Какие неисправности в работе скважинного насоса могут произойти и как с ними справиться

Ревизия моторной части

Глубинные скважинные насосы снабжены однофазным, в основном бесколлекторным асинхронным двигателем. В схеме подключения имеется пусковой конденсатор. Статор электродвигателя имеет монолитное крепление к корпусу, часто он залит эпоксидным компаундом.

В насосах монолитной конструкции двигатель нужно выдавить из стакана, нажав на отвод подключения отходящего трубопровода при снятых крыльчатках. В штоковых насосах моторная часть отсоединяется при расстыковке двух половин, в шнековых — после снятия рабочего винта. Во всех случаях к внутренностям двигателя (конденсатору, соединительным клеммам) можно добраться только после снятия герметичной пробки. Она фиксируется 2-3 винтами на боковой поверхности гильзы и мощным стопорным кольцом. В некоторых разновидностях насоса пробка может требовать применения специального съёмника.

Все двигатели скважинных насосов наполнены маслом, выполняющим смазывающую, охлаждающую и диэлектрическую функции. Масло используется специальное пищевое, но оно имеется в свободной продаже. Признаками низкого качества может быть мутный цвет масла в случае смешивания с водой, потемнение или наличие механических примесей, а также недостаточный уровень. Если масло в норме, его нужно слить в чистую сухую ёмкость, оставив корпус мотора на 15-20 минут, пока остатки полностью не стекут со стенок. Недостаточная наполненность двигателя маслом говорит об износе сальниковых уплотнений.

Помимо испорченного масла причинами неисправности двигателя могут быть изношенные подшипники, что определяется по люфту и шуму свободного хода. Если насос долгое время эксплуатировался в экстремальных условиях, может быть поведён (скручен) вал, возможен перегрев изоляции обмоток. Сгоревшие статоры ремонту практически не подлежат, но их достаточно легко заменить.

Подгорание обмотки статора из-за попадания воды в двигатель

Устройство дренажникого насоса

В корпусе аппарата установлены:

  • Защитная сетка на днище прибора. Предотвращает попадание мусора и крупных деталей на крыльчатку.
  • Рабочее колесо (крыльчатка). Вращаясь, создает разряженную среду вокруг себя, за счет чего поглощается жидкость.
  • Подшипниковый щит. Защищает электродвигатель, ротор и вал от попадания влаги.
  • Ротор задает энергию вращения для крыльчатки.
  • Вал считается элементом двигателя, проходя через всю полость агрегата, присоединяется к ротору.
  • Конденсатор служит включателем.
  • Поплавок. Расположен снаружи прибора, в опущенном состоянии не дает двигателю запуститься, предотвращая перегрев от сухого хода.
  • Кабель. Предназначен для подачи электроэнергии.

Насос часто включается и быстро выключается

1. Недостаточная разница давления включения и выключения насоса. Необходимо увеличить разницу, учитывая, что давление включения должно быть достаточным для полноценной подачи воды, а давление выключения не должно быть выше рабочего давления мембранного напорного бака.

2. Неправильно установлены электроды контроля уровня воды или реле уровня в резервуаре. Воспользуйтесь руководством по эксплуатации и монтажу насоса и систем автоматики для устранения проблемы или обратитесь в сервисный центр.

3. Обратный клапан заблокирован в полуоткрытом положении. Промойте или замените клапан.

4. Перепады напряжения в электрической сети.

Что надо учесть перед покупкой

Перед выбором насоса специалисты советуют самостоятельно провести измерения объема водоносного слоя и глубины скважины. Самое простое средство измерения – это веревка с привязанным к одному из ее концов грузиком.Ниже приведен ряд полезных рекомендаций относительно установки скважинных насосов:

Рассчитывайте интенсивность, с которой будет эксплуатироваться насос на основе объема потребляемой вами воды.
Не надо гнаться за дешевизной модели при покупке. Внимательно изучите характеристики и отзывы. Насос – вложение долгосрочное, так как он рассчитан на длительную эксплуатацию

При этом следует помнить, что демонтаж и ремонт/замена насоса процедуры очень затратные.
Изучая технические характеристики насоса, обратите особое внимание на следующее: имеется ли в модели защита от «сухого» ходи и перегрузки. Желательно также, чтобы все его детали были изготовлены из нержавеющей стали, это существенно увеличит срок эксплуатации изделия

Помимо этого обратите внимание на требования к электросети и проверьте, сможете ли вы их обеспечить.

Причины поломок

Производители делают глубинные насосы максимально надежными, но даже такие устройства постепенно выходят из строя.

Проблема состоит в негативных условиях эксплуатации, постоянном воздействии воды, песка, мелких частиц минералов

. Возможны изменения условий использования. Например, изменение динамического уровня воды может стать причиной того, что выходит из строя оборудование.

Схема устройства двигателя асинхронного погружного.

Среди основных причин, которые и вызывают разнообразные неисправности, необходимо отметить:

  1. Более 50% взвешенных частиц, которые содержатся в воде, негативно влияют на работоспособность насоса. В воде содержится песок, мусор, частицы глины, мелкие камешки. Они засоряют фильтры, негативно воздействуют на резиновые клапаны устройства.
  2. Работа в так называемом сухом режиме. При резком опускании зеркала воды насос может оказаться над водяным уровнем, тогда работать он начинает без воды, а это недопустимо. Происходит перегрев мотора, он выходит из строя.
  3. Работа насоса в условиях, когда температура воды составляет больше +40°C.
  4. Наблюдающиеся перепады напряжения дестабилизируют работу устройства.
  5. Плохие кабельные соединения, обеспечивающие питание агрегата.
  6. Фиксация троса для оголовка неправильная, подводные кабели укреплены с нарушениями.
  7. Управляющие датчики работают с нарушениями.

Поиск причины

Чтобы устранить неполадки в работе водяного насоса важно сначала выяснить причину поломки. Но в первую очередь следует определить те условия, без которых нормальная работа прибора невозможна:

  • Количество воды, которую насос будет поднимать наверх. Снижение ее уровня может повлиять на напор.
  • Параметры электрического питания должны соответствовать техническим характеристиками насоса. Иными словами, нужно правильно подбирать мощность прибора в соответствие с глубиной скважины и рассчитанным расходом воды.
  • Исправность насоса.
  • Краны, фильтры, клапаны, трубы и прочие элементы прибора также должны быть исправны. Поломка хотя бы одной составляющей системы приведет к сбоям в работе.

Зачастую водопроводная вода в частном доме необходима не только для внутреннего потребления, но и на улице (для полива огорода, мытья машины). Поэтому причину неисправности следует искать в трех направлениях – в гидротехнической системе, в помещении и на улице. Как определить причину? Воспользуемся методом исключения.

Сначала отсоединяем подающий шланг, находящийся в кессоне. Если при этом потекла вода, значит, проблема имеется либо в помещении, либо в трубах на улице.

Если же никакой жидкости нет, то причина может прятаться в самой скважине или деталях насоса. Иногда случается и такая ситуация – прибор гудит, но воды нет. Тогда наиболее вероятны следующие причины:

  • Неправильный монтаж или не совсем подходящие некоторые части насоса.
  • Уменьшение воды в скважине, а также скачки в электрической сети также могут стать виновниками неполадок с подачей воды.
  • Обрыв фазы при работе электромотора.

Причины поломки скважинных агрегатов

Для того чтобы понять, почему сломался насос, надо разобраться с его устройством. Погружная помпа — это конструкция, соединяющая в себе гидравлическую часть (насос) и электродвигатель посредством короткого вала. Питание мотора осуществляется через погружаемый силовой кабель.

Для защиты электрической части применяется поставляемая в комплекте агрегата пускозащитная аппаратура. Электродвигатели — 1 или 3-фазного исполнения, асинхронные с короткозамкнутым ротором. Охлаждение и смазка подшипников осуществляется водой либо незагустевающим маслом. В обоих вариантах рубашка двигателя охлаждается перекачиваемой средой.

Самый распространенный глубинный агрегат — это многоступенчатый центробежный насос. Он состоит из набора пакетов, включающих в себя рабочие колеса и направляющие аппараты. Первые — посажены на вал насоса и крепятся при помощи шпонки, вторые — впрессованы в корпус.

При работе агрегата, благодаря центробежным силам, во всасывающих полостях колес возникает разряжение, позволяющее втягивать воду. Среда, в свою очередь, через направляющий аппарат подается на всас следующего колеса. Последнее — выталкивает воду в трубу, по которой она поднимается на поверхность, в резервуар насосной станции или в наливную емкость.

Скважинный центробежный насос имеет повышенную подачу, в результате которой большое количество воды проходит через гидравлическую часть. При неглубокой скважине с потоком среды всасывается ил, песок и другие твердые частицы, находящиеся в придонном слое. Со временем они накапливаются в пакетах гидравлической части агрегата, и происходит заклинка колес. Особенно часто такая ситуация возникает при установке насоса в колодец.

Из-за постоянного нахождения в воде под воздействием во время работы низких температур и вибрации происходит растрескивание изоляционного покрытия как токоведущего кабеля (особенно в местах сросток), так и непосредственно во вводе в корпус электродвигателя. Из-за этого возникает постепенное снижение изоляции, а как результат — выход из строя двигателя насосного агрегата или отгорание кабеля электропитания в месте сростка.

При возникновении таких поломок необходима замена скважинного насоса. В любом случае подъем его на поверхность обязателен, даже для того, чтобы попытаться устранить неисправность своими руками или с привлечением специалистов. Всегда есть надежда и возможность продлить время «жизни» агрегата.

Как правильно разобрать

Сначала отключают питание, затем демонтируют, отсоединяют напорный трубопровод и производят его разборку:

  • снимают фильтр грубой очистки;
  • разъединяют моторную часть с гидравлической.

Разборка гидравлического блока:

  • гидравлическая часть зажимается тисками за напорный патрубок;
  • откручивается корпус;
  • с вала снимаются все детали;
  • при необходимости меняют изношенные или поломанные;
  • детали промываются, затем собираются на вал.

Разборка мотора:

  • он устанавливается крышкой вверх;
  • откручивается крышка, снимается уплотнительная прокладка;
  • сливается масло;
  • с помощью пресса нижняя крышка мотора осаживается вниз, стопорное кольцо освобождается, затем вынимается;
  • легкими ударами киянки по концу вала выбивается нижняя крышка с ротором;
  • вынимается ротор двигателя с подшипниками;
  • при необходимости замены снимаются подшипники с вала и сальник с верхней крышки мотора;
  • обмотки проверяются; если нужно, статор отправляется на ремонт.Сборка производится в обратной последовательности.

Проводим ремонт своими руками

  • Если ваш насос не включается в скважине и не качает воду, то сначала необходимо включить его после подъема на поверхность, но только в резервуаре с водой. И если помпа не включается снова, значит, полностью сгорела магнитная обмотка, которая ремонту не подлежит. Если же агрегат включился, но слышны посторонние шумы, то можно разбирать агрегат и проводить его ремонт. Во всяком случае, проверить внутреннее устройство помпы не помешает.
  • Разбираем насос на две части. То есть, снимаем нижнюю часть корпуса. Перед нами открываются рабочая и пусковая обмотки агрегата при однофазном двигателе. Разобрав агрегат, проверяем подвижность рабочего вала, лопастей и других подвижных узлов. В идеале они должны вращаться свободно и легко. Но если вдруг рабочий вал не вращается, это свидетельствует о том, что сгорела обмотка статора. Поэтому придётся заменить её полностью. Но стоит учесть, что некоторые модели глубинных скважинных насосов не поддаются замене обмотки статора. Поэтому агрегат придётся списать в утиль. Если де все рабочие узлы нижней части насоса вращаются свободно, то собираем эту часть агрегата в обратном порядке.
  • Теперь возьмемся за верхнюю часть насоса. Перед тем как приступить к её разборке, стоит обязательно закрепить колбу в вертикальном положении чтобы предотвратить вытекание масла.
  • В верхней части колбы, под крышкой, располагаются конденсатор и несколько дополнительных проводов. Здесь придётся использовать омметр и замерить сопротивление всех обмоток. В идеале оно должно составлять 15-20 Ом для рабочей обмотки и 30-40 Ом — для пусковой. Если де на каком-то из участков показывает значение «бесконечность», значит, в цепи произошёл обрыв и придётся менять поврежденную обмотку. Если де значения омметра для обоих обмоток занижены, это значит, что их провода просто за кнуты между собой. Что также требует замены.
  • По такому же принципу проверяется конденсатор. В случае его неисправности, меняем конденсатор.

В заключение отметим, что в отличие от ремонта простого глубинного насоса ремонт штанговых установок более сложен и требует использования специального оборудования. Так, приведение в порядок штанговых насосов заключается в развинчивании всех рабочих узлов, подъеме штанговой составляющей и замене изношенных участков оборудования. Здесь же производится замена или расхаживание полунжера в штанговых насосах.

Рекомендации по облегчению ремонта

Существует ряд мер, которые позволяют облегчить работы, связанные с ремонтом погружного насоса:

  • Перед разборкой верхней части электродвигателя, его нужно поставить вертикально. Это необходимо, иначе масло, которое в большинстве современных систем служит рабочей жидкостью, может просто вытечь наружу, а это недопустимо.
  • После этого снимается крышка, в которую входят провода для подачи напряжения к электродвигателю. Здесь же виден и пусковой конденсатор.
  • Для проверки сопротивления пусковой и рабочей обмоток, необходимо использовать омметр.

В этом случае клеммы омметра нужно подключить к обмотке.

  • Вращением рукоятки создается напряжение равное нескольким сотням вольт. При показании прибором сопротивления определенного значения, но не бесконечное, показывает, что все обмотки в исправном состоянии. При показании прибором бесконечности на рабочей обмотке, имеется обрыв рабочей фазы мотора.
  • Если сопротивление будет очень маленьким, это указывает на замыкание между витками двигателя.

Самостоятельная работа или помощь профессионала?

Приведенные неисправности погружного насоса позволяют справиться с проблемами самостоятельно, без привлечения мастера. Однако даже в этих случаях надо хорошо понимать, что без знаний техники, возникшей проблемы и минимальных навыков справиться с ремонтом достаточно трудно.

Перед поиском любой неисправности надо познакомиться с конструкцией. В первую очередь, необходимо тщательно изучить инструкцию к агрегату, его схему. Чтобы не получить потом лишние детали, нужно запоминать последовательность действий при разборке. При работе с любым неизвестным прибором рекомендуют фотографировать каждый свой шаг.

Большую роль играет цена погружного насоса. Небольшие «вольности» позволены при ремонте несложных, недорогих моделей, так как в этом случае собрать и разобрать конструкцию будет более-менее просто. Дорогостоящие импортные (европейские) модели имеют больший гарантийный срок, поэтому лучший выход в этом случае — обращение в сервисный центр.

Что такое вибрационный насос?

При упоминании термина “насос” человек обычно представляет себе агрегат, который состоит из корпуса с двумя патрубками (подающим и всасывающим). Внутри корпуса находится вращающееся рабочее колесо (крыльчатка), которое приводится в движение электродвигателем.

Вибрационный насос “Малыш” устроен совершенно иначе. Во-первых, роль приводного узла здесь играет электромагнит с П-образным сердечником. Вторая половина сердечника является вибратором и механически соединена штоком с мембраной или диафрагмой.

Такой насос относится к объемно-инерционному типу. Перемещение среды происходит за счет изменения давления на мембрану, которое обеспечивается периодической подачей напряжения на катушки электромагнита. Более наглядно принцип действия такого оборудования можно увидеть на иллюстрации внизу.

Отсутствие электродвигателя и сложных вращающихся узлов, которые подвержены трению и нуждаются в регулярной смазке, дает очевидные преимущества:

Компактность
. “Малыш” имеет малые габариты и весит не более 4- 4,5 кг. Для сравнения аналогичные по характеристикам центробежные скважинные модели имеют вес до 10- 11 кг;

Долговечность
. Более простая конструкция, отсутствие трения значительно продолжают срок службы оборудования;

Низкая цена. Это логично, исходя из того, что его компоновка проще и размеры меньше. Так, модель “Малыш-М” от отечественного производителя “Джилекс” на рынке оценивается в 1800-3200 (30-50$). Для сравнения, стоимость скважинного центробежного насоса “Водомет ПРОФ 40/75” со сходными характеристиками достигает 10-11 тысяч рублей (около 170-180$).

Последний критерий является особенно показательным, поскольку бюджет у большинства потребителей России ограничен.

Устройства и основные узлы

В настоящее время в России можно найти гидроаппаратуру производителей Италии, США, Германии, Франции, Дании: ZDS, PEDROLLO, CALPEDA, WILO, Busch, GRUNDFOS, Tapflo и другие; российских компаний Джилекс, Ампика, Пинский ОМЗ, ГМС Ливгидромаш.

Погружные насосы предназначены для откачивания воды из скважин, колодцев или подвальных помещений зданий и при необходимости подачи её в разборную сеть водоснабжения. При этом рабочая область у них погружается в жидкость, из-за чего их так называют.

Существует несколько типов этих устройств:

  1. Центробежные, у которых главным элементом является крыльчатка (рабочее колесо) или винт.Примером их могут служить «Водомет», «Водолей», «Вихрь», «Спрут».
  2. Вибрационные, у которых во главе стоит поршень.Примером их может служить насос «Малыш».
  3. Вихревые, похожие на центробежные, но отличаются большей круговой скоростью жидкости.Примером может служить вихревой насос «Вихрь».

К основным узлам центробежных аппаратов относятся:

  • рабочее колесо или винт/шнек;
  • электродвигатель;
  • штанга;
  • сальниковые блоки;
  • соединительные муфты;
  • подшипники.

К основным узлам вибрационных аппаратов относятся:

  • корпус рабочей части;
  • блок привода;
  • электрическая катушка;
  • поршень;
  • диафрагма;
  • клапан
  • амортизатор;
  • упор;
  • муфта.

Устранение засоров

Сказать, что качество воды в скважине далеко от идеального — не сказать ничего. Даже если насос оборудован фильтрующим устройством, оно будет нуждаться в периодической очистке, да и не сможет грубый глубинный фильтр задерживать мелкую фракцию, оседающую на крыльчатке и корпусе.

Большинство скважинных насосов ломаются именно из-за засоров рабочей части песком и отложениями известняка. Как минимум раз в два года нужно извлекать насос из скважины, промывать его и очищать поверхности функциональных элементов от загрязнений. Пусть вас не смущает малое количество отложений: после того как на поверхности появился налёт, дальнейшее накопление отложений происходит лавинообразно.

Очистке подлежит насосная, то есть нижняя часть устройства, а также каналы протока воды. Разделить насос на две половины можно после снятия защитной сетки в центральной части. Нужно скрутить 4-6 гаек со шпилек, которыми стянуто фланцевое соединение. Затем выкручивается один-два стопорных винта, удерживающих фланец от раскручивания, а после и сам фланец выкручивается из стакана. В насосах монолитного типа нужно выкрутить пробку донного фильтра, для этого гайку выходного патрубка следует зажать в тисках, сама же пробка достаточно легко срывается ременным ключом.

Прокачка воды в глубинных насосах происходит за счёт нескольких крыльчаток, последовательно насаженных на вал. Их нужно снять, запомнив порядок сборки, а затем очистить от грязи вместе с внутренней поверхностью гильзы, сеткой и прочими элементами, контактирующими с водой. Поверхности деталей не следует очищать механически, избегая появления царапин. Лучше воспользоваться щадящей бытовой химией для снятия накипи и преобразователями ржавчины, а затем оттереть остатки налёта мягкой синтетической щёткой или грубой стороной губки для посуды.

Как разобрать агрегат для диагностики поломки

Если выявлена неисправность, нужно разобрать агрегат, диагностировать поломку и исправить появившуюся проблему. При этом нужно учитывать тип устройства, т.к. от этого зависит комплектация.

Устройство центробежного насоса.

Центробежные состоят из:

  • крыльчатки;
  • электромотора;
  • элементов конструкций (подшипников, уплотнений);
  • корпуса.

Вибрационные состоят из:

  • рабочего поршня;
  • сильного электромагнита;
  • электродвигателя;
  • вспомогательных частей (диафрагмы, уплотнителей, амортизаторов);
  • металлического литого корпуса.

Понимание того, из чего состоит каждый тип, необходимо, чтобы правильно отсоединить все детали агрегата и не нанести ни одному из них вред.

Разборка насоса «Водомет».

Пример разборки насоса “Водомет” компании «Джилекс»:

  1. Открутить фильтр, который защищает оборудование от попадания песка. Это изделие цилиндрической формы, которое находится на входном патрубке.
  2. Снять шайбы, диски, стаканы с вала двигателя. Чтобы не перепутать порядок сборки, рекомендуется выкладывать детали в той последовательности, в которой они были сняты.
  3. Киянкой снять стопорное кольцо. Инструментом нужно ударить по двигателю в направлении вниз, протянуть шнур и вернуть его. Таким образом сдвигается уплотнительное кольцо.
  4. Отверткой сместить стопорное кольцо. Когда оно встанет боком, его будет легко вынуть.
  5. Отсоединить проводку, открыть крышку отсека мотора, извлечь двигатель.

Все запчасти можно промыть и прочистить, отвезти двигатель на диагностику или заменить отдельные части.

Как предотвратить неисправность насоса

Любую поломку всегда гораздо проще предотвратить, чем после устранять.

Для проведения профилактики необходимо:

  • Достать насос из скважины. Эта работа бывает не всегда простой, особенно если скважина имеет большую глубину, а оборудование весит до 50 килограммов. Работу лучше производить с помощником.
  • После того как агрегат был извлечен из источника, нужно осмотреть шланг для скважинного насоса, подвесной тросик и кабель для подачи электроэнергии.
  • Проверяется корпус на наличие его повреждений, загрязнений, отсутствие очагов коррозии.
  • Насос нужно ненадолго запустить и послушать его работу, любой посторонний звук может свидетельствовать о возникновении неполадок.
  • Периодическая проверка и очистка помогают значительно снизить вероятность возникновения неисправностей.
  • Присутствие песка и ила на насосе свидетельствует о том, что скважину необходимо раскачать, иначе заиливание может привести к поломке насоса, устранить которую вряд ли удастся.

Причины, вызывающие выход насоса из строя

Схема устройства насоса в скважине

Самой распространенной причиной, которая приводит к выходу насоса из строя, является его эксплуатация без соблюдения правил. Часто владельцы скважин, предназначенных для обеспечения водоснабжения, игнорируют, чтобы четко выполнялись требования, которые предъявляет инструкция по эксплуатации оборудования и предписания, указанные в паспорте на него.

Самыми большими причинами, вызывающими замену скважинных насосов, могут быть:

Оборудование используется большей мощности, чем необходимо. Многие считают, что в этом случае можно изменить объем подачи, а на практике это приводит лишь к всасыванию песка, что провоцирует поломку крыльчатки.

Чугунная крыльчатка насоса

  • Организация плохого качества электроснабжения.
  • Постоянные перепады напряжения или регулярные отключения и включения не смогут долго выдерживать даже самые надежные насосы, цена которых достаточно высокая.
  • Ил или песок, которые содержатся в воде, оказывают негативное воздействие на оборудование.
  • Естественный износ, наступающий при активном применении оборудования.
  • Включение и работа насоса «в сухую», что связано с установкиой агрегата выше, чем динамический уровень жидкости, установившийся в скважине. Такой режим способствует возникновению гидравлического удара.

Диагностика дренажного насоса

Произвести ремонт дренажного насоса собственными силами можно в ситуациях, когда поломка не столь существенна. Для этого потребуется произвести диагностику работы прибора, выявить неисправность и попытаться устранить её. Например, не составит особого труда заменить износившуюся или сломанную деталь, либо произвести очистку фильтров. Также в домашних условиях возможно произвести несложный ремонт электрики – заменить перебитый электрокабель, конденсатор.

А вот если в корпусе аппарата появилась трещина, сгорела обмотка электромотора, или перестал действовать клапан – лучше обратиться в специализированную мастерскую, либо приобрести новый насос.

Разрыв питающего электрокабеля устранить достаточно просто, если он переломился около вилки. Труднее ликвидировать разрыв будет на погружных моделях дренажного насоса, в подводном месте. Здесь, из-за вероятности замыкания, нельзя соединять обрыв с помощью простой скрутки.

Потребуется обрезать шнур по месту перелома и присоединить его заново к двигателю. Для этого придётся снять крышку и удалить отрезанный остаток кабеля. Вместо него, при помощи натяжного элемента, прикрепляем длинный шнур с вилкой, после чего ставим крышку на место, аккуратно и тщательно затягиваем крепёжные болты.

Нюансы ремонта

В перечисленных выше случаях опытный владелец оборудования может произвести ремонт погружного насоса своими руками – прочистить засорившиеся детали или установить новые. Инструкцию по ремонту можно найти на многочисленных видео в интернете. Но специалисты все-таки рекомендуют обращаться в специальные сервисные центры, так как ремонт погружных насосов разных марок имеет свои нюансы, с которыми может быть не знаком владелец техники.

Например, у техники марки Джилекс ремонт чаще всего заключается в доливе масла в двигатель. Аппараты этой марки оснащены маслозаполненными двигателями, у которых подтекание масла может вызвать сбои в работе и поломку других комплектующих. Для долива масла в насос Джилекс профессионалы настоятельно рекомендуют использовать оригинальный продукт. Многие владельцы техники считают, что можно долить заменитель вроде глицерина или трансформаторного масла, но в итоге такая сомнительная экономия приводит только к ускоренному износу и порче устройства.

В изделиях марки Малыш самой частой проблемой является сильный шум, возникающий даже без откачивания воды. Причиной неполадки служит разрыв центральной оси агрегата. Шум возникает из-за того, что поломанная ось перестает удерживать якорь и мембрану. Проблема устраняется путем замены детали.

Кроме того, что специалисты сервисных центров знакомы с ремонтом водяных насосов любых производителей, при обращении к ним за услугой проводится бесплатная диагностика аппаратов. Поэтому перед тем, как начать ремонт погружного центробежного насоса своими руками, владелец техники должен рассмотреть все варианты и учесть плюсы и минусы каждого из них.

Методы поиска неисправности

Как в любых электроустановках, определение дефекта проводится от простого к сложному. В данном случае этот путь начинается от точки подачи питания и последовательно — до электродвигателя агрегата. Если насос запитан от отдельного автомата, тогда проверяется наличие напряжения на входных клеммах выключателя, а затем проверка осуществляется во включенном положении на выходных клеммах.

Если питание отсутствует после автомата, то причина неисправности в нем, при наличии — поиск продолжается от пускозащитной аппаратуры. Перед началом работ необходимо отключить электричество и вывесить предупреждающую надпись, чтобы питание не было подано несанкционированно.

Следующий шаг — отсоединение концов питания электродвигателя от пусковой аппаратуры. После выполнения этой операции на нее подается напряжение и тестером проверяется его наличие на входе и выходе пускателя. Этими действиями подтверждается целостность линии от выключателя до пусковой аппаратуры и ее работоспособность. При наличии сигнала на выходе означает, что проверяемая цепочка полностью исправна, а это значит, что предстоит извлечение из скважины и замена насоса.

Работы эти трудоемкие, поэтому без помощи членов семьи обойтись будет сложно. Чтобы поднять погружный насос, необходимо выполнить действия, что и при установке, только в обратном порядке. Отсоединив трубу от оголовка скважины до насосной станции и открутив заглушку, начинают подъем насоса. Действия выполняются плавно, без рывков и чрезмерных усилий.

Все элементы подвески агрегата достаются одновременно. Насос должен подниматься ровно, без заеданий в обсадной трубе ствола скважины. Поднятая на поверхность помпа укладывается на заранее подготовленную площадку, после чего производится ее визуальный осмотр. Если видимых повреждений на корпусе насоса и электродвигателя не выявлено, то приступают к следующему шагу поиска неисправности.

Проверка электродвигателя и разборка агрегата

Для контроля работоспособности двигателя необходимо последовательно провести ряд измерений. В первую очередь определяется целостность обмотки статора. Для этого тестером измеряется электрическое сопротивление, которое приблизительно должно быть равно значению, указанному в паспорте.

Если прибор показал «ноль» на всех шкалах или не реагирует на действие вовсе, то это говорит о повреждении обмотки статора двигателя. Тогда надо просто заменить насос в скважине. Дальнейшие действия по восстановлению работоспособности агрегата прекращаются.

При нормальных показаниях прибора и допустимом сопротивлении изоляции обмотки относительно корпуса (более 0.025 Мом) приступают к разборке агрегата. Для этого снимается защитная сетка, установленная на всасывающей полости насоса, и расчленяется агрегат. Соединение валов его частей, обычно выполнено шпоночным или шлицевым креплением.

После окончания разборки проверяется на легкость вращения вал двигателя и непосредственно насоса. Как правило, чаще заклинивает гидравлическую часть. Эту неисправность можно устранить следующим образом:

Корпус насоса осторожно закрепить в тесках в вертикальном положении и валом вверх.
Газовым ключом попытаться провернуть вал в одну и в другую сторону, одновременно поливая водой внутреннюю часть корпуса через всасывающую полость.
Действия проводить до тех пор, пока из напорного патрубка не потечет чистая вода, а вал начнет вращаться свободно.

Далее проводится сборка агрегата и проверка его работы. Для этого насос помещают в емкость с чистой водой и кратковременно его включают.

Сложнее выглядит ситуация при заклинке двигателя. Как правило, это означает выход из строя подшипников. Если они выполнены в виде графитовых сегментов, то такой узел считается неремонтопригодным, поэтому придется идти в магазин за новым насосом. При применении подшипников качения двигатель можно восстановить, обратившись в специализированную мастерскую. Самостоятельно такую работу не сделать. На этом шаге поиск и устранение неисправности своими силами заканчивается.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий