Составные части системы чиллер-фанкойл
Для поддержания комфортной температуры в помещениях большой площади устанавливается климатическая система чиллер-фанкойл. В теплое время года она функционирует в режиме охлаждения, а зимой подогревает воздух. Основные элементы схемы:
- Чиллер – агрегат, охлаждающий жидкость (воду или этиленгликоль), циркулирующую в системе. Работая в паре с фанкойлом, машина обеспечивает многозональное кондиционирование воздуха. Ее работа не зависит от температуры на улице.
- Носитель холода и тепла – вода, незамерзающая смесь.
- Файнкол, вентиляторный доводчик или кондиционер-доводчик – блок с теплообменником и вентилятором, изменяющий микроклимат в обслуживаемом помещении. Конструктивные варианты: потолочные, настенные, напольные.
- Магистральная разводка – трубы из полипропилена или стали. Ее длина зависит от мощности насоса и качества утеплителя.
- Баки: расширительный и аккумулирующий.
- Насосная станция, обеспечивающая циркуляцию теплоносителя.
- Блок автоматики.
Чиллер и кондиционер-доводчик связываются разводкой труб. Соединение выполняется по двум схемам: двух и четырехтрубной. В первом случае охлаждение и нагрев выполняет одна холодильная машина. Второй вариант требует отдельного нагревателя и циркуляционного насоса.
Монтаж фрикцонных муфт на тихоходный вал выходного редуктора
Часто установка изделия проводится на редуктор для его соединения с электрическим двигателем. Это можно связать с тем, что редуктор может заклинивать, это приводит к перегреву двигателя. Фрикционная муфта исключает вероятность возникновения подобной проблемы. Среди особенностей монтажа отметим:
- Нельзя прикладывать ударную нагрузку, так как она может повредить само изделие.
- Для упрощения захода обоймы может применяться смазка.
- Нарушение правил монтажа может стать причиной повреждения основной части.
Самостоятельный монтаж должен проводиться исключительно с учетом рекомендаций, так как даже несущественный дефект становится причиной уменьшения эксплуатационного срока.
В продаже встречается просто огромное количество различных деталей, за счет чего не возникает существенных проблем при выборе. Основными критериями можно назвать тип применяемого материала при изготовлении, а также диаметральный размер
При выборе уделяется внимание тому, каким образом может проходить смещение соединяемых элементов
источник
Устройство и схема жидкостной (водяной) системы охлаждения двигателя
Система жидкостного охлаждения позволяет равномерно забирать тепло у всех узлов двигателя, независимо от тепловых нагрузок. Двигатель водяного охлаждения является менее шумным относительно двигателя с воздушным охлаждением, менее склонен к детонации, быстрее разогревается при запуске.
Основными элементами системы жидкостного охлаждения двигателя как бензинового, так и дизельного являются:
- «водяная рубашка» двигателя;
- радиатор системы охлаждения;
- вентилятор;
- центробежный насос (помпа);
- термостат;
- расширительный бачок;
- радиатор отопителя;
- элементы управления.
- Жидкостную;
- Воздушную;
- Комбинированную.
Элементарные правила эксплуатации СО и их соблюдение позволяет автовладельцам избегать, или минимизировать негативное воздействие неисправностей на работу машины. Следует постоянно контролировать уровень охлаждающей жидкости в системе. Её объём может меняться, а зависит это от условий эксплуатации автомобиля. Если уровень ОЖ понижается постоянно, значит, нужно искать место утечки тосола. Нередко пятна ОЖ обнаруживаются на узлах и агрегатах в моторном отсеке. Перегрев двигателя может происходить, когда:
- Заклинивает термостат,
- Засоряются каналы,
- Уровня ОЖ в системе недостаточно.
Причину же недостаточного нагрева двигателя следует искать в заклиненном термостате.
Каждый современный автомобиль обязательно имеет систему охлаждения. Она состоит из нескольких элементов: радиатор, расширительный бачок, термостат, насос, вентилятор, установленный впереди радиатора, соединительные шланги, датчик температуры, рубашка охлаждения блока цилиндров, которая изготовлена в виде полости в стенках вокруг камер сгорания, ну и, конечно же, антифриз.
Наиболее главной деталью системы охлаждения транспортного средства является радиатор охлаждения двигателя. Он необходим для поддержания рабочей температуры двигателя и предотвращения его перегрева. Если же рабочая температура двигателя превышает допустимые нормы, он может заклинить, что приводит к необходимости капитального ремонта.
Радиаторы бывают различных конструкций. Самые распространенные из них – это пластинчатые и ленточные радиаторы. Пластинчатые радиаторы постепенно уходят в прошлое, ведь они имеют больший вес и обладают худшими характеристиками теплообмена, по сравнению с ленточными.
Именно поэтому, на сегодняшний день, большинство производителей отдают свое предпочтение именно ленточным радиаторам. Как правило, для изготовления таких радиаторов применяется алюминий, ведь он обладает отличной теплопроводимостью, что существенно улучшает работу всей системы охлаждения.
Первый пуск электродвигателя
Первый пробный пуск двигателя производится поле окончания всех его испытаний и при их положительных результатах.
Пуск двигателя производится наладчиками в присутствии представителя электромонтажной организации. При этом пускаются несколько электродвигателей, входящих в одну электроустановку.
Перед пуском двигатель должен быть подготовлен, и пуск проведен с осторожностью. Необходимо проверить:. Необходимо проверить:
Необходимо проверить:
— комплектность двигателя;
— состояние передачи от двигателя к механизму;
— наличие кожуха передачи и кожуха вентилятора двигателя;
— наличие смазки в подшипниках;
— устройство заземления.
Внимание. Все виды защит двигателя должны быть испытаны и поставлены на минимальные уставки. Перед пробным пуском двигателя нужно провернуть его и проверить свободный ход
На случай отказа схемы управления двигателем при его отключении необходимо предусмотреть аварийное снятие напряжения ближайшим рубильником или автоматам
Перед пробным пуском двигателя нужно провернуть его и проверить свободный ход. На случай отказа схемы управления двигателем при его отключении необходимо предусмотреть аварийное снятие напряжения ближайшим рубильником или автоматам.
При двигателе большой мощности или протяженном механизме необходимо расставить наблюдающих за работой двигателя и механизма.
Сначала двигатель пускается на 1–2 с. При этом проверяется направление вращения, работа механической части и поведение механизма.
При нормальном первом включении двигатель включается до разгона на полные обороты. При этом следят за током нагрузки по амперметру и по поведению двигателя, за состоянием защиты, работой щеток при их наличии, по звуку определяют, нет ли касания вращающихся частей за неподвижные, нет ли вибрации, нагрева подшипников.
При всех замеченных неполадках двигатель немедленно отключается без предупреждения.
При удовлетворительных результатах пробных пусков двигатель включается на более продолжительное время на обкатку. При этом проверяют нагрев подшипников, обмоток, стали магнитопровода.
Как устранить неисправности
Вплоть до конца прошлого века помпы на многих машинах можно было отремонтировать. Узел снимался и распрессовывался на отдельные детали, после чего обычно заменяли подшипник и сальник. Сейчас уже никто этим не занимается. В настоящее время ремкомплект помпы представляет собой часть корпуса с сальником, подшипником, валом, шкивом и прилагаемую прокладку. Как правило, один и тот же типоразмер с известным из каталога заводским номером изготавливается множеством фирм.
Качество здесь прямо зависит от цены. Не стоит надеяться, что деталь неизвестного производителя сможет обеспечить приемлемый ресурс. Стоит остановиться на фирмах, специализирующихся на многолетних поставках проверенных насосов. В том числе и на конвейеры автопроизводителей. Замена помпы не представляет особых сложностей. Поэтому обычно её меняют в составе комплекта ремня ГРМ. Существуют наборы от одного и того же производителя, как с включением насоса, так и без него.
Покупка такого набора наиболее целесообразна, поскольку солидная фирма не станет комплектовать ремень и ролики некачественной помпой, а при комплексной замене цена работ значительно ниже, поскольку большинство сборочно-разборочных операций совпадают, останется только слить часть антифриза и отвернуть крепёж насоса. Новая деталь ставится с имеющейся в ремкомплекте прокладкой, после чего уровень охлаждающей жидкости доводится до нормы.
Долгий срок службы деталей обеспечится правильной натяжкой приводного ремня, исключающей перегруз подшипников. Обычно применяется динамометрический ключ, который позволяет избежать ошибок при регулировке. Надо только выставить нужное усилие в соответствии с инструкцией.
Схема подключения однофазного генератора в трехфазную сеть
Рассмотрим ключевые моменты подключения однофазного генератора в трехфазную сеть. Недавно на форуме была создана данная тема, и я решил дать более развернутый ответ, а также обсудить этот вопрос на блоге, поскольку на форум многие читатели не заходят.
Подключение однофазного генератора актуально для частных домов, коттеджей, которые хотят иметь у себя независимый источник питания.
Многие дома повышенной комфортности (коттеджи) имеют трехфазный ввод из-за большой потребляемой мощности. Здесь может встать вопрос: а какой нужен генератор? Напрашивается трехфазный генератор необходимой мощности.
Генератор для частного дома
А действительно ли нужен трехфазный генератор?
На этот ответ я однозначно не отвечу, однако, предполагаю, что однофазный генератор будет дешевле трехфазного.
Чем плох трехфазный ввод, я уже рассказывал. Основная проблема – очень трудно добиться равномерного распределения по фазам. Возможно, генератор не очень хорошо переносит такие режимы работы, когда постоянно будет перекос фаз.
А как же наш трехфазный щит переделать в однофазный?
Все очень просто. Схема автоматического включения однофазного генератора в трехфазную сеть:
Схема подключения однофазного ДГ в трехфазную сеть
Для этого нам понадобятся всего 2 контатора, не считая вспомогательных элементов.
В нормальном режиме потребители подключены к трехфазной сети через контактор КМ1. В случае отключения основного питания происходит запуск генератора. Запуск можно сделать используя дополнительный контакт контактора КМ1. Контактор КМ1 отключается, а контактор КМ2 включается и объединяет 3 фазу в одну.
Если вам не требуется автоматический запуск генератора, то вместо данного АВР можно применить, например, кулачковый переключатель на соответствующую мощность. Схема соединения – аналогично КМ2. Здесь мы должны использовать либо два ручных переключателя, либо 1 переключатель, а питающую сеть отключать вводным автоматическим выключателем.
Какое решение предпочтительнее? Выбор за вами.
Также советую пересмотреть мои старые статьи:
Советую почитать:
комментариев 18 “Схема подключения однофазного генератора в трехфазную сеть”
«При этом не стоит забывать, что мощность однофазного генератора будет не менее чем в 2 раз больше трехфазного.»
Про сечение нуля не написали.
Не понял вопрос про мощность.
Сечение нуля — не менее сечения фазного провода. Например, ВВГ-3×16.
Почему мощность однофазного генератора будет как минимум в 2 раза больше трехфазного?
По поводу нуля. Какой кабель проложить от АВР до распределительного щита при трехфазном вводе с мощностью 15 кВт. Дизель допустим аварийный на 15 кВт.
Дизель однофазный соответственно.
Рассчитываете ток, подбираете автомат,а потом выбираете сечение кабеля. На 15кВА — ВВГ-3×16
а как тогда в трехфазном режиме от сети будет питание?
Питающий кабель от трехфазной сети будет свой, например СИП4-4×16 или СИП4-4×25.
от опоры до АВР и от дизеля до АВР все и так понятно. Какой кабель класт от АВР до РЩ?И почему мощность однофазного генератора больше мощности трехфазного в 2+ раза?
После АВР у вас будут групповые линии. Не должно быть никаких промежуточных щитов.
Когда вы переведете все ЭП на одну фазу, должен снизиться общий Кс, следовательно мощность однофазного генератора будет Pantryk :
Не должно быть никаких промежуточных щитов.
Если АВР встраивать в щит с групповыми аппаратами, то да, будут сразу аппараты. А если АВР это отдешьная конструкция. В нее входит два кабеля (один от дизеля и один от опоры) и один выходит к щиту с групповыми аппаратами. Вот я про ноль такого кабеля и говорю. Или например у меня двухэтажный особняк и выделенная мощность 30 кВт, и дизель я ставлю те же 15 кВт. При этом у меня есть распределительный щит для второго этажа. Он трехфазный. К нему идет кабель 5×4. А теперь мы пускаем во все фазы синфазное напряжение. Что будет с нулем? В частном случае с одним вводно-распределительным щитом ничего страшного не будет т.к. сечение шин вполне достаточно
Но в общем случае применения однофазного генератора в трехфазной сети стоит обращать внимание на сечение нуля в трехфазных кабелях и группах
Я же детально не рассматривал все нюансы, не привязывался к конкретному объекту. Всегда нужно смотреть какие токи у нас будут и в зависимости от них выбирать автоматы и сечения кабелей.
Если у вас есть проект, можем обсудить более детально на форуме.
На что обращать внимание при покупке водяной помпы
Водяная помпа (насос) — важный элемент системы охлаждения, необходимый для циркуляции антифриза внутри системы. Неисправности помпы могут привести к закипанию мотора. Чтобы избежать печальных последствий, к выбору комплектующей стоит подойти ответственно. Рассмотрим несколько критериев, по которым легко определить качественный водяной насос.
Крыльчатка
Крыльчатка — исполнительный механизм, перекачивающий антифриз
Особое внимание нужно обратить на материал, из которого изготовлен этот элемент
Пластмассовая крыльчатка. Большинство современных комплектующих оснащены крыльчаткой из пластика. Она имеет меньший вес, по сравнению с металлическими аналогами, а, соответственно, обладает более низкой инерцией. Это позволяет двигателю тратить меньше энергии для раскручивания крыльчатки. Тонкие лопасти эффективно подают жидкость. Зачастую такая конструкция является закрытой.
Однако, у пластмассовой крыльчатки есть и недостатки. Хрупкий материал поддается влиянию высоких температур и деформируется. Лопасти могут изнашиваться и даже срываться со штока. Это все негативно сказывается на КПД помпы.
Металлическая крыльчатка. Железная крыльчатка обладает большим ресурсом работы. Но и здесь есть свой недостаток — большая инерционность. Для запуска и раскручивания лопастей, двигателю потребуется значительно больше энергии, чем в случае с пластиковым аналогом. Металл имеет свойство ржаветь, особенно, если в систему залит некачественный антифриз.
Чугунная крыльчатка. Чугунный вариант обойдется дешевле, так как для его изготовления не требуются особые технологии. Такая крыльчатка очень устойчива к коррозии. Однако, чугунная поверхность будет неоднородной, что может уменьшать КПД помпы ( из-за образования волн антифриза). Толщина таких лопастей очень большая, что также губительно сказывается на КПД.
Алюминиевая крыльчатка. Алюминиевая крыльчатка устойчива к коррозии. Лопасти из этого материала получаются тонкими и обладают гладкой поверхностью.
Крыльчатка из листовой стали. Самые тонкие лопасти изготавливаются из листовой стали. Они обладают антикоррозийными свойствами и имеют идеальную поверхность. Однако, такие лопасти не будут литыми — их приклепывают на площадку. К тому же, форма лопастей из листовой стали не может быть закругленной.
Параметры крыльчатки
Еще одним немаловажным фактором является высота крыльчатки. Чем ниже лопасти, тем меньше производительность. Другой критерий — вылет крыльчатки. Здесь действует обратный принцип — чем ближе лопасти к ответной части помпы, тем лучше подача антифриза
Кроме того, важно, чтобы крыльчатка правильно запрессовывалась на вал. Дисбаланс может привести к люфту и возникновению сильного гула
Не стоит выбирать наиболее дешевого производителя, так как контролировать все эти моменты — задача не из легких.
Сальник
Сальник отвечает за герметичность помпы. Для улучшения свойств уплотнителя, используется антифриз с добавлением смазки. Большинство современных помп оснащены керамическим сальником, состоящим из двух элементов по типу плоского золотника.
Подшипник
Наиболее распространенные конструкции включают в себя двухрядный закрытый шарикоподшипник или роликоподшипник. Этот элемент смазывается высокотемпературной пластичной смазкой.
Шкив
Скорость вращения вала напрямую зависит от диаметра шкива. Производитель подбирает оптимальные размеры для той или иной модификации.
Существуют шкивы трех видов:
- Зубчатый — приводится в действие зубчатым ремнем ГРМ.
- Ременной — приводится в действие обычным ремнем.
- Электромагнитный — муфта, регулирующая скорость вращения помпы при помощи магнита.
Последняя модификация не нуждается в уплотнении сальником, поэтому такая помпа никогда не потечет. Шкивы жестко крепятся к оси посредством болтов или шпоночного соединения.
Корпус
Помпы на легковые автомобили изготавливаются из алюминия. Этот материал хорошо поддается формированию, поэтому деталь может приобретать самые сложные формы. Литье из алюминия позволяет придерживаться точных размеров.
Для грузового транспорта предусмотрен чугунный корпус, рассчитанный на меньшее количество оборотов. Такая помпа обладает длительным сроком службы.
Устройство водяной помпы.
Классическая схема
Обвязка фанкойла с двухходовым клапаном является классической схемой. По сути, это подводка трубы подачи и обратки. Вода в качестве теплоносителя будет проходить сквозь прибор, отдавая холод или тепло, возвращаясь по замкнутому контуру в чиллер или котел. Схема проста и удобна в обслуживании, но не эффективна, если ставиться задача регулировки температуры и давления воды внутри теплообменника.
Все чаще производители предлагают узел обвязки фанкойла с трехходовым клапаном. Она считается более технологичной. Перед фанкойлом устанавливается параллельная его соединению труба, куда и врезается клапан. Температуру и давление воды в системе контролируют соответственно термометр и манометр, установленные на трубе подачи перед фанкойлом. Кроме этого трехходовой клапан срабатывает как отсекатель теплоносителя, если система отключается полностью. Без клапана вода будет все равно поступать в фанкойл, хоть и в меньших количествах со сниженной интенсивностью.
Двухходовый клапан
Система «Квант-ЛМ»
Большой популярностью пользуется центровка валов с применением лазерной системы «Квант-ЛМ», разработанной . Производится центровка машин горизонтального и вертикального исполнения. Встроенный вычислительный блок сравнивает и обрабатывает сигналы от измерительных блоков. Результаты выводятся на дисплей, где показано состояние центровки относительно допустимой области, выделенной зеленым цветом, и запредельной зоны (красный цвет).
Система «Квант-ЛМ» позволяет устранить вибрации, уменьшить количество простоев и ремонтных работ, увеличить срок службы подшипников, уплотнений и муфт.
Что такое обвязка фанкойла
Узел обвязки устанавливается с целью управления холодопроизводительностью путем регулировки подачи теплоносителя и его балансировки. Из-за большого разнообразия подобных узлов правильный монтаж фанкойла в разных помещениях может иметь определенные отличия. Он зависит от сложности все системы кондиционирования, возможностей объекта и требований, которые предъявляются к микроклимату. Каждый производитель предлагает собственную схему обвязки и, соответственно, комплектующие для нее собственного производства.
Такой узел представляет собой набор запорной арматуры и регулирующих датчиков. Он может быть стандартным или собираться под конкретные условия эксплуатации, а монтироваться на входе теплоносителя или его выходе из вентиляторного доводчика. Самый простой комплект включает в себя:
- прямой и обратный трубопровод;
- запорную арматуру;
- датчики температуры и давления.
Наиболее важной деталью, которую рекомендуется обязательно включать в обвязку каждого фанкойла, считается трехходовой клапан. Его функция заключается в подаче теплоносителя в обход теплообменника при достижении заданных температурных параметров
Благодаря ему достигается непрерывная циркуляция воды или незамерзающей жидкости по трубам всей системы при периодическом отключении доводчика.
Для повышения качества и надежности, фанкойлы дополнительно комплектуются сетчатыми фильтрами, гибкими вставками, насосами, автоматическими воздухоотводчиками, устройствами для устранения перепадов давления. Варианты обвязки могут быть вертикальными и горизонтальными, с левосторонним или правосторонним подключением.
Схема обвязки двухтрубного фанкойла
Это самая распространенная схема, которая идеально подходит для жилых помещений, офисов, складов и тех помещений, где нет возможности устанавливать дорогое оборудование или организовывать сложную систему трубопроводов. Двухтрубный фанкойл имеет один теплообменник и может выполнять только одну функцию – либо охлаждение воздуха, либо его нагрев. Одна труба используется для подачи охлажденной/нагретой воды, вторая – для ее отвода назад к чиллеру или центральному кондиционеру.
С целью отопления подающая труба соединяется с котлом или источником теплоснабжения и при переходе на режим кондиционирования летом специальный клапан включает подачу от чиллера и блокирует линию соединения с отопительным котлом. Если в системе присутствует реверсивный чиллер (с функцией теплового насоса), то в подключении к котельной нет необходимости. При изменении температуры автоматика регулирует периодичность включения/отключения фанкойла, что значительно снижает расход теплоносителя и экономит электроэнергию.
Схема обвязки четырехтрубного фанкойла
4-х трубный фанкойл имеет два теплообменника и соответственно должен включать элементы обвязки в двойном размере. Каждое устройство отдельно подключается к холодной и горячей воде и у каждого имеется свой смесительный узел с 3-х ходовым клапаном, что позволяет исключить смешивание нагретого и охлажденного теплоносителя. Установка оборудования по такой схеме позволяет оперативно регулировать мощность теплообменника путем изменения расхода тепло или холодоносителя или его температуры.
Четырехтрубные фанкойлы могут работать в круглогодичном режиме, одновременно выполняя обогрев одних помещений и кондиционируя другие
При таких нагрузках особенное внимание должно быть уделено всем элементам обвязки каждого доводчика: качественной теплоизоляции и герметичности трубопроводов, наличию необходимых датчиков, запорных и шаровых вентилей
Сегодня на рынке климатического оборудования имеются огромные возможности не просто купить фанкойл нужного дизайна и производительности, но и создать разветвленную систему кондиционирования. Чтобы она могла работать очень продолжительное время, стоит выполнить профессиональные гидравлические расчеты и в соответствии с ними выбрать наиболее подходящую схему обвязки.
Устройство вибрационного насоса
Вибрационный насос состоит из таких деталей как:
- проушина для троса;
- шнур питания;
- всасывающее отверстие;
- патрубок;
- клапан;
- поршень;
- шток;
- упор;
- диафрагма;
- муфта;
- корпус насоса;
- амортизатор;
- якорь;
- корпус;
- заливочный компаунд;
- катушка;
- сердечник.
рис.3
Вибрационные насосы \рис.3\ еще называют электромагнитными. При протекании тока по обмотке катушки образовывается электромагнитное поле.
Под воздействием электромагнитного поля втягивается сердечник, соединенный с резиновой диафрагмой. При возвратно — поступательном движении резиновой диафрагмы, в приборе создается постоянный поток воды.
Устройство такого типа насосов — простое в своем исполнении. При какой либо перегрузке, может выйти из строя обмотка сердечника. Ремонт таких насосов выглядит как бы упрощенно и не требует больших познаний в электротехнике.
рис.4
Вибрационный насос состоит из электрической \рис.4\ и механической частей. В зазоре электромагнита возникает переменное магнитное поле, которое приводит в движение рычаг. Рычаг соединен с сильфоном \S\, сильфон пульсируя — прокачивает жидкость через клапаны \k\.
Вибрационный \электромагнитный\ погружной электронасос
Принцип работы центробежного насоса
Центробежная сила воды таких насосов создается за счет вращения лопастей рабочего колеса. Производительность насоса соответственно будет зависеть от скорости вращения ротора электродвигателя. То есть здесь создается энергия давления, струя воды под напором выталкивается в трубопровод.
рис.5
Электрическая схема центробежного насоса \рис.5\ состоит из:
- конденсатора;
- шнура \сетевого кабеля\;
- пусковой и рабочей обмоток статора
- теплового \токового\ реле.
Насос погружной центробежный, калибр НПЦ
Центробежный насос-принцип работы
К неисправностям, можно отнести такие же неисправности, состоящие в описании элементов электрической схемы рис.5.
Определение причины неисправности электродвигателя проводится способом диагностирования для отдельных участков электрических соединений, способ подобного диагностирования приведен в этом сайте.
Устройство вихревого насоса
Принцип работы допустим вихревого водяного насоса построен по такому же принципу как и центробежные насосы. В этих типах насосов центробежная сила воды создается вращением металлического плоского диска с небольшими лопастями. Устройство вихревого насоса показано на рис.6.
рис.6
Вихревой электронасос состоит из следующих деталей:
- подшипник насоса верхний или нижний;
- втулка распорная \подшипниковая\;
- втулка лопаточного отвода;
- колесо рабочее;
- втулка диафрагмы;
- диафрагма;
- муфта;
- подшипник;
- пята;
- подшипник упорный.
Ну вот мы и получили вкратце представление об электрических водяных насосах.
Данная тема будет иметь дополнение как по электрической так и по механической части.
На этом пока все.
Инструмент и материалы для работы:
- вороток с трещоткой;
- головка на десять;
- удлинитель;
- монтировка;
- накидной ключ на тринадцать, семнадцать;
- шлицевая отвертка;
- ветошь;
- тазик.
Алгоритм проведения замены
Начали.
- Открыть сливное отверстие и аккуратно слить жидкость. Сколько тосола выйдет, столько и нужно будет залить (если до этого не было течи). Если же течь была, то желательно полностью освободить систему от ОЖ, и залить по инструкции 9,8 л.
- Обесточить аккумуляторную батарею. Разъединить колодку электро-вентилятора.
- Снять защитный кожух вентилятора.
Теперь открыт доступ к различным элементам блока цилиндров.
- Расслабить гайку натяжения ремня генератора (М17), и снять ремень.
- Открутить скобу, зафиксированную к помпе, и отвести её в сторону.
- Придерживая шкив помпы, открутить три крепёжных болта.
- Затем открутить четыре гайки, фиксирующие насос к двигателю.
- Насос демонтировать, зачистить посадочное место шкуркой.
- Поставить новую помпу, смазав предварительно посадочное место герметиком.
Остальной процесс сборки проводится уже в обратной последовательности.
Замена крыльчатки
Если крыльчатка имеет повреждения, например, поломаны лопасти, то деталь можно заменить. Повреждение происходит, как правило, при соприкосновении с корпусом из-за сильного износа вала либо подшипника. Независимо от материала крыльчатки, деталь крепится на ось путём запрессовки. Для замены пластиковой крыльчатки потребуется:
- Закрепив вал с обратной стороны в тисах, метчиком м18 с шагом 1,5 мм нарезают резьбу внутри крыльчатки, предварительно смазав инструмент моторным маслом.
- Вкручивают в отверстие специальный съёмник, подтягивают наружный болт.
- Путём вращения головки внутреннего болта по часовой стрелке, выпрессовывают крыльчатку и снимают её с вала.
- У металлической крыльчатки резьба нарезана с завода, поэтому деталь просто выдавливают съёмником.
Для демонтажа крыльчатки потребуется съёмник и метчики м18*1,5 мм
При обратной установке деталь напрессовывают на вал при помощи молотка и подходящей наставки, избегая повреждения лопастей. Нужно следить, чтобы нижняя часть крыльчатки упёрлась в кольцо на сальнике, после чего его нужно усадить на 2–3 мм внутрь. Это обеспечит герметичное прилегание вращающейся детали к кольцу.