Как провести паспортизацию вентиляционных систем

Паспортизация вентиляции от ведущей компании

Что это такое?

Данную услугу невероятно часто путают с иными видами услуг. Поэтому, давайте разберёмся с тем, что же такое паспортизация вентиляции. Итак, она  является документированием вентиляционного оборудования, а также такой технологический процесс как аэродинамические испытания оборудования, после чего происходит заполнение технического паспорта.

     Вся документация системы выполняется единично. Однако существенные изменения системы требуют регистрации  нового паспорта.  Примечательна подобная операция тем, что нередко документов на вентиляцию нет, а происходит она в действующих объектах.

      При планировании мероприятий и принятиях решений, выполнении каких-либо наладочных работ, требуется наладка на санитарный эффект или комплексная наладка.

    Производственный контроль : осуществляются аэродинамические испытания вентиляции и свежие протоколы испытаний прикладываются к паспортам, естественно может быть возможен только  при наличии у вас паспорта на вентсистемы.

  Бывает что под «паспортизацией» осуществляется целый комплекс работ, от самой ее до планирования смет.

   Единого подхода касательно вентиляции, не имеющей сети, нет. На практике с течением времени они начинают нуждаться в обслуживании, поскольку параметры изменяются,  логично, что разумнее иметь паспорт на все системы принудительной вентиляции, не обходя стороной оконные вентиляторы, компактные тепловые завесы, хоть чисто формально документ и не нужен,  

  Для простой системы вентиляции он обычно не требуется.

Зачем нужна?

цели паспортизации

   Во-первых???,  требуется инспекцями, его наличие является главным документом вентсистемы, дающим разрешение на все установки вентиляции и кондиционирования воздуха. Во-вторых, документ необходим для нормальной организации работы, эффективной эксплуатации вентсистемы.

Кому нужна?

Заказчику для работы с инспекциями

  Инспекцией проверяется наличие и актуальность паспорта, аэродинамические испытания приточных вентиляторов должны проводиться раз в три года, а  испытания вытяжных вентиляторов и сети должны проводиться ежегодно! Все протоколы прикладывают к нему.

Как уже говорилось, правильно составленный паспорт является основным документом вентсистемы. В нем фиксируются все изменения в течении срока эксплуатации. Состояние самой вентсистемы отражается в паспорте . Это позволяет создать эффективную систему эксплуатации вентиляции.

Что такое паспортизация промышленных систем вентиляции

Паспорт системы вентиляции является обязательным документом, который оформляется специализированным учреждением в процессе проведения пусконаладочных работ. В настоящее время предусмотрено несколько типов паспортов СВ, а качество и правильность их оформления в полной мере зависит от выбранной компании-наладчика и его ответственности. Для того чтобы потребовать от мастеров правильно оформленный паспорт СВ, необходимо знать, зачем он нужен и как он должен выглядеть в конечном результате.

Паспорт промышленной вентиляционной системы должен заполняться по форме, утверждённой в СНиП

Почему необходима паспортизация системы вентиляции

Проведение паспортизации системы вентиляции необходимо самому заказчику, так как именно в этом документе фиксируются все показатели её текущей работы за определённое время эксплуатации на предприятии. Кроме этого, такой технический паспорт требуют во многих инспекционных организациях.

Паспортизация СВ осуществляется только один раз — при сдаче её в эксплуатацию. Но если в существующей схеме происходят какие-либо изменения, то необходимо делать новый техпаспорт.

Технический паспорт не нужен:

  1. Если на объекте устроена вентиляция естественного типа. Однако при необходимости паспорт можно оформить и на такую систему. Его форма намного проще, а в прилагаемых к нему протокольных актах указываются показатели степени эффективности работы естественной вентиляции.
  2. Если на территории нет сети вентиляции. Но поскольку в процессе эксплуатации всё равно куда-то нужно записывать информацию о проведённых ремонтах, модернизация и инспекциях, во избежание недоразумений на все устройства механического типа, включая вентиляторы оконного типа и тепловые завесы, оформляют паспорта. Часто в качестве упрощённого варианта паспорта СВ применяется техпаспорт, который выдаётся компанией-производителем и дополняется многочисленными протоколами проведённых тестов.

Паспорт не имеет срока давности. Копию паспорта выдают заказчику только в случае утери оригинала. После проведения модернизации, усовершенствования или при изменении направления трассы оформляется новый документ. К нему прикладываются результаты проведения воздушных аэродинамических проверок в виде протоколов. Обычно срок действия протокола составляет 1 год. После этого необходимо проводить новые испытания, а также проверять состояние и работу вентиляционной системы.

Вентиляционная система имеет ряд элементов, срок годности которых ограничен, поэтому она требует ежегодной проверки состояния и производительности

Как проводится паспортизация

Так как паспортизация не является строительным процессом, то проводить её имеет право любая лаборатория, у которой есть на это разрешение. Условия проведения работ по паспортизации СВ оговариваются в специальном договоре. Выдать образец документа на проверенную систему может:

  • обычный ИП (индивидуальный предприниматель), специализирующийся на выполнении подобных работ. Это будет намного дешевле, так как в этом случае не надо оплачивать услуги посредников;
  • любая компания, если в её штатном расписании предусмотрена должность проектировщика, энергетика или наладчика. Крупные строительно-монтажные организации держат в своём штате собственных специалистов и не обращаются к услугам сторонних фирм;
  • испытательная лаборатория. Обычно они предоставляют услуги очень высокого качества. Существенным недостатком работы с лабораториями является отсутствие необходимых специалистов в сфере систем вентиляции, которые могли бы полностью проанализировать полученные во время проверки показатели и помочь эффективно решить возникшие проблемы;
  • специализированные компании, в которых работают инженеры вентсистем, профессионально разбирающиеся в данной области. Но уровень качества проведённых замеров может быть неточным из-за нехватки в организации хорошего высокоточного оборудования.

Паспорт на вентиляционную систему обычно выдаётся после проведения пусконаладочных работ

Что такое?

Паспорт — единственное легитимное обоснование формального права создания и эксплуатации определенной вентиляционной системы. Именно этот документ показывает, что был выполнен полный цикл и объем работ. И не просто выполнен, а в строгом соответствии с нормативными требованиями и проектными материалами. Как раз по паспорту происходит регистрация покупаемого воздушного оборудования. Он освобождает владельцев от необходимости утомительной сертификации иностранных вентилирующих аппаратов.

Именно паспорт становится решающим доказательством в спорах с контрольными органами. Если здание заволакивает дым, если ослабляется проход воздуха в соседние помещения или появляется шум, вибрация — контролеры потребуют предъявить документ. Тогда по паспорту должно быть видно, что причина не связана с нарушениями работы или конструктивными недостатками установленного оборудования. Также паспортизация становится доказательством правильности выполненных монтажных работ.

Общие требования к вентиляционной системе

Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 все установленные и смонтированные системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны иметь паспорт вентиляционной установки, эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования.

Периодичность проведения испытаний систем вентиляции определяется нормативными документами на вентиляцию:

1. Согласно СТО НОСТРОЙ 2.24.2-2011 периодичность наладки систем вентиляции и кондиционирования воздуха устанавливается органами федеральной исполнительной власти или требованиями технологии производства, но не реже одного раза в три года.

2. Согласно ГОСТ Р 53300-2009 периодические испытания систем противодымной вентиляции должны проводиться не реже одного раза в два года.

3. Согласно СП 4425-87 действующие вентиляционные системы должны подвергаться регулярной проверке силами вентслужб или санитарных лабораторий предприятий в следующие сроки:

а) в помещениях, где возможно выделение вредных веществ 1 и 2 класса — 1 раз в месяц;

б) системы местной вытяжной и местной приточной вентиляции — 1 раз в год;

в) системы общеобменной механической и естественной вентиляции — 1 раз в 3 года.

4. Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования.

Как видим, периодичность проведения испытаний — от одного месяца до трех лет, в каждом случае определяется индивидуально.

В случае реконструкции вентиляционных систем после изменения технологического процесса, оборудования и перестройки помещения проверка должна осуществляться сразу после реконструкции, независимо от сроков периодического контроля.

Как проходит проверка системы?

Чтобы оформить паспорт на вентсистему, как правило, выполняют зрительный осмотр внешнего оборудования, замеряют состояние воздуха, проводят испытания работы конструкции и осуществляют определенные расчёты. Затем все полученные данные сравнивают с проектными значениями. Отличие фактических от проектных характеристик не должно быть больше значений, которые указаны в нормативных актах.

  1. Визуальный осмотр. Во время осмотра специалисты определяют тип, модель и серийные номера используемого оборудования, сверяют информацию с указанными данными в документации к техническим средствам. Зачастую проблемы возникают во время вторичной паспортизации, так как по прошествии времени бумаги с описанием технических характеристик теряются. Об этом специалист пишет в строке «Примечание», даже если удалось выявить все данные при измерениях и расчётах.
  2. Замеры. При помощи измерений специалисты выявляют фактический диаметр воздуховодов, колёс и шкивов вентиляторов, электродвигателей и пр. Чтобы составить фактическую схему, необходимо также определить геометрические размеры магистрали, ее верхнюю и нижнюю отметки, уровень размещения оборудования относительно напольного покрытия и т.д. Кроме этого, специалист определяет расход воздуха, уровень шума, показатель давления и прочие рабочие параметры сети.
  3. Аэродинамические испытания. В результате этого этапа, проведенного по требованию ГОСТ 12.3.018-79 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы вентиляционные. Методы аэродинамических испытаний» выясняют фактические возможности конструкции. Для испытаний применяют термометры, манометры, анемометры, тахометры и другое оборудование.
  4. Расчёты и обработка результатов. Итоги замеров и тестирований применяют для расчёта необходимых для оформления паспорта параметров. Подсчеты выполняют в соответствии с нормативными методическими указаниями ГОСТов и строительных норм и правил. Полученные данные записываются в паспорт и сравниваются с проектными показателями.

Качество проведения всех этапов данного процесса должно соответствовать имеющимся стандартам и нормам, так как итоги паспортизации принимает и подписывает собственник и представитель проектной компании. Клиент и конструктор могут присутствовать на всех этапах, чтобы следить за полнотой и правильностью проведения испытаний. Более того, тщательный контроль хода паспортизации — это прямая обязанность проектировщика и заказчика процедуры.

Общие требования к вентиляции

Процесс обследования может строиться только так, чтобы были раскрыты все сведения, которые указаны в СНиП 3.05.01–85, прежде всего требуется проверять, нет ли малейших отступлений от проекта вентиляции. Объяснения в духе «не было инструмента и потому пришлось развернуть канал чуть в сторону» профессиональных оценщиков точно не заинтересуют. Все воздуховоды, прокачивающие очень влажный воздух, не должны иметь нижних продольных швов. Сегменты, которые могут покрываться росой, обязательно монтируются с наклоном к дренирующей магистрали.

Нормальный уклон составляет от 10 до 15 мм на 1 пог. м. по длине. Фланцевая стыковка подразумевает выведение прокладки наружу. Внутрь ее направлять нельзя. Что касается материала прокладок, он должен подбираться для специфических температурных параметров. Так, если воздух нагрет не более чем до 70 градусов, можно применять поролон и жгут из полимерной мастики.

Но применять эти вещества при более серьезном нагреве нельзя. Требуется использовать элементы на основе асбеста — шнур либо картон. Иногда по воздуховодам движется воздух, наполненный кислотными парами. Тогда придется применять стойкие разновидности пластмассы. Перечень материалов, обеспечивающих герметичность соединений без фланцев, заметно отличается.

При относительно низких (не более 40 градусов) температурах воздуха нужна герметичная лента. До 60 градусов круглые трубы надо прикрывать манжетами термической усадки. Если воздух становится горячее (до 70 градусов), нужно применять мастику специальных образцов. Что касается фланцевого стыка, болты надо затягивать основательно. Гайки требуется размещать только с одной стороны.

Вертикально поставленный фланец полагается закручивать гайками по своему усмотрению. Если же изделие монтируется горизонтально, требуется размещать крепежи снизу. Соединения без использования фланцев: если наибольшая грань трубопровода ограничена 40 см, то шаг надо делать до 4 м, а при большей грани он сокращается до 3 м. Фланцевое соединение трубопроводов подразумевает, что при величине элементов до 200 см надо закреплять их через каждые 6 м, но только не к самим фланцам.

Чтобы соединить воздуховод с вентилятором, надо применять только такую вставку, которая способна заблокировать распространение вибрации. Чаще всего в роли ее применяют конструкции из стеклянной ткани. Подобные детали монтируют непосредственно перед тестированием характеристик созданной системы. Уплотнять раструб можно только жгутами из пеньки, которые пропитываются асбестоцементной смесью с включением клея из казеина

Важно: иногда после такой обработки все же остаются пустоты — убрать их помогает мастика на основе асбестоцемента

Запрещается оставлять промежуток от втягивающего патрубка радиального вентилятора до рабочего колеса того же вентилятора больше чем на 1%. Также недопустимо отклонение вала от строгой горизонтали. Исключение (вертикальная ориентировка) характерно только для вентиляторов, ставящихся на крышах. Электрические двигатели и крыльчатки ориентируются соосно, а если вентиляторы передают усилие через ременную передачу, то оси шкивов должны ставиться параллельно. Поворот и переключение всех вентиляционных клапанов должны происходить максимально легко, даже если не применяется какой-либо инструмент.

Нормальный паспорт

Рис. 5 Внешний вид хорошего паспорта, титульный лист.

Восемь листов или около того, приложен протокол, иногда краткая индивидуальная
инструкция по эксплуатации системы вентиляции (на одном листе).

Полные инструкции делаются отдельно, на 10-30 листах, и к паспортам не
относятся.

Их разрабатывают эксплуатирующие организации. Сейчас иногда инструкции
делают проектные организации, выполнившие проект.

Рис. 6. Размер паспорта.

Итого в паспорте приточной установки не менее девяти листов, с инструкцией
десять.

Паспорта на вытяжки бывают меньше  там нет воздухонагревателя
и соответствующего раздела.

На производствах часто применяют свою форму паспорта,  такие
паспорта бывают ещё больше, обычно за счёт раздела о замене узлов и модернизации
установки.

Если вносить в паспорт все ТО (техническое обслуживание), то только на
это нужно несколько страниц.

Рис. 7. Дополнительные разделы паспорта.

К паспорту прикладываем протокол аэродинамических испытаний вентилятора,
протокол испытаний герметичности вентиляционной сети, уровня вибрации,
шума, избыточного давления в защищаемом помещении (дли противодымной вентиляции),
и так далее.

Каждый замер сопровождается протоколом,  но если прикладывать
все, потребуется много бумаги, это не экологично. Протоколы мы сохраняем
в электронной форме, а в паспорте пишем, что предоставляем их по запросу.

Это «протокол аэродинамических испытаний» который пришлось переименовать
в «Акт проверки эффективности вентиляционных систем».

Протокол  это результат замеров. Подписывается исполнителями,
и, если не откажется, представителем предприятия  его подпись
подтверждает только факт проведения замеров.

Акт  это результат действий какой-то комисии. Например, акт
пробоотбора свидетельствует, что специальная рабочая группа взяла какую-то
пробу.

Но в предписании на данную работы было написано: предоставить паспорта
и акты проверки эффективности, пришлось переименовать протокол в акт.

Рис. 8. Приложения к паспорту: протокол или акт.

По объективным причинам и пожеланиям заказчиков наши паспорта не всегда
выглядят технически безупречными, приходится считаться с проверяльщиками
паспортов и т.п.

На картинках показаны настоящие паспорта, поэтому вы можете увидеть некоторые
небесспорные детали. Но мы тоже знаем про это, сделать так пришлось по
причинам и в интересах заказчика.

В плохой наладочной организации неточности, да и ошибки, встречаются
из-за невежества исполнителей.

8 апреля 2016

Главная |

Нормативная форма

Нормативная форма строительного паспорта ниже, приложение
Е, в конце свода правил.

Сейчас действует
СП 73.13330.2016
(актуальность проверяйте, нормативы часто меняют)

это плохая форма, но она может стать основой для нормальных
паспортов.

Отсутствует дата. Да, в этом паспорте нет даты составления,
не говорю уже про место для последующих замеров. Так что нормальная эксплуатирующая
организация сразу выбрасывает его в макулатуру.

Имеются бессмысленные для 90% вентиляторов данные о диаметре
рабочего колеса. Частота вращение дана в с-1. Это вроде бы правильно,
СИ, но на двигателе и вентиляторе, да и на многих тахометрах частота идёт
в мин-1.

В выводах нереальная точность 8%. Разработчики явно не мерят
и не считают реальное отклонение. Для размещённых в одном помещении воздухораспределителей
допускается аж 10%. Просто смешно. Особенно для типичной сети, в которой
в одном помещении воздуховод одного сечения, решётки врезаны непосредственно
в него.

Во всех нормальных методиках в одном помещении допускается
20%.

Даже пожарный ГОСТ, тоже вроде отечественный норматив, указывает
реальное и достижимое отклонение 15%. Получается, пожарные мерят и знают.

А в ЗАО ИСЗС-Консалт, разработчике СП, витают в эмпиреях
благостной рефлексии.

Ну и так далее.

Из новых ухудшений сильно изменился список подписантов.
Исчез представитель эксплуатирующей организации, которому паспорта сдаются
в работу. Представитель наладочной организации, главный исполнитель и
ответственный за пусконаладку, указан в скобках. Бред какой-то.

Бланк
паспорта точно по нормативу, в формате таблицы

в формате таблицы Excel.

  • есть титульный лист;
  • есть место для последующих проверок вентиляции.

Я постоянно дорабатываю форму. Сейчас сделал группу
ВКонтакте, планирую там распространять бланки и свои варианты с примерами
заполнения.

Главная |

Перечень работ, выполняемых при паспортизации

Поскольку все меры при паспортизации направлены на выяснение строго стандартизированной информации, выполняются только типичные процедуры. Категорически нельзя обойтись, как уже говорилось, без глубокого тестирования вентиляционных комплексов. Прежде всего изучают конструктивные особенности и практическое состояние подающих воздух систем. Они должны полностью удовлетворять как официальному рабочему проекту, так и нормам стандартов.

После этого:

  • разбираются, не нарушена ли герметичность скрытых участков;
  • смотрят на работу основной части аппаратуры на холостом ходу;
  • удостоверяются, что вентиляторы имеют заявленные в документации характеристики (или не имеют).

Следующий шаг — проверка эффективности обмена воздуха через вентиляцию фактически и то, отвечает ли она проектным нормам

Важно: контролирующие органы могут и должны проверять также естественную циркуляцию, чтобы разобраться, правильны ли положенные в основу проектов сведения о ней. Измерение громкости звука, возникающего при работе вентиляции, проводится в нескольких точках. Где они находятся — определяют заранее при помощи особых расчетов

Это в большей степени относится уже к акустике и заслуживает отдельного разговора

Где они находятся — определяют заранее при помощи особых расчетов. Это в большей степени относится уже к акустике и заслуживает отдельного разговора.

Образцы и примеры паспорта вентиляционной системы


Техническая документация может оформляться в бумажном или электронном виде

Технический документ вентиляционной системы отражает все преобразования в период монтажа и во время эксплуатации. Записи обновляются регулярно при реконструкции или периодичных проверках.

К паспорту прилагаются протокольные заключения тестирования аэродинамики и акты проверок при проведении мероприятий:

  • проверка производительности вентиляторов в зависимости от разницы напора в магистрали;
  • осмотр герметичности швов трубопровода и соединений;
  • контроль изоляции от шума и определение степени вибрации;
  • исследование возникновения избыточного давления на контрольных участках.

Паспорт содержит около 8 страниц, которые прошиваются в мастерской или соединяются пружиной. Дополнительно представляются протокол о замене составляющих элементов или их замене. Рекомендации по эксплуатации трубопровода прилагаются в сокращенном варианте. Если результаты исследований и работ установщик сохраняет в электронной форме, в паспорте ставится отметка о том, что такие протоколы есть, и дается адрес для их получения при необходимости.

Паспорт на систему вентиляции


В паспорт вносятся размеры оборудования — вентиляционных труб, решеток

Проводится оценка качества микроклимата в зоне действия установки. Исследуется температура, влажность, подвижность воздуха. Шум в вентсистеме вызывается отсутствием изоляции, разбалансировкой вентиляторов или маленьким диаметром воздуховодов. Через систему теряется тепло, если короб не защищен от холода, увеличиваются затраты на отопление. Если в помещении регулярно повышается влажность, появляется грибок и плесень.

Порядок действий при составлении паспорта на вентиляцию:

  • замеряются размерные параметры коробов, отводов и фасонных частей;
  • определяется напор воздуха на выходе и входе;
  • проверяется соответствие фактического оборота потоков и расчетной кратности воздухообмена;
  • измеряется скорость передвижения воздуха;
  • проверяется чистота внутреннего пространства и присутствие случайно попавших предметов;
  • обследуется состояние теплоизоляционной оболочки;
  • составляется экспертное заключение и акт выполненных работ.

Паспорт на вентиляционную установку


Аэродинамические замеры вентиляции

Исследование вентиляционной магистрали при паспортизации включает аэродинамические испытания по определенной методике. Применяется замерная аппаратура в стандартном порядке с расчетом на статистические погрешности. Аэродинамическое сопротивление проверяется на участках главного канала и отводных каналов, исследуется надшахтное сооружение.

Показатели, выявленные при испытании, сравниваются с теоретическими данными, и делается вывод о факторах, влияющих на изменение рабочих индексов.

В паспорте описываются конструктивные элементы:

  • звенья координирования работы, например, заслонки или устройства регулировки турбины;
  • система обмена тепла между поступающим и выводящимся потоком (схема рекуперации);
  • электродвигатели, их вид и характеристика.

При пуске и наладке регулируются клапаны и устройства, организующие потоки, до состояния, когда выходные параметры будут соответствовать проектным значениям. Технический документ нужно заполнять при смене владельца или утере старого образца паспорта вентсистемы.

Паспорт вентиляции по СНиП


Вентиляция должна соответствовать нормативным актам СНиП

Образец паспорта системы вентиляции и его составные разделы приводится в СНиП 3.05.01 – 1985 «Внутренние сантехнические системы». Паспорт на вентиляционные установки регламентируется текстом СНиП 44.01 – 2003 «Отопление кондиционирование и вентиляция».

В описании указывается:

  • адрес исследуемого объекта и его назначение;
  • характеристика систем;
  • схема размещения оборудования в аксонометрической проекции с указанием контрольных участков и точек испытания;
  • технические документы на вентиляторы, охладители, фильтры, калориферы и т. д.

Пример заполнения паспорта вентиляционной системы 2020 года в части соответствия санитарно-технических параметров есть в СанПиН 2.2.2.548 – 1996 «Гигиенические требования к микроклимату помещений».

Испытания, регулировка и наладка вентиляционных систем

  • Процедура пусконаладки и использования оборудования проводится:

    • в помещениях, специально подготовленных к приемке;
    • на функционирующих предприятиях в качестве плановых профилактических мероприятий.
  • Качественная и бесперебойная работа вентиляционного оборудования гарантируется работами, осуществляемыми до приемки оборудования:
    • осмотр, регулировка и испытания всего установленного оборудования;
    • плановые осмотры и наладка уже работающего оборудования;
    • эксплуатация вентиляционных систем по правилам, с периодическими плановыми ремонтами.
  • Регулировку и испытания собранных систем вентиляции производит организация-монтажник. Иногда эта функция передается специализированным организациям;
  • Запуск и наладка осуществляются с частичной загрузкой основного оборудования или при его отсутствии. Это позволяет создать проектные нагрузки на вентиляционную установку. В процессе испытаний и наладки контролируют:
    • соответствие давления, количества оборотов вентиляторов и давления проектным значениям;
    • наличие неплотностей в вентканалах;
    • соответствие объемов воздуха проектным данным;
    • температурные параметры;
    • функции насосов;
    • функции форсунок увлажнения;
    • показатели подаваемого в здание воздуха.
  • Работы по регулировке и пусконаладке основываются на инструкции по наладке и испытанию вентиляционного оборудования;
  • При обнаружении дефектов составляются ведомости установленного образца, дефекты устраняются;
  • Местные вытяжные и приточные установки (зонты, отсосы) тестируются после запуска основного оборудования;
  • Дефекты, указанные в ведомости, необходимо устранить до испытаний;
  • Система сдается в эксплуатацию после исправления всех обнаруженных дефектов согласно инструкции;
  • Параметры работы вентиляционной установки вносятся в паспорт оборудования.

ЗАЧЕМ ПРЕДПРИЯТИЮ ПАСПОРТИЗАЦИЯ ВЕНТИЛЯЦИИ?

Паспортизация систем вентиляции — это проверка рабочего состояния вентиляционного оборудования и систем вентиляции с помощью инструментальных исследований, оформленная в виде паспорта на вентиляционную установку.

Паспортизация вентиляционных установок обязательна для всех предприятий и всех типов вентиляционных систем.

Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 все установленные и смонтированные системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны иметь паспорт вентиляционной установки, эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования.

Периодичность проведения испытаний систем вентиляции определяется нормативными документами на вентиляцию:

1. Согласно СТО НОСТРОЙ 2.24.2-2011 периодичность наладки систем вентиляции и кондиционирования воздуха устанавливается органами федеральной исполнительной власти или требованиями технологии производства, но не реже одного раза в три года.

2. Согласно ГОСТ Р 53300-2009 периодические испытания систем противодымной вентиляции должны проводиться не реже одного раза в два года.

3. Согласно СП 4425-87 действующие вентиляционные системы должны подвергаться регулярной проверке силами вентслужб или санитарных лабораторий предприятий в следующие сроки:

а) в помещениях, где возможно выделение вредных веществ 1 и 2 класса — 1 раз в месяц;

б) системы местной вытяжной и местной приточной вентиляции — 1 раз в год;

в) системы общеобменной механической и естественной вентиляции — 1 раз в 3 года.

4. Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования.

Как видим, периодичность проведения испытаний — от одного месяца до трех лет, в каждом случае определяется индивидуально.

В случае реконструкции вентиляционных систем после изменения технологического процесса, оборудования и перестройки помещения проверка должна осуществляться сразу после реконструкции, независимо от сроков периодического контроля.

Паспорт вентиляционной системы — это главный документ вентиляционной системы. Паспорт системы вентиляции — итоговый технический документ, дающий юридическое право эксплуатировать вентиляционное оборудование, фиксирующий натуральные показатели и их отклонения в соответствии с действующими строительными и санитарными нормами.

Технически грамотно оформленный паспорт на вентиляционную систему — залог эффективной и безопасной работы вентиляционной системы, а часто и самого предприятия. В нем отображается реальное состояние всего вентиляционного оборудования.

В паспорте вентиляционной системы фиксируются все изменения, которые происходили с вентиляционной системой на протяжении всего эксплуатационного периода.

Паспортизация вентиляционных систем необходима:

сотрудникам предприятия — для комфортной работы, повышения производительности труда и отсутствия сбоев в работе в связи с плохим самочувствием;
руководителю и главному инженеру — паспорта и пояснения к ним подскажут, на какую именно вентиляционную систему надо обратить внимание в первую очередь (увеличить ее производительность или наоборот, уменьшить, провести внеплановый ремонт или обслуживание вентиляционной системы);
руководителю и главному инженеру — чтобы не иметь проблем и замечаний от представителей надзорных инспекций (Роспотребнадзора, прокуратуры, пожарной инспекции, МЧС, жилищной инспекции, Ростехнадзора и др.), которые контролируют эксплуатационные характеристики оборудования, санитарно-техническое состояние, наличие и срок действия паспортов на вентиляционную систему;
руководителю предприятия и главному инженеру, которые несут персональную ответственность за производственный травматизм.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий