Самостоятельное изготовление ворот из металлического профиля

Определяемся с материалами для ворот

Установка и заливка столбов под ворота

Прежде всего, стоит определиться какой профильный лист стоит использовать для устройства ворот. Все профильные листы делятся на три группы: С, НС и Н. «С»- это стеновые профильные листы, на изготовление которых идет оцинкованный лист малой толщины и с невысокой высотой ребра, он легок и достаточно прочен. Именно лист этой марки наиболее пригоден для самостоятельной постройки ворот.

Дальше идут профильные листы марки «НС», это листы с большей высотой волны, большей толщиной листа. Они более тяжелые и прочные, буковка Н в марке обозначает «несущие». И, наконец, марка «Н» – «несущие». Это тяжелые профильные листы для изготовления железных ангаров и устройства кровель большой площади. Они чрезвычайно тяжелы и излишне прочны, использование профильных листов такой марки для ворот на даче или в гараже просто нецелесообразно. Для изготовления ворот в личном хозяйстве собственными силами подходят следующие виды профильного листа:

  1. С8 – профильный лист с высотой волны 8 миллиметров, изготавливаются из листа толщиной от 0.4 миллиметра до 0.6 миллиметра. Вес одного квадратного метра такого листа от 4 килограмм, до 5.5. То есть если одна створка ворот имеет размеры 2 метра на 2.5 метра, то весь профильный настил для нее весит максимум 25 килограмм. Как раз такой вес, который можно с большим усилием поднять одному и достаточно легко вдвоем.
  2. С10 – профильный лист с высотой волны 10 миллиметров, толщина листа может быть от 0.4 до 0.8 миллиметров. Квадратный метр этого листа весит от 4 до 7.5 килограмм. Опять же, если посчитать весь вес профнастила на одну створку ворот, то она составит около 40 килограмм. Немного потяжелее, но подъемную технику можно не привлекать.

Стоит заметить, чтобы избежать операции резки профильного листа на своем участке, нужно сразу заказать всю партию профнастила и для забора и для створок ворот того размера, который вам требуется. Именно на стационарном оборудовании профильные листы режутся наиболее точно и с наименьшими повреждениями.
После того, как мы определились какой профильный лист будет использован для обшивки каркаса, стоит подумать о том, как этот каркас делать. Вариантов здесь два – деревянные брусья и железный прокат. Предпочтительнее использовать металлическую раму для ворот. Для этого есть ряд причин.

Первая – дерево, находящееся на улице, надо очень хорошо защитить от гниения, а места контакта его с металлической поверхностью профильного листа особенно. Вторая – любая металлическая деталь крепежа, в конце концов, разбивает дерево и крепеж ослабевает. Дерево стоит использовать при наличии хорошего бруса, без сучков и признаков загнивания и при стойком неприятии работы с железом – сварки, сверления и резки. Деревянный брус для распашных ворот лучше всего брать сечением 10 на 10 сантиметров, это самый оптимальный по прочности и весу вариант.

Отлично будет, если он перед собиранием рамы ворот пролежал год–другой в сарае под крышей. Для железной рамы ворот лучше всего использовать профилированную трубу, квадратного или прямоугольного сечения, например 40 на 20 миллиметров, с толщиной стенки 2 миллиметра. Такие размеры оптимальны для прочности и небольшого веса.

Как сделать ворота с калиткой внутри из профнастила своими руками. Ворота из профнастила — 135 фото, как установить своими руками разные типы ворот

Есть о снования утверждать, что сделать ворота из профнастила своими руками не так уж и сложно. Речь идет о простой распашной конструкции, которая лишена излишеств в виде украшений, ковки и тому подобного. Разве чтоявляется обязательной. Такая работа не требует особой профессиональной подготовки и сложного оборудования.

Еще одно преимущество простых ворот из профнастила – относительно невысокая стоимость. Это недорогой материал, а выглядит он прилично, при правильном подборе цветов хорошо впишется в окружающую местность.

Конструкция ворот

Чертеж ворот с профнастилом демонстрирует крайнюю простоту и неприхотливость конструкции. Но простота эта кажущаяся, есть немало нюансов, которые надо учитывать, в противном случае ворота не будут выполнять свою функцию надлежащим образом.

Итак, ворота – это:

  • две створки;
  • две трубы для крепления створок;
  • перекладина (в некоторых конструкциях);
  • калитка (если есть);
  • фиксаторы створок;
  • поворотные петли;
  • проушины под замок.

Створки

Створки для такого устройства, как, сваривают из профильной трубы (с прямоугольным поперечным сечением). Для большей надежности их укрепляют перемычками, которые могут быть:

  • крестообразными;
  • горизонтальными;
  • закрепленными наискосок.

Когда створки достаточно большие, их дополнительно укрепляют (усиливают) одним из двух способов. Первый состоит в том, чтобы приварить по углам изнутри куски листового металла, вырезанные в форме равнобедренного прямоугольного треугольника. Второй похож, только вместо пластины приваривают под углом в 45° такую же трубу, из которой сделан каркас ворот.

Иногда на трубу наваривают неширокую металлическую полосу, чтобы было удобнее крепить профнастил.

Важно, чтобы в месте сварки труб строго выдерживался угол в 90°. Для контроля при сваривании необходимо использовать строительный угольник, либо специальное крепление

В противном случае створки будет невозможно ровно установить в воротах.

Перекладина

Укреплять створки приходится для того, чтобы они не провисали под осевой нагрузкой от собственного веса. Для этой проблемы есть более простое решение. Это перекладина, которая располагается в верхней части ворот, от столба до столба.

Прочность конструкции с перекладиной солидная, но тогда во двор не сможет заехать техника, которая выше ворот. И на этот случай есть решение: верхнюю часть рамы можно сделать съемной.

Подготовка составных частей ворот

Сварка – основной способ крепления для такой конструкции, как ворота из профнастила. Трубы для створок зарезаются на концах под углом 45°.

Такой подход считается профессиональным, но он требует определенной квалификации, а также наличия оснастки и инструмента. Это торцовочная пила по металлу, которая в домашней мастерской ни к чему. Можно отторцевать трубы и вручную, но надо работать очень аккуратно.

К опорным столбам и створкам привариваются элементы поворотных петель. Опять же, место под их крепление должно быть определено максимально точно, в противном случае неизбежен перекос. Лучше всего створку временно закрепить на трубе и размечать по месту. Проушины под висячий замок можно приварить уже тогда, когда ворота установлены.

Если изготавливаются ворота с калиткой, необходимо практически повторить все те же операции, которые описаны выше, от подготовки рамы и до установки замка.

Материалы

Опорные столбы – важная часть конструкции, монтаж ворот производится на них. Поэтому нужна крепкая профильная труба, к примеру, сечением 80х80х3 мм (последнее значение – толщина стенки), из углеродистой стали, сварная.

Длина каждого элемента равна сумме высоты ворот (около двух метров) и глубины вкапывания в грунт (до 1,2 метра). Трубы должны быть ровными, без ржавчины и других явных изъянов.

Для сборки створок также применяют профильные трубы, но с меньшим сечением. При расчете этого параметра надо учитывать потенциальную силу ветра и некоторые другие факторы.

Подготовка ям и установка воротных столбов

Опорные столбы для ворот можно соорудить из следующих стройматериалов:

  • деревянного бруса, сечение которого равно 150 на 150 мм;
  • круглого цельного бревна, диаметр которого составляет не менее 20 см;
  • швеллерной балки, толщина которой равна 14–16 мм;
  • профильной трубы (80х100 мм), толщина стенок которой составляет 7 мм.

После разметки участка начинают копать ямы для установки воротных столбов, используя для этого обычную лопату или садовый бур

Определившись с материалом для столбов, приступают к копке ям, глубина которых равна одной третьей от высоты надземной части воротных столбов. При этом надо учесть, что полотно створок ворот обычно делают на полметра короче столбов. Этот запас позволяет обеспечить подъем нижнего края ворот от поверхности грунта на 20-30 см, а также оставить еще пару десятков сантиметров сверху для приваривания декоративных элементов, украшающих всю конструкцию.

Свежие записи

9 причин, почему завязи огурцов стали желтыми Почему томаты в июле сбросили цветы и не дали завязей Как побаловать свой огород удобрениями из банановых шкурок

Устойчивость ворот зависит от прочности столбов, поэтому для их изготовления выбирают стальной прокат. Для установки профильной трубы или швеллерной балки бурят яму на 1,2 метра в глубину и в диаметре около 20-50 см. Подготовленные металлические столбы опускаются в яму, выставляются по уровню в строго вертикальном положении и заливаются цементным раствором. Подготовка столбов заключается в зачистке их поверхности от ржавчины, последующей грунтовке и покраске, а также в установке верхних заглушек, предотвращающих попадание снега и дождевой воды.

Установка столбов для крепления створок ворот производится в строго вертикальном положении с последующей фиксацией их с помощью цементного раствора

Ворота из профнастила своими руками

Обеспечить безопасность личной территории на дачном участке или оградить от несанкционированного проникновения свое жилище, вполне разумное желание каждого собственника. Строительство забора с воротами для хозяйственных нужд и входными калитками планируется застройщиком сразу после возведения коробки жилого строения.

Выбор материала для изготовления ворот зависит от выбранной конструкции ограждающего забора – в деревянном заборе обычно предусматривается устройство ворот из дерева. Ограда территории вокруг здания из металлических профилированных листов, обычно предполагает устройство ворот и калиток из идентичного материала.

Чертёж – это неотъемлемая часть начальных работ

Что бы установить правильно ворота и калитку из профильной трубы нужно выполнить на первоначальном этапе хотя бы элементарный чертёж с расчетами. Что необходимо знать и какие значения могут понадобиться:

  1. размеры ворот.
  2. Толщина опорных труб.
  3. Расстояние до столбов.
  4. Размеры дополнительных частей каркаса.

Важно, что чертёж облегчит вам жизнь и позволит максимально точно рассчитать строительный материал и сварку каркаса. При планировке обустройства ворот автоматикой место монтажа нужно отметить на чертеже

Не забывайте, что в этом случае, понадобится большой зазор между крепежами и створками

При планировке обустройства ворот автоматикой место монтажа нужно отметить на чертеже. Не забывайте, что в этом случае, понадобится большой зазор между крепежами и створками.

Сборка рамы ворот

Изготовление рамы

Чтобы собрать раму ворот, нужно использовать ровную площадку, достаточную для размещения одной створки. Лучше всего подойдет место прямо на месте въезда. На земле размечается прямоугольник по размеру створки. Для этого используется прием трех чисел 3, 4, 5. Забиваете колышек в вершину первого угла, с помощью обрезной доски или шнура размечаете первую линию. Отмечаете на ней 3 части

Неважно какого размера. Например, по 30 сантиметров

После этого от вбитого колышка проводите еще одну линию, приблизительно под прямым углом. На ней отмечаете уже 4 части. Соединяете эти отметки на линиях. Если расстояние между ними 5 частей – угол прямой. Таким образом размечаете весь прямоугольник рамы по тем размерам, которые вам необходимы. После этого собирается рама.

Деревянные брусья запиливаются для соединениях на углах «в полдерева». После этого углы соединяют двумя деревянными шкантами, забив их в просверленные отверстия. Для придания жесткости углу, на него шурупами прикручиваются железные угольники с длиной стороны не менее 30 сантиметров. В одну сторону угольника должно быть закручено не менее трех шурупов.

При использовании достаточно мощного шуруповерта и шурупа с шестигранной головкой и кончиком в виде сверла, возможно и не понадобится сверлить отверстия предварительно. Но лучше перестраховаться и сделать их заранее. По длинной стороне створки делают две параллельные верхней и нижней стороне перемычки и так же закрепляют их угольниками. Расстояние между этими перемычками должно точно делить створку на три равные части. К ним будут прикручены, лучше всего болтами с потайными головками, петли ворот. По аналогичной схеме, но с применением сварочного инвертора, собирается рама створки из профильной трубы.

Художественная и холодная ковка, оригинальные и простые проекты

Ворота, заборы, как и любые другие изделия из ковки могут выполняться без предварительного нагрева металла или с таковым. Данные технологии носят название холодной и горячей ковки. С помощью автоматизированного и ручного оборудования выполняется холодная ковка, которая отличается меньшей стоимостью, но при этом позволяет создавать только определенной конструкции элементы.

По горячей ковке используются наковальня и горн, а также требуется умение обращаться с металлом. Данный процесс трудоемкий и сложный, вот почему все изготовленные вручную ворота настолько дорогие.

Чаще всего используется холодная ковка, которая обладает такими достоинствами:

  • много деталей можно создать за небольшое время или просто купить готовые;
  • доступная цена готового изделия.

Недостатки технологии:

  • при условии широкого производства возможен брак;
  • чтобы изделия производить в условиях не производства, придется обзавестись широким спектром специального оборудования;
  • полное отсутствие эксклюзивности за счет стандартного дизайна в массовом производстве.

Изготовление таких ворот и калиток производится посредством сбора всех конструктивных элементов, закрепление их с помощью сварки. В домашних условиях можно создать детали с помощью холодной технологии при использовании специальных форм или самодельных самостоятельно сконструированных механизмов.

Предприятия, которые элементы выпускают массово, имеют в наличии автоматизированное современное оборудование и инструмент. Для создания каждой детали применяется машинная обработка, станковая и специальными инструментами, что придает разнообразные формы готовым изделиям. Чаще всего применяется штамповка, что обусловливает стандартный дизайн. Добавление эксклюзивности в такую композицию достигается свариванием и составлением элементов в разнообразном порядке.

Крепление профилированного листа

В простых конструкциях профнастил монтируется с внешней стороны распашных ворот. Более сложный и тяжелый, но красивый и аккуратный вариант предусматривает обшивку с двух сторон. Накладка листов производится с обязательным перекрыванием соседних полотен на одну общую волну.

Закрепление осуществляется при помощи специальных кровельных саморезов под шестигранную биту с шайбой и резиновой прокладкой. При этом вкручивание крепежа производится не только в раму по периметру, но и во все горизонтальные и диагональные перемычки.

Крестообразные перемычки.

Рекомендуемый шаг между крепежными метизами — 80-100 мм. Вместо саморезов можно использовать заклепки с возможностью установки с одной стороны при помощи специального инструмента. Это обойдется дороже, но позволить избежать коррозии крепежа и возможного образования ржавых потеков со временем.

Как самому сделать ворота из профильной трубы?

Время чтения: 9 минут

Сейчас в магазинах можно найти огромный выбор ворот в гараж и ворот для забора. Зачастую они неплохо сделаны, имеют презентабельный внешний вид и вполне справляются со своей задачей. Тем не менее, многим умельцам не дает покоя стоимость таких ворот. Она, как правило, существенно выше, чем если бы вы решили изготовить ворота самостоятельно.

Чтобы существенно сэкономить, можно изготовить ворота из профтрубы. Они прочные, недорогие и выглядят на хуже покупных. В этой статье мы делаем ворота для гаража, но эту инструкцию можно использовать и при изготовлении заборных ворот. Также мы расскажем, как правильно сваривать гаражные ворота своими руками.

Если для вас важно сочетание прочности и дешевизны, то мы однозначно рекомендуем ворота гаражные и ворота для забора из профильной трубы сделать. У такой конструкции есть множество преимуществ, которые вы сможете оценить не только при изготовлении ворот, но и при их эксплуатации

Среди основных преимуществ ворот из профильной трубы выделим следующие:

  • Низкая себестоимость конструкции.
  • Небольшой вес по сравнению с другими воротами, при этом высокая прочность.
  • Простота сборки и сварки. Профтруба без проблем нарезается под нужный размер, легко приваривается. Такая работа под силу даже новичку.

Однако, нужно учесть и некоторые недостатки:

  • Профилированная труба обладает малой стойкостью к образованию коррозии. Так что сварные швы нужно тщательно зачищать, а саму конструкцию нужно обработать специальным составом.
  • Если произвести неправильные расчеты или сварить каркас неправильно, ворота могут провисать, не закрываться или даже деформироваться.

Какие ворота можно сделать из профнастила

По способу открывания такие изделия делятся на следующие виды:

Распашные – это самый популярный вид ворот, створки которых открываются внутрь или наружу. Их легко установить самостоятельно, однако для такой конструкции необходимо достаточно свободного пространства. Распашные ворота можно украсить ковкой по всему периметру.

Откатные ворота из профнастила

Откатные – двери открываются путем отката вбок. Для установки таких ворот необходимы верхние и нижние рельсы, по которым движется полотно. Бывают механические и автоматические. Идеальный вариант для маленьких участков. Такие ворота можно украсить как сверху, так и по всей поверхности коваными узорами.

Подъёмные — открываются, путем поднятия вверх. Они наиболее устойчивы к взлому, имеют привлекательный вид и выглядят очень стильно. Сами ворота нельзя украшать никакими элементами, однако можно установить их на забор или калитку.

Как самому сварить калитку из профиля

Изготовление производят в той же последовательности, что и створки ворот. Каркас собирается из профтрубы сечением 40х20 мм со стенкой 1 или 2 (мм).

Если для отдельно стоящей калитки нет места, ее врезают в створку ворот. Для этого в каркасе формируют проем, приваривая 2 вертикальных элемента.

Недостаток врезной калитки заключается в большой высоте порога.

Наиболее практичный вариант замка – узкопрофильный, предназначенный для установки в прямоугольную трубу. Он защищен от атмосферных воздействий, благодаря чему прослужит дольше накладного. Отверстие в трубе по длинным сторонам вырезают болгаркой, по короткой – высверливают с последующим удалением перемычек лобзиком и обработкой напильником.

После монтажа калитки ее закрывают и обмазывают ригель замка мелом. Далее поворачивают ключ, чтобы на коробке появилась белая отметина, и по ней вырезают отверстие.

Советы по отделке

Металлоконструкция ворот в обязательном порядке должна быть надёжно защищена от воздействия природных факторов. Для этого применяется грунтовка по металлу и эмаль, которая после высыхания грунта наносится с помощью кисти, валика или пульверизатора. Можно использовать аэрозоль в баллончике, предлагаемую на рынке.

Не принципиально, когда осуществлять покраску — до навески створок или после монтажа

Важно обеспечить качественное покрытие эмалью всех частей металлоконструкции. Имеется возможность улучшить внешний вид ворот, используя различные материалы и элементы декора

Декорирование ковкой

Можно оригинально декорировать ворота из профильной трубы коваными деталями.

Для оформления использованы кованые элементы

Самостоятельно изготовить кованые элементы проблематично. Их можно приобрести в специализированных магазинах или заказать в кузнице.

Сочетание кованых элементов и гнутых прутьев создаёт оригинальный узор

Готовый декор несложно приварить самостоятельно к готовому изделию в необходимых местах, создав оригинальный узор.

Применение профлиста

Использование для зашивки каркаса ворот профильных листов позволяет снизить расходы на изготовление.

Бюджетный вариант отделки

Широкая цветовая гамма предлагаемых в торговой сети профлистов позволяет гармонично вписать конструкцию в интерьер участка.

Цвет профильного листа подчёркивает отделку здания

Небольшая масса способствует снижению нагрузки на подвесные петли.

Отделка древесиной

Древесина, которую можно применить для декорирования ворот, отличается оригинальной текстурой и придаёт изделию презентабельный вид.

Фактурная древесина делает ворота презентабельными

Материал требует дополнительной обработки для предохранения от влаги и растрескивания.

Древесина, покрытая лаком, устойчива к влаге

Использование сетки

Металлическая сетка — бюджетное решение для оформления. Используя сетку, можно легко обшить металлоконструкцию каркаса и обеспечить возможность свободного обзора прилегающей территории.

Такие ворота обеспечивают возможность обзора

Сетка, изготовленная из оцинкованной проволоки, менее подвержена коррозии и отличается долговечностью.

Вариант ворот с проволочной сеткой

Обшивка поликарбонатом

Поликарбонат — современный материал, используемый при изготовлении конструкции.

Сочетание поликарбоната с ковкой улучшает товарный вид

Лёгкость материала и простота крепления делают его популярным.

Вариант отделки ворот цветным поликарбонатом

Применение поликарбоната различных цветов позволяет творчески подойти к оформлению.

Зашивка металлом

Металлические листы — простое и быстрое решение для зашивки каркаса.

Ворота, зашитые металлом, выглядят эстетично благодаря применению декоративных элементов

Обладая повышенной прочностью, материал отличается значительной массой. Это увеличивает вес створок и требует дополнительного усиления конструкции.

Как сделать ворота из профильной трубы своими руками — пошаговые действия

Процесс строительства забора условно делится на следующие этапы:

  1. Сначала обрабатываются заготовки. Все трубы до начала работ, необходимо обследовать на предмет неровностей. Если таковые найдены, то их необходимо подровнять. Это нормально, т. к. заводские изделия частенько выпускаются с отклонениями в плоскостях. Далее, их необходимо обрезать до нужных размеров. Не забывайте о том, что несущие стойки необходимо распиливать, учитывая их подземное крепление.
  2. На следующем этапе подготавливается основание.

    Произведите разметку территории под будущие ворота. Используйте для этого колышки, выкопайте ямы, глубина которых равна 100–150 сантиметрам, а диаметр 10 сантиметров. В них устанавливаются опорные столбы.

  3. Дно ямы на треть засыпается мелкой щебёнкой. В центре установите опору из профильной трубы. Воспользуйтесь строительным уровнем, чтобы проконтролировать вертикальность опоры. Широкая сторона трубы должна быть перпендикулярна облицовке. Опору зафиксируйте растяжками на то время, пока бетонная смесь будет схватываться.
  4. Теперь можно приступать к изготовлению каркаса. Он изготавливается по уже подготовленному эскизу. Смежные заготовки прижимаются друг ко другу струбицами. Так, они не будут смещаться. Для надёжной фиксации пролётов секций, к опорам необходимо приварить по две петли, которые вырезаются из листового металла.
  5. Далее, пролёты необходимо заполнить.

    К скелету ограждения приварите тонкие трубы и декоративные элементы. Составленные секции необходимо приставить к опорным столбикам, с уже приваренными петлями для крепления. Убедитесь, что вертикальные пруты идут строго перпендикулярно горизонтальным. Соедините все части ограды при помощи сварки или болтами.

  6. Последний этап строительства — зачистка швов от сварки. После сварочных работ металлические поверхности необходимо зачищать от коррозии и обезжиривать. Для продления срока службы и придания большей привлекательность, поверхности труб можно покрасить, используя масляную краску.

Ремонт ворот и реконструкция

Бывает так, что в процессе использования возникает необходимость корректировки расположения гаражных ворот:

  • Ворота находятся слишком низко, что затрудняет открытие и закрытие их створок. В этом случае можно с помощью болгарки просто немного срезать низ створок.
  • Покупка нового автомобиля и не подходящий для него по высоте гаражный проем. Здесь, конечно, потребуется больше усилий, чем в первом варианте. Но решить данную проблему все-таки можно, только вот подойдет данный способ исключительно для кирпичных гаражей: выбейте 1-2 ряда кладки над проемом, на аналогичную высоту поднимите раму и усильте получившийся откос.
  • Также можно посмотреть фото и видео, подобрать нужную автоматику (см. Привод гаражных ворот: разновидности и правила выбора). Ведь комфорт никто не отменял. На нашем сайте вы можете найти множество вариантов установки автоматики, которая сделает въезд в гараж более комфортным.

Металлические ворота в гараж вполне по силам сделать своими руками. Инструкция поможет учесть все нюансы выполнения этой работы.

Устанавливаем замок

Если установка автоматики не предусматривается, к створкам снаружи приваривают петли под навесной замок. С внутренней стороны устанавливают поворотную щеколду или задвижку. Ее можно сделать из двух отрезков 20-тимиллиметровой трубы, сваренных с горизонтальными поперечинами створок. При закрывании в них вставляется стальной прут диаметром 14 — 16 мм.

Для жесткой фиксации распашных ворот в закрытом и распахнутом положении внизу створок устанавливают вертикальные стопоры шпингалетного типа. Если столбы пришлось сваривать между собой перекладиной, вверху устанавливают еще пару. Фиксаторы покупают или сваривают из отрезков полудюймовой трубы длиной 20 см, в которые вставляются стальные штыри с загнутыми концами. Они будут входить в трубы, вбитые или забетонированные в грунт.

Завершается сварка ворот из профильной трубы установкой врезного или накладного замка на калитку. При вырезании пазов под корпус на створке и ригель в столбе нужно стараться не оставлять зазоров. Иначе калитка будет бренчать на ветру. Для надежной фиксации устанавливают стопор как на воротах.

После окончания монтажа распашных ворот стоит задуматься об автоматизации, так как пробежки, особенно под дождем, при въезде и выезде быстро надоедят. Необходимые комплектующие найдутся в магазинах, а работу можно выполнить самому, если есть опыт подключения электрооборудования. При надлежащем уходе автоматика длительное время будет обеспечивать комфортабельный проезд.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий