у людей. Поэтому учёные и производители начали разрабатывать другие виды охлаждающих веществ.

Современные виды хладагентов безопасны для экологии и людей. Они представляют собой различные типы фреонов. Фреон — это вещество, которое содержит фтор и насыщенные углеводороды, отвечающее за теплообмен. На сегодняшний день существует более сорока видов таких веществ.

Фреоны активно используются в бытовых и промышленных приборах, работающих на охлаждение воздуха и жидкостей:

  • В качестве хладагента в холодильнике.
  • Для охлаждения морозильной камеры.
  • Как хладагенты для сумок-холодильников.
  • Для охлаждения воздуха в кондиционере.

Таблица свойств позволяет выбрать оптимальный вид хладагента. Она отражает основные свойства фреонов: температуру кипения, теплоту парообразования, плотность.

При заправке кондиционера могут понадобиться и сравнительные таблицы фреонов. Они определяют вещества, которыми можно заменить тот или иной хладагент, если его не удалось найти в продаже. Ниже представлена упрощённая версия такой таблицы с наиболее распространёнными типами охладителей.


ХФУ — хлорфторуглероды, ГХФУ — гидрохлорфторуглероды, ГФУ — гидрофторуглероды

Причины утечки

Чтобы изделие нормально функционировало, количество фреона в кондиционере должно быть достаточное для постоянной циркуляции. К сожалению, утечка во время эксплуатации все-таки происходит, и виной могут послужить такие причины.

  1. Несовершенство конструкции — медные трубки, по которым циркулирует фреон, развальцовываются на месте во время монтажа, поэтому в процессе эксплуатации происходят незначительные потери. Со временем требуется заправить кондиционер фреоном.
  2. Во время транспортировки ранее установленного изделия фреон в кондиционере может немного уменьшиться в объеме, такие же нюансы могут случиться при демонтаже и повторной его установке. Поэтому нужно закачать фреон в кондиционер на новом месте установки.

Многие пользователи уверены, что дозаправка кондиционера своими руками невозможна, но такие, весьма сомнительные слухи, поддерживают специалисты по обслуживанию, чтобы не лишиться своего заработка. Да, понадобится специфическая аппаратура, но это не проблема в наш прогрессивный век.

Сравнение ПГП (GWP) фреонов

После 2020 года потенциал разрушения озонового слоя не играет большой роли при выборе модели кондиционера. Сейчас не производят оборудование с высоким ОРП

Стоит обращать внимание на потенциал глобального потепления

Чем выше ПГП хладагента, тем больше вероятность что он будет запрещен. Периодически к Монреальскому протоколу принимают поправки. Они регулирую производство, импорт и использование хладагентов. Соответственно, хладоны с высоким GWP будут дорожать.

Ниже приводим диаграмму потенциала глобального потепления фреонов, на которую вы можете ориентироваться.


Потенциал глобального потепления хладагентов, применяемых в кондиционерах.

История происхождения

В 1989 году был подписан Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Под него попадали такие хладагенты как R22 и R13B, как озоноразрушающие (из-за присутствия в их составе хлора). Для их замены был разработан новый фреон R-410A.

Изначально его использовали для замены устаревших хладагентов (если позволяли характеристики систем). Впоследствии было разработано оборудование, которое могло работать на хладагенте r410a, но не на r22 или r13b. Оно отличалось компактностью и низким энергопотреблением.

За счет этого новые модели стали пользоваться популярностью, хоть и были несколько дороже. Когда производители хладагентов снизили стоимость нового вида фреона, на него перешли изготовители бытовой и коммерческой холодильной и кондиционерной техники. Сейчас хладагент в некоторых сферах используется чаще аналогов, таких как r134a, r404a, r600a, r407c и r507.

После разработки хладагента, многие производители начали патентовать собственные торговые марки. Сейчас полноценными аналогами R410a являются:

  • SUVA 9100;
  • AZ 20;
  • Forane 410a;
  • Solkane 410.


Торговая марка Genetron AZ 20 — полный аналог R410a

Область применения

Согласно Significant New Alternatives Policy (SNAP) Program (Программе политики существенно новых альтернатив), хладагент 410a можно применять в:

  1. Домашних и коммерческих легких холодильных установках;
  2. Промышленных холодильных процессах;
  3. Домашнем и коммерческом кондиционировании воздуха;
  4. Промышленном кондиционировании воздуха;
  5. Системах холодильных складов;
  6. Системах ледяных катков;
  7. Холодильных автоматах;
  8. Торговых пищевых холодильных автоматах;
  9. Перевозках с охлаждением.

Большая часть среднетемпературного и низкотемпературного холодильного оборудования использует фреон r410a. Его технические характеристики позволяют существенно уменьшить установки.

Фреон R410A часто используют в:

  • Холодильниках;
  • Кондиционерах;
  • Морозильных камерах;
  • Холодильных и морозильных ларях;
  • Тепловых насосах.

Токсичность фреона r410a и вред здоровью человека

При попадании на кожу хладагент ее обезжиривает. Это может вызвать зуд и раздражение. При попадании фреона r410a в жидком состоянии, она испаряется. Это приводит к охлаждению кожи, возможно обморожение.

Токсичность фреона r410a была проверена на животных. На протяжении жизни самцы крыс дышали воздухом с примесью хладагента R410a. Был отмечен повышенный риск развития фибросарком слюнных желез.

Фибросаркома — это злокачественная опухоль, которая образуется из клеток фиброзной соединительной ткани.

Острых эффектов отравления или интоксикации не зафиксировано. Когда концентрация газа в воздухе увеличивается, он вытесняет кислород. Негативные последствия происходят из-за его недостатка, а не из-за токсичности хладагента r410a. Могут произойти:

  • Головокружение и потеря координации;
  • Повышение давления и частоты пульса;
  • Повышение частоты и глубины дыхания, одышка;
  • Аритмия (при острой нехватке кислорода).

Почему и как часто необходима дозаправка

Различные хладагенты стоят по-разному; в целом, можно сказать, что, чем фреон безопаснее, тем обойдется в большую сумму.

Однако должен напомнить, что для заправки любого оборудования необходим конкретный вид хладагента; использовать неподходящую разновидность, чтобы сэкономить, недопустимо. О правильном виде фреона напоминает маркировка на корпусе наружного блока; необходимая информация имеется и в техпаспорте.

В нормальных условиях фреон – газообразное вещество, циркулирующее в закрытом контуре. Система состоит из двух теплообменников (испарителя и конденсатора), также в систему входит компрессор.

Под воздействием компрессора в первом радиаторе фреон из жидкого становится газообразным. Процесс идет с поглощением тепла, которое отнимается у окружающего воздуха. Во втором радиаторе происходит обратный процесс: фреон из газа превращается в жидкость.

Утечку фреона может спровоцировать какая-либо неисправность прибора или небрежный монтаж. Но, по моим наблюдениям, утечка возникает даже при качественном монтаже. Дело в способе монтажа внешних блоков бытовых кондиционеров: подключение производится при помощи развальцовки. Прочность такого соединения обеспечивается контактным давлением, и герметичность не может быть 100%-ной.

В идеальных условиях утечка фреона в бытовом кондиционере допускается на уровне 8% в год. В авто-кондиционерах допустимы потери хладагента до 15% в год. Поэтому дозаправка кондиционера – стандартная процедура для большинства домашних систем, и проходит она со следующей периодичностью:

  • Бытовые кондиционеры. При качественном монтаже дозаправку проводят 1 раз в 1,5-2 года. 
  • Промышленные системы. Их заправляют 1-2 раза в год. 
  • На новых автомобилях кондиционер заправляют раз в 2-3 года, на автомобилях от 6 лет – каждый год.

Что такое температурный глайд

Лучше всего показать на примере хладона R407c. При атмосферном давлении его температура кипения составляет -43.6 °C. При ней он начинает кипеть. Так как он является неазеотропным, то испаряется только один компонент.

По мере испарения состав жидкого хладагента меняется. Соответственно меняются его характеристики. Повышается температура кипения. В один прекрасный момент он перестает переходить в газообразную фазу.

Чтобы R-407c продолжил закипать, его нужно подогреть. Чтобы он дошел до точки росы и выкипел полностью, его надо нагреть до -36.4 °C. Тогда весь хладон перейдет в состояние пара. Разница между первой и второй температурами составляет 7.2 градуса Цельсия. Это и есть температурный глайд. Он выражается в градусах по формуле:

Tg = Tmax – Tmin

  • Tg – Температурный глайд;
  • Tmax – Точка росы при заданном давлении;
  • Tmin – Температура кипения при заданном давлении.

Заправка и дозаправка кондиционеров

На заводе кондиционеры заправляют хладоном, учитывая длину контура. На каждый его метр приходится 0,15 кг фреона

Кроме того, принимают во внимание мощность компрессора. Если рассматривать усредненные значения, то в каждой сплит-системе находится около 0,5-0,6 кг хладагента

Точное количество указывается на табличке (шильдике), которую легко найти на корпусе оборудования.

Куда уходит фреон из кондиционера?

Некоторые «псевдо-эксперты» на просторах интернета говорят, что за год из кондиционера уходит до 8% фреона. В реальности все не так. Хладагент – не топливо, он никуда не должен деваться из системы. Он циркулирует по замкнутому кругу.

В кондиционере фреон находится под высоким давлением. Если где-то возникает протечка или микротрещина, он выходит из системы. Скорость потери зависит от вида фреона и размера утечки. Он может выйти за несколько минут, а может уходить месяцами.

Вы должны понимать, что обнаружить что фреона мало или нет вообще – только часть дела. Чтобы решить проблему нужно вызывать специалиста, который должен:

  • Определить место протечки;
  • Устранить протечку или трещину;
  • Дозаправить или полностью перезаправить кондиционер.

Причины уменьшения количества хладона в кондиционере

Естественное, постепенное испарение фреона в кондиционере считается нормой. Точную цифру определить невозможно: ежегодная потеря хладона составляет примерно 5-7%. Этот процесс может значительно ускорить некорректный монтаж установки — некачественное соединение элементов трассы. В этом случае первой задачей становится устранение мест утечки. Есть и другие факторы, приводящие к потере хладагента.

  1. Естественный износ элементов — вальцовки, штуцеров (сервисного клапана без предохранительной заглушки). Причина — некачественные комплектующие, которые используют не слишком добросовестные производители. От брака, допущенного во время установки, данный случай отличить легко. Как правило, с такой проблемой владельцы сталкиваются не сразу, а спустя 3-5 лет после покупки (монтажа) системы.
  2. Случайное динамическое воздействие. Нередкими «вредительницами» становятся упавшие сосульки. Другие варианты реальной угрозы — крупный камень, запущенный в наружный блок кондиционера хулиганом, кирпич, который упал с крыши и т. д. Такое повреждение определить нетрудно, так как на «месте преступления» остаются четкие следы.

Самой «популярной» причиной остается брак, допущенный во время прокладки трассы. Некоторые специалисты вообще утверждают, что добиться полной герметичности при установке сплит-системы в квартире/доме попросту невозможно.

Мобильные конструкции и простые кондиционеры, предназначенные для окон, не требуют дозаправки. Их заполняют хладоном и герметично запаивают на заводе. Исключение для этих агрегатов одно — заправка после ремонта компрессора, либо после замены других элементов.

Проблемы, связанные с дефицитом фреона в кондиционере

Постепенное уменьшение количества хладагента на первых порах не приводит к большим проблемам. Они начинаются со временем, когда фреона в системе остается очень мало. Рабочее вещество выполняет еще одну важную функцию: оно охлаждает компрессор. Когда хладагента не хватает, главному прибору становится трудно работать в разных режимах. Это приводит к перегреву оборудования, а потом компрессор заклинивает.

Нередко владельцы сталкиваются с самой неприятной ситуацией — с выходом компрессора из строя. В таком случае им предстоит ремонт прибора, а он будет стоить половину суммы всего кондиционера. Именно этого последствия стараются избежать своевременной дозаправкой фреона. Принято считать, что в идеале она должна проводиться каждые полтора, максимум два года.

Выводы

Надеемся, вы поняли, что это не была лекция по физике и химии. Здесь изложены основные отличия между видами фреонов и к чему это приводит. Нашей целью было объяснить рядовому потребителю без использования таблиц, графиков и научной терминологии, как зависимость давления от температуры фреона скажется на кармане потребителя.

Переход на озонобезопасные фреоны означает повышение стоимости кондиционеров, во-первых, из-за необходимости конструктивных изменений, а во-вторых, стоимость новых фреонов в 6-7 раз выше, чем прежних. Поэтому, уважаемые потребители, рост цен на дозаправку агрегатов фреоном явление абсолютно объективное.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий