Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении в действующей редакции

Законодательные нюансы, важные для потребителей воды

Некоторые статьи не изменились с момента принятия закона. Однако перелистать их стоит тем, кто заинтересован получать качественную воду и экономить на коммунальных услугах.

В статье 18 часть 13 говорится о том, как оплачивать подключение к централизованной сети. Сумму расходов рассчитывает хозяйствующая организация. В том случае, если абонентом было запрошено большее количество воды или требуется превышение объема стоков, плата за использованную воду рассчитывается индивидуально. Подключение в эту сумму не входит, его оплачивают отдельно. При этом расходы зависят от дистанции до участка подсоединения, допустимых нагрузочных максимумов на водоподводящую сеть.

Статья 20 рассказывает о том, что подлежит коммерческому учету. Оплачивают водные потоки, подающиеся жителям многоэтажных зданий или подключенных к централизованной сети частных домов, а также стоки и их последующее очищение. В оплату входит транспортировка жидкостей по трубам и первичная подготовка для хозбытовых нужд.

Статья 21 описывает моменты, когда хозяйствующая организация имеет право на ограничение, приостановление и полное отключение подачи воды или канализационных сбросов. Статья 22 регламентирует особенности проведения ремонтных работ на различных объектах водоснабжения и водоотведения.

Проблемы обеспечения качества питьевой воды, вывода и очистки канализационных стоков не теряют актуальности. Их эффективное решение говорит о социально-экономическом и технологическом развитии государства, надежности работы жилищно-коммунальных объектов.

Основные положения

Нормативно-правовой акт призван подтвердить правительственную политику в отношении водообеспечения населения и сохранения экологического баланса при приеме стоков. Основные понятия, раскрываемые в законе:

  • охрана здоровья россиян благодаря защите качества подаваемой влаги;
  • повышение экономической и энергетической эффективности водопроводных и канализационных сетей;
  • качественная очистка стоков;
  • разработка новых технологических решений и внедрение современных устройств;
  • доступность получения и отвода жидкостей.

Закон регламентирует формы и способы управления системами водоснабжения и водоотведения, а также отношения между поставщиками и потребителями.

Документ подтверждает гарантии государства населению. К ним относится:

  • обеспечение потребителей холодной и горячей водой, возможностью отвода фекальных стоков;
  • доступность водоподающих ресурсов для всех граждан;
  • наладка эффективной работы центральной сети, поставляющей горячую и холодную воду, а также сточных систем;
  • привлечение инвестиций в отрасль;
  • прозрачность работы организаций, занимающихся поставками и отводом воды.

Последние изменения


Редакция нормативного акта проводится ежегодно в соответствии с переменами в обществе, экономическими изменениями и развитием инновационных технологий. Поправки корректируют звучание пунктов статей и добавляют дополнительные нюансы. Часть изменений, внесенных за последние три года, будет интересна потребителям услуг:

  • В часть 19 статьи 41.1 внесен дополнительный пункт. Он регламентирует расходы арендатором, возмещение которых возможно за счет государственного бюджета.
  • В пункте 15 статьи 2 говорится, что к организациям, занимающимся поставкой и принятием воды от потребителей, могут относиться и индивидуальные предприниматели.
  • В части 2 статьи 41.2 указывается, что долги перед хозяйствующей организацией абонент должен оплатить до истечения срока договора аренды.

Интересное изменение появилось в части 4 статьи 35 нормативного акта. Оно регламентирует правила проверки организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение. Внесение проверочных мероприятий в ежегодный план возможно, если истек срок даты предыдущих проверок.

Самые последние дополнения вступили в силу с начала 2019 года. Полностью заменена глава 5, темой которой была охрана окружающей среды в сфере водоснабжения. Вместо нее создана глава 5(1), регламентирующая регулировку сбрасывания стоков в центральные канализационные системы. Она ужесточает контроль над загрязнениями, поступающими из хозбытовых и промышленных канализаций.

Согласно новой главе, с абонентов сняли обязанность по разработке и согласованию норм допустимых сбросов. Теперь этим должны заниматься органы местного самоуправления городов и поселков, где проложены водоснабжающие и канализационные сети. При этом они учитывают все требования, которые прописаны в Водном кодексе, нормативных актах, регулирующих санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране и охрану окружающей среды.

Абоненты обязаны составлять план мероприятий по понижению объемов стоков, если они превысили нормативы дважды и более или допустили единственный сброс, но в троекратном размере. Утверждать этот план придется в местных комитетах по природопользованию и экобезопасности.

В этой же части ФЗ абонентам указывается необходимость:

  • возводить и модернизировать ЛОС либо арендовать у хозяйствующих организаций;
  • создавать системы оборотного снабжения водой;
  • внедрять современные производственные технологии, улучшать качество услуг, проводить регулярные работы по снижению объемов загрязнителей в сточных водах.

Где искать ответы на вопросы: законодательные акты

При пользовании водой, у потребителя возникает великое множество вопросов, но не все знают, где искать на них ответы. ФЗ о водоснабжении и водоотведении 416, регулирует только те отношения, которые возникают в сфере подачи и отведения воды. Однако им сопутствуют и многие другие вопросы, которые регламентируются совсем иными документами.

–>

Основной их перечень вы видите в приведённой ниже таблице:

Сфера интересов потребителяПравовой документ
Отбор воды из природного водоёма, а так же сброс в него стоков ВК РФ (водный кодекс)
Лицензия на водоснабжение и водоотведениеПостановление 326, регламентирующее лицензирование тех или иных видов деятельности
Качество подаваемой воды

ФЗ-52 «О санитарном благополучии населения»

ФЗ-184 «О техническом урегулировании»

ФЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»

Отношения и технические вопросы  по горячему водоснабжению из открытых системФЗ-190 по теплоснабжению
Предоставление услуг по подаче воды, и её отведениюФЗ,  о котором идет речь в данной статье — но только в той части, которая не урегулирована другими законами
Регулирование тарифов, определение норм качества воды, полномочия органов власти, касающиеся водоснабженияКомментарий к ФЗ «Водоснабжение и водоотведение»
Правовое регулирование водоснабжения между подающими и эксплуатирующими организациямиПостановление 644 об утверждении правил водоснабжения и водоотведения

ФЗ-210 «Организация предоставления муниципальных услуг»

Подземная добыча водыФЗ РФ «О недрах»
Водоснабжение оборонных объектовПравительство РФ
Передача полномочий по водоснабжениюФЗ-131 статья 17, часть 1.2

Принципы государственной политики в вопросах водоснабжения

Политика страны, которую выражает закон о центральном водоснабжении, определяет такие цели:

  • Обеспечение не только качественного, но и бесперебойного снабжения населения водой, что автоматически способствует улучшению его здоровья и качества жизни.
  • Экономное водопотребление, благодаря которому можно повысить энергетическую эффективность.
  • Повышение качества, и усиление контроля очистки стоков, что способствует снижению вероятности загрязнения наземных водоёмов и подземных водоносных горизонтов.

Однако, несмотря на необходимость соблюдения интересов осуществляющих подачу воды организаций, установление тарифов в данной сфере должно основываться на их реальных, экономически обоснованных расходах.

Полномочия органов власти

ФЗ водоснабжение и водоотведение с изменениями, определяет так же круг полномочий в решении тех или иных вопросов в данной сфере.

Правительство РФ утверждает правила подачи и отвода воды, а так же типовые договора:

  • на подачу холодной либо горячей воды;
  • на транспортировку питьевых и сточных вод;
  • на технологическое присоединение к системе централизованного типа подачи и/или отведения воды;

Так выглядит договор

  • Правила учёта объёма вод, в том числе и сточных;
  • Разработка и содержание технологических схем подачи и отвода воды;
  • Порядок, по которому должен производиться контроль её качества и состава;
  • Основы ценообразования, касающиеся подачи и отвода воды, а так же правила тарифного регулирования;
  • Определение категории абонентов, для которых сброс стоков является нормируемым;
  • Сроки и порядок рассмотрения споров, возникающих между владельцами систем, предоставляющими услуги по отведению и подаче воды; органами, регулирующими тарифы; и абонентами.

Схема рассмотрения разногласий

ФЗ 416 «О водоснабжении и водоотведении», определяет так же полномочия органов (представителей) исполнительной власти.

За ними остаётся утверждение таких документов:

  • Порядок определения плановых и фактических показателей энергоэффективности, а так же качества и надёжности систем отведения и подачи горячей и холодной воды;
  • Определение порядка проведения обследования и технической экспертизы централизованных систем отведения и подачи воды;
  • Классификация и порядок учёта затрат организаций, основным видом деятельности которых является водоснабжение;
  • Утверждение схем подачи и отведения воды;

На них так же лежит обязанность по рассмотрению разногласий между предприятиями, подающими воду, органами, регулирующими тарифы, и абонентами; по рассмотрению споров в досудебном порядке; по отмене решений исполнительных властей в субъектах РФ, которые были приняты с нарушением законодательных актов.

Последние изменения закона о водоснабжении

Последние изменения настоящего Федерального закона «О водоснабжении» были внесены 19 декабря 2016 года.

Поправки коснулись следующих статей закона:

  • Часть 10 статьи 41.1;
  • Часть 19 статьи 41.1;
  • Часть 2 статьи 41.2;
  • Часть 5 статья 41.2.

Статья 41.1

Часть 19 была дополнена пунктом 3. В ней описываются расходы арендатора, которые должны быть возмещены государством. Список расходов арендатора определяется Правительством РФ.

Статья 41.2

В ч 2 был дополнен пункт 7 настоящего закона. В нем говорится, что расходы должны быть возмещены арендатором в соответствии с нормативно правовыми документами. Задолженность должна быть погашена не позднее последнего дня срока действия договора.

В ч 5 описываются сроки возмещения расходов арендатором. Задолженность должна быть погашена не позднее чем через 24 месяца с момента истечения срока действия договора.

Ниже рассмотрены следующие статьи:

Статья 18

ФЗ-416 ч 13 ст 18 описывается, как рассчитывается плата за подключение. Сумма расходов учитывается организацией, которая обеспечивает холодным/горячим водоснабжением. Если заявитель запрашивает объем водоснабжения, который превышает установленные законодательством нормы, то оплата за использованный объем воды рассчитывается индивидуально. Процесс подключения рассчитывается отдельно.

На стоимость влияют следующие факторы:

  • Расстояние до точки подключения;
  • Определение нагрузки на систему водоснабжения.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 20

В ст 20 описывается, что подлежит коммерческому учету. Сюда входит вода, которая:

  • Подается жителю многоквартирного дома за определенный период;
  • Транспортируется организацией по водопроводным сетям;
  • Проходит первичную подготовку для последующего потребления для бытовых нужд;
  • Сточные воды, которые прошли предварительную очистку в соответствии с договором.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 21

В ст 21 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» описываются ситуации, когда организация по предоставлению водоснабжения и водоотведения может временно прекратить свою работу или ограничить количество потребляемой воды.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 22

В ст 22 описываются случаи, когда организация имеет право вывести объект из работы для проведения последующего ремонта. При последней редакции закона изменения не вносились. 

Полный текст закона в последней редакции по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Правовая база

Любые договоры в РФ заключаются в соответствии с главой 28 Гражданского кодекса, регламентирующей нормы, особенности, сроки и порядок заключения.

Действия поставщика определяются следующей нормативной базой:

  1. Федеральный закон № 416-ФЗ от 07.12.2011, регулирующий правовые отношения, связанные с водоснабжением и водоотведением.
  2. Постановления Правительства РФ:

    № 354 от 06.05.2011 – описывает нормы и особенности предоставления коммунальных услуг в многоквартирные и жилые дома;

  3. № 644 от 29.07.2013 – регламентирует правила подачи холодной воды и приёма стоков;
  4. № 645 от 29.07.2013 – утверждает типовые договоры по холодному водоснабжению и водоотведению.
  5. Если абонентом выступает физическое лицо, то его действия, права и обязанности определяются:
    • Законом РФ «О защите прав потребителей», регулирующим отношения между физическим лицом, приобретающим товар или услугу и поставщиком.
  6. Постановлением Правительства РФ № 354, где перечислены права и обязанности потребителя коммунальных услуг.
  7. Если одной из сторон выступает компания с государственным участием, то контракт обязательно заключаются с применением Федеральных законов, регулирующих государственные закупки:
    • № 44-ФЗ от 05.04.2013 – регламентирует правила и особенности проведения закупок, с последующим заключением контрактов для государственных и муниципальных организаций;
  8. № 223-ФЗ от 18.07.2011 – определяет порядок проведения закупочных процедур для компаний и организаций с государственным участием с последующим заключением договоров.

Контракты, заключённые в соответствии с законами 44-ФЗ или 223-ФЗ, должны быть зарегистрированы в обязательном порядке, путём внесения информации о них в соответствующие реестры.

Суть 416 ФЗ

Федеральный закон «О водоотведении и водоснабжении» был принят Государственной Думой 23 ноября 2011 года, а одобрен Советом Федерации спустя 6 дней того же года. Закон регулирует правоотношения в области водоотведения и водоснабжения и контролирует качество поставляемой воды.

Краткое содержание ФЗ 416 «О водоотведении и водоснабжении»:

  • Глава 1 — описывает общие положения;
  • Глава 2 — перечисляет полномочия Правительства РФ, органов исполнительной власти и федеральной власти и органов местного самоуправления в области водоотведения и водоснабжения;
  • Глава 3 — описывает порядок подачи холодного/горячего водоснабжения и организации водоотведения;
  • Глава 4 — Контролирует качество горячей и питьевой воды, и обеспечивает безопасность жителей РФ в многоквартирных домах и частных жилищных строениях с центральной системой водоснабжения и водоотведения;
  • Глава 5 — Обеспечивает охрану окружающей среды в области водоотведения и водоснабжения;
  • Глава 6 — Регулирует тарифы в области водоотведения и водоснабжения;
  • Глава 7 — Описывает организацию планирования и развития центральных систем водоотведения и водоснабжения;
  • Глава 8 — Описывает заключительные положения.

Последние изменения Федерального закона были внесены 29 июля 2017 года. также в это время вносились правки в закон о платной скорой помощи. Подробнее об этом в статье:

Основные положения закона о водоснабжении и водоотведении

Ниже перечислены статьи, в которых содержатся основные положения закона и их краткое описание:

Ст 1

Предмет регулирования настоящего ФЗ — отношения в области водоотведения и водоснабжения. Дополнительные предметы регулирования:

  • Забор воды и сброс вод в канализацию;
  • Обязательные требования к безопасности и качеству поставляемой воды;
  • Отношения в области горячего водоснабжения;
  • Особенности подачи водоснабжения оборонных объектов. Регламент по подаче воды в эти зоны устанавливается исключительно Правительством Российской Федерации.

Статья 7

Описывает основные правила при подаче горячего/холодного водоснабжения. Подача воды и ее водоотведение осуществляется на основании ранее заключенного договора. При использовании водоснабжения из нецентрализованной системы, оформляется соглашение с лицами, которые эксплуатируют подобные системы.

Статья 23

Ст 23 описывает методы контроля качества питьевой воды. Организация, которая занимается подачей холодной/горячей воды, обязана предоставлять пользователям воду, соответствующую требованиям. Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления должны сделать все для того, чтобы помочь организовать подачу качественной питьевой воды. Если вода подается в жилищные помещения посредством централизованной системы водоснабжения, а норматив качества воды не превышает допустимой ошибки при определении специальным устройством, эта вода считается пригодной для использования.

Компания, которая занимается предоставлением водоснабжения, в случае получения технического задания должна в течение 90 дней разработать план действия для достижения качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями. План действий должен быть предварительно включен в инвестиционную программу.

Статья 32

В ст 32 описываются методы и способы контроля тарифов при оказании услуги организацией по водоснабжению и водоотведению. Один из главных методов определения считается путем экономически обоснованных доходов. Дополнительно рассчитываются расходы, необходимые для участия в производственных и инвестиционных программах.

Статья 40

Ст 40 описывает методы составления инвестиционных программ. Для разработки инвестиционной программы потребуется специальное техническое задание, которое утверждается органом местного самоуправления.

Редакция закона

Нормативный акт вступил в законную силу 07.12.2011 года. И на сегодняшний день существует именно указанная редакция. Однако в 2017 году был издан законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении». Также указанное законодательство редактируется за счет иных нормативно-правовых актов. Последние изменения произошли 25.12.2018 года.

Что было введено:

  • Существенно была расширена 4 часть статьи 35. В основания включения в план ежегодной проверки, является истечения с момента: регистрации юридического лица, с момента окончания проведения последней проверки, с проведения последней проверки органами регулирования тарифов;
  • Часть 4.1 статьи 35 также содержит дополнительные сведения: при осуществлении государственного контроля, по-другому надзора, в сфере регулирования тарифов, иные плановые проверки не проводятся.

Цели изменений

  • Повышение эффективности водопроводных сетей;
  • Осуществление защиты здоровья и жизней граждан, проживающих на территории России. Поэтому к качеству, как холодной, так и горячей воды предъявляются особые требования;
  • Реализация такого определения, как доступность;
  • Регулярный осмотр и ремонт централизованных систем.

В таком случае, для чего вводятся изменения, касающиеся ежегодных проверок? Именно для обеспечения данных основных принципов законодательной системы. Также основным приоритетом нормативного акта остается обеспечение население доступной и качественной водой.

Новое в требованиях к водоотведению

Постановлением правительства под номером 1134 от 03.11.2016 года

Мягкие требования коснулись содержания сульфатов, меди, мышьяка, алюминия, железа и иных элементов. Полностью исключены моменты, касающиеся индекса токсичности и минерализации.

Однако не все так просто. Указанные требования могут применяться в смягченной форме, только если юридическое лицо заключит специальный договор, по которому данные моменты могут быть увеличены. Для этого потребуется соблюдение определенных условий:

  • Очистительные системы должны быть в состоянии выдержать большую нагрузку;
  • Общее качество очистки не должно ухудшаться.

Важно! Данные факты в обязательном порядке должны подтверждаться результатами экспертизы.

Новое в требованиях к водоснабжению

Постановление правительства от ноября 2016 года

Уточняются моменты, касающиеся самовольного пользования центральной системой. До этого они также применялись, но расшифровки данного понятия не было. Теперь под самовольным подключением понимается пользование системами ХВС и водоотведения без заключения соответствующего соглашения.

Договорные отношения

Введены и новые формы договоров, которые заключаются между сторонами для обеспечения водой и обслуживания. Одно из новшеств — это появление возможности по внесению предоплаты. Ранее данная мера не предусматривалась.

Как можно понять, закон работает на благо граждан. Его задачей по-прежнему остается обеспечение населения качественной водой по разумной цене. Также нормативный акт регулирует и устанавливает обязанности по надзору за данным типом предоставляемых услуг.

https://youtube.com/watch?v=0jZoTdwrT1Q%3F

В чем разница для соглашения с физическим и юридическим лицом?

В зависимости от конечного потребителя, текст документа сильно различается. Если для поставки услуг юридическому лицу оформление отношений определяется законодательно – существуют типовые договоры, рекомендуемые к использованию, то для физического лица документ разрабатывает поставщик.

Основными отличиями являются:

  1. Различная стоимость — тарифы для компаний отличаются от тарифов на услуги для обычных граждан.

  2. Реквизиты для оплаты. Если для юридического лица обязательно наличие расчётного счета в банке, то для расчётов с физическим лицом достаточно наличие лицевого счета в организации, куда человек перечисляет деньги.
  3. Форма оплаты. У граждан не предусмотрено авансирование услуг в отличие от организаций.

Что регламентирует ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

Нормативный акт Государственная дума приняла еще в 2011 году. Но федеральный закон является действующим и по нынешний день. В него, для соответствия современным реалиям, вносятся поправки и изменения. Документ регламентирует все взаимоотношения в сфере подачи питьевой воды и отвода канализационных стоков.

Основные моменты, которые подлежат законодательному регулированию:

  • Качество и безопасность влаги, поставляемой потребителям с помощью сетей холодного и горячего водоснабжения, включая подачу воды по открытой схеме из источников теплоснабжения. Это необходимо для создания благоприятной санитарно-эпидемической обстановки на территории страны.
  • Безопасность хозфекальных и промышленных стоков, которые сливают в водные объекты.
  • Правила поставки горячей воды и обеспечение ее качества.
  • Коммерческий учет питьевой влаги и стоков, то есть определение объемов поставленной и полученной за определенное время воды с использованием счетчиков или расчетным методом.

Под качеством и безопасностью подразумевается комплекс характеристик воды, включающий физико-химические, биологические, органолептические показатели, в том числе температурные свойства.

Общие принципы

Госполитика в области водоснабжения и водоотведения основывается на:

  1. Приоритетности обеспечения граждан сырьем и необходимыми услугами.
  2. Формировании условий для повышения инвестиционной привлекательности обслуживающих предприятий.
  3. Обеспечении организационной и технологической целостности, единства централизованных систем подачи сырья.
  4. Достижении и сохранение баланса предпринимательского интереса обслуживающих предприятий и потребителей.
  5. Установлении тарифов в области водоснабжения/водоотведения. Ставки определяются на основании экономически обоснованных затрат обслуживающих предприятий, поставляющих абонентам сырье.
  6. Обеспечении недискриминационных и стабильных условий для ведения предпринимательской деятельности в области водоснабжения и водоотведения.
  7. Создании равных для всех потребителей условий доступа к необходимым им услугам.

Одним из основных принципов госполитики также выступает открытость работы предприятий, обеспечивающих холодное, горячее водоснабжение, а также осуществляющих водоотведение, структур госвласти, местных, региональных исполнительных органов, уполномоченных на регулирование данной сферы.

ФЗ о водоснабжении

Федеральный законодательный акт направлен на урегулирование вопросов, возникающих касательно водоснабжения и водоотведения.

  • Обозначены требования, применяемые к качеству воды, а также ее безопасности.
  • Описываются требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты юридическими лицами и предприятиями, которые осуществляют водоотведение.
  • Регулирует отношения в сфере горячего водоснабжения. Исключение составляет параметр соблюдения качества и безопасности горячей воды. Сюда же относится и работа по оказанию коммунальных услуг, по горячему и холодному водоснабжению.

Указанные моменты регулируются не только Федеральным законом № 416, но и иными нормативными актами Российской Федерации.

Что за закон

Какие понятия закреплены в данном законодательстве? В первую очередь в нем содержится расшифровка термина «водоснабжение». Это проведение работ по подготовке и предоставлению питьевой или технической воды. Делается это для граждан, проживающих на территории РФ. При этом, гражданство указанных лиц не имеет значения.

Другое определение, описываемое в законодательстве — это абонент. Данным понятием обозначается лицо, заключившее договор на предоставление воды и являющееся потребителем.

Водоотведение или по-другому процедура обработки. Это обозначает обеспечение качества для технической или питьевой жидкости. Данная процедура регулируется на законодательном уровне и относится в достаточно сложным и важным.

Что регулирует

  • Отношения в сфере снабжения и отведения воды;
  • Забор жидкости из водного объекта, а также сброс сточных вод;
  • Соблюдение качества и безопасности питьевой жидкости, предоставляемой абонентам по централизованным и нецентрализованным системам;
  • Предъявление установленных требований к составу и свойствам сточных вод. Данные моменты также регулируются водным законодательством;
  • Работа с горячим водоснабжением, осуществляемым через открытые системы. Дополнительный нормативный акт — ФЗ «О теплоснабжении»;
  • Вопросы, касающиеся предоставления коммунальных услуг по обеспечению горячей и холодной водой;
  • Процедура снабжения водой объектов обороны.

Основные положения

Федерального закона

  1. Полномочия Правительства России, Федеральных органов, местного самоуправления в сфере снабжения и отведения воды;
  2. Процедура и порядок обеспечения горячей, холодной водой и ее отведения;
  3. Правила обеспечения качества питьевой и горячей жидкости;
  4. Осуществление охраны окружающей среды;

Регулирование процедуры сброса сточных вод;

  1. Правила регулирования тарифов в данной сфере;
  2. Организация и разведение централизованных систем;

Особенности передачи прав на пользование или владение централизованными системами;

  1. Заключительные моменты.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий