Барельеф своими руками для начинающих

Изготовление барельефа из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Для тиснения на стене была выбрана морская тема — с рыбами, кальмарами и водорослями. Отличный выбор для первого опыта! Простой рисунок, который можно создавать понемногу.

Подготовительные работы

Рисунок переносится карандашом на подготовленную и загрунтованную поверхность. Для выполнения рельефа используется штукатурка SHEETROCK (более мелкозернистая). При разбавлении раствора добавляют меньше воды: 0,5 литра воды на килограмм смеси (вместо 0,6 по рекомендации). Такая смесь делает массу несколько твердой, но больше подходит для изготовления рельефов на стене.

Сразу замешивайте небольшое количество штукатурки, так как гипс быстро теряет эластичность (на это уходит 15-17 минут), поэтому вам нужно время не только для того, чтобы вылить все количество на стену, но и для того, чтобы разгладить его и придать ему желаемую форму. В первый раз замесите 300-400 граммов, разровняйте, придайте форму. Если со временем вы почувствуете, что можете вынести больше, замесите большее количество.

При такой тактике — небольшие порции раствора — большая часть времени уходит на замешивание шпаклевки. Лучше всего замешивать в ведре или контейнере с высоким бортиком. Однако из таких емкостей трудно удалить затвердевший раствор. Если у вас дома есть старый мяч, вы можете отрезать крышку и замешивать шпаклевку в нем. Из такой емкости можно легко удалить даже мелкие частицы.

Высыпьте порошок в емкость, добавьте чистую холодную воду, быстро перемешайте шпателем, мешайте, пока не получится однородная масса, дайте постоять 5 минут и снова перемешайте. Должна получиться однородная, густая паста без комочков и неровностей. Время отверждения и «время схватывания» указано на упаковке шпаклевки; если вы используете другой состав, следуйте рекомендациям производителя.

Формирование мелких деталей

Проще начинать с плоского тиснения. Если вы формируете небольшие участки, возьмите небольшое количество шпаклевки шпателем и нанесите ее туда, куда вам нужно, стараясь хорошо распределить ее, чтобы она хорошо прилипла к стене. Если на стену нанесена грунтовка для улучшения адгезии (поверхность немного шероховатая и на ощупь липкая), то проблем не будет. Если детали очень мелкие, например, щупальца медузы, удобнее наносить раствор шпателем.

После того как вы нанесли смешанный раствор на стену, можно сразу же разгладить и придать рельеф. Работайте кончиком шпателя, лопаточкой, ножом, стамеской, скальпелем — всем, что у вас есть в наличии, чтобы придать поверхности желаемую форму. Если в процессе работы деталь высохла, но еще не закончена, можно смочить ее с помощью пульверизатора и попробовать закончить работу через несколько минут. Когда вы достигнете желаемого уровня совершенства, очистите емкость для раствора от остатков раствора и замесите новую порцию. Примечание: Контейнер для смешивания должен быть абсолютно чистым. Мелкие частицы могут оставить царапины.

Изготовление барельефа

1. Чтобы перенести эскиз на стену, следует закрепить на ней копирку, а затем прикрепить сверху рисунок малярным скотчем. Места приклеивания в дальнейшем аккуратно затираются.

2. Перенести эскиз на стену можно и другим способом. Для этого на нее наносится небольшой слой раствора, прикладывается рисунок, а его контур обводится с помощью мастихина с заостренным концом, спички или зубочистки.

3. Если барельеф будет объемным, в самых толстых местах изображения лучше закрутить саморезы. Они будут выполнять роль арматуры, не давая изображению осыпаться.

4. Материал для трафаретов должен быть достаточно толстым. Причем чем объемней будет барельеф, тем большую толщину должен иметь трафарет. Удалять его следует очень аккуратно, чтобы не повредить изображение. Поврежденный барельеф можно в любой момент подправить.

Совет. Удалить мелкие неровности и огрехи можно после полного подсыхания штукатурки или гипса. Для этого по краям рисунка следует пройтись мелкой наждачкой.

5. Выпуклые изображения можно получить и с помощью крепления на стенах заготовок из картона или кусочков пенопласта с последующим покрытием раствором. Он будет держаться прочней, если заготовки предварительно обработать грунтовкой.

Заготовку для барельефа можно закрепить на саморезах

6. Дополнительную прочность крупным элементам изображения можно придать с помощью обычного или гипсового бинта, смоченного в растворе. Приобрести его можно в любой аптеке.

Гипсовый бинт

7. Штукатурка, гипс или алебастр разводятся водой согласно инструкции. Раствор тщательно перемешивается.

8. Раствор наносится на стену в несколько слоев. Каждый последующий слой следует выполнять после полного высыхания предыдущего.

Нанесение изображения с помощью мастихина

9. Выпуклые детали раскатываются пальцами, а затем прикрепляются на стену, чуть придавливаются и разравниваются.

Барельеф виноград

10. Последний слой изображения лучше делать из финишной (мелкодисперсной) шпаклевки, легко поддающейся шлифовке.

11. Прочерчивание мелких линий и заделку щелей делают по окончании всех работ.

12. Тонкие прожилки на листьях и цветах можно нанести с помощью медицинского шприца.

13. Готовый рисунок покрывается грунтовкой. Такое финишное покрытие не даст штукатурке или гипсу осыпаться.

Совет. Чтобы барельеф не растрескался при высыхании, его следует периодически смачивать влажной кистью.

Оформление входной двери

14. Раскрасить изображение можно самыми разными способами: как с помощью добавления колера для акриловых красок непосредственно в раствор, так и нанесением краски для гипсовых растворов с помощью художественной кисти. Излишки краски снимаются с помощью влажной губки.

Раскраска изображения

Совет. Получить тонкие переходы цветов можно при нанесении краски на еще влажный барельеф.

Готовое изображение

Подготовка поверхности

Барельеф выполняется на заранее выровненной и оштукатуренной поверхности. Для увеличения сцепления с гипсом или штукатуркой она грунтуется не менее 2 раз. В помещении с повышенной влажностью лучше использовать противогрибковый состав.

Чтобы стена не выглядела идеально ровной, на нее можно нанести основу из акриловой шпаклевки или сатенгипса (тонкозернистого гипса). Для получения рельефной поверхности после нанесения раствора стена обрабатывается валиком или шпателем хаотичными штрихами. Достаточно оригинальный и выпуклый узор можно получить даже с помощью смятой бумаги или пленки.

Получение рельефной поверхности с помощью смятой пленки

Венецианская штукатурка

Создание неровной поверхности с помощью шпателя

Очень оригинально выглядит барельеф с подсветкой. Чтобы не повредить изображение и не засыпать его пылью, светильники для него лучше установить заранее.

Объемное изображение на стене с подсветкой

Барельеф-светильник

Отливка форм

Использование заранее отлитых форм сильно упрощает создание объемных композиций. К примеру, в формах отливают листья, которые затем крепят к стене и создают ствол и ветви дерева. В результате получается, что ствол и ветви являются частью стены, а листья находятся отдельно, что улучшает визуальное восприятие барельефа и производимый им эффект. В магазинах продают силиконовые и полиуретановые формы любых размеров и рисунков. Для создания барельефа необходимо не только отлить формы из гипса или алебастра, но и сделать у них внутри армирующий каркас – это предотвратит растрескивание получившейся детали и облегчит крепление к стене, ведь держать деталь будет не только клей или шпаклевка, но и проволока.

Некоторые формы необходимо смазывать касторовым маслом (об этом должно быть написано в инструкции к форме), другие формы не нуждаются в такой операции. Для заливки в формы необходимо использовать гораздо более жидкий раствор, чем для работы непосредственно на стене. В большинстве случаев раствор по густоте делают аналогичным жидкой сметане, что позволяет качественно заполнить форму и обеспечить хорошую прочность детали. Металлический каркас можно вставлять в форму как до, так и после заливки гипса или алебастра, оба метода обеспечивают одинаковую прочность, поэтому все зависит от личных предпочтений.

С чего начинать работу по созданию барельефа?

  • Первый шаг – определиться с интерьером помещения.
  • Второй шаг –  выбор комнаты и поверхности, на которой планируется размещать объемную композицию.
  • Третий шаг – подготовка эскиза.

При выборе эскиза необходимо учитывать его размеры и площадь стены: картина должна гармонично и естественно вписываться в пространство

Также принимают во внимание освещение: от этого зависит восприятие картины. При недостаточном освещении барельеф необходимо будет дополнительно подсвечивать

При выборе эскиза, если вы новичок, не следует выбирать слишком сложные и объемные фигуры, сюжетные картины с множеством действующих лиц. Для первых барельефов лучше остановить свой выбор на простых формах в виде цветов, плодов или листьев. Хотя, несмотря на отсутствие опыта, не советуем выбирать слишком примитивные эскизы: они потеряются на поверхности и будут неинтересно смотреться.

Контур изображения нужно перенести на бумагу. Сверху положить прозрачную пленку и обвести гелиевой ручкой или карандашом. Главное, чтобы контур не стерся раньше времени.

Пятый шаг – подготовка основы.

Поверхность перед нанесением барельефа необходимо тщательно подготовить. Для этого стена обрабатывается шпатлевкой.

Раствор нужно хорошо перемешать. Гипсовая штукатурка быстро застывает, поэтому готовить сразу много смеси не рекомендуем.

Облегчить работу можно, если использовать для приготовления раствора шуруповерт или насадку-миксер на дрель. Чтобы не забрызгать стены, советуем перед замешиванием в сухую смесь добавить немного воды и перемешать шпателем. После этого перемешать смесь электроинструментом, дать постоять пять минут и снова перемешать.

После полного высыхания на подготовленную поверхность положить трафарет из пленки и обвести контур рисунка твердым карандашом. На поверхности должно остаться рельефное изображение.

Это самый продолжительный и ответственный этап, особенно для человека, который не имеет опыта лепки из пластилина или глины. Но ничего невозможного нет. Следуя нашим советам, любой человек, даже без опыта, сможет создать настоящий шедевр.

Прежде чем начать делать рельеф, необходимо обозначить объемные места барельефа и в самых толстых местах закрепить саморезы.

Постепенно начинайте придавать объем нарисованным на рисунке предметам. Эта работа проводится в несколько приемов: шпатлевка наносится на отдельные участки слой за слоем.

При нанесении первого слоя, особое внимание уделите рельефным участкам. Не нужно стараться сделать ровным рельеф, ребристость поможет крепче связать второй слой штукатурки с первым

Затем при помощи мастихина необходимо прорезать изображение, чтобы начали вырисовываться детали.

Материал для лепки готовим заранее. Начинающим советуем работать с гипсовой штукатуркой или с гипсом. Кроме того, что эти материалы пластичные, они еще достаточно быстро схватываются и хорошо держат форму.

Восьмой шаг – окраска барельефа.

Перед тем, как приступить к окраске, необходимо выполнить еще несколько действий:

  1. полностью просушить вылепленный барельеф;
  2. зачистить меленькой наждачной бумагой вогнутые и выгнутые элементы, острые, торчащие края и углы;
  3. очистить и прогрунтовать настенное панно.

Работа на этих этапах требует осторожности и аккуратности. Постарайтесь не переусердствовать и не снять лишнее, чтобы объем не потерялся и не пришлось снова возвращаться к лепке

После высыхания грунтовки можно начинать наносить краску.

Если вы используете краску одного цвета, то рекомендуем взять белую водоэмульсионную краску разных оттенков. Более светлая краска наносится на все выступающие элементы, которые несут главную стилистическую нагрузку. Для окрашивания используйте не кисть, а обычную губку. Это позволит избежать нежелательных полос.

.

Как сделать барельеф в домашних условиях

Перед началом создания объемной картины требуется определиться с подходящим местом. Желательно, чтобы оформляемое пространство не имело другого декора, было ровным, хорошо освещенным. Рисунок также продумывается заранее. Проще всего выполнить геометрические узоры, абстракции, сделать ягодки, листики – немного сложнее. Для выполнения картин, изображающих реалистичных животных, изящные растительные элементы, портреты, понадобится некоторый опыт.

Полиуретановая лепнина — экологический материал. При помощи лепнины из полиуретана можно зрительно откорректировать помещение.

Подготовка эскиза, разметка стен

В начале работы оформляемая стена очищается от любых имеющихся покрытий (краски, обоев и др.). Выравнивание также необходимо – для крупных изделий перепады высот должны составлять не более двух-трех мм. на каждый метр. Разметка наносится на уже ровную стенку, но эскиз, предварительно, создается на бумаге.

Не следует пытаться выполнить чрезмерно сложные картины, если не имеется достаточного опыта.

Закрепление трафарета

Трафарет выполняется из самоклеящейся пленки, картона. В последнем случае к стене его фиксируют обычным скотчем, малярной лентой. Убирают шаблон после того, как контур обведен либо, когда элемент изделия выполнен и подсушен.

Создать барельефную конструкцию можно даже новичку.

Грунтовка стены

Стенка тщательно грунтуется – лучше использовать грунтовки глубокого проникновения. Если картину предполагается лепить на гипсокартон, ровнять его не требуется. После того, как плоскость подсохнет, наносится базовое штукатурное покрытие, сверху – основной фоновый слой, который, при желании, тонируется любым колером.

При разумном подходе, оформлению своего дома можно придать оригинальный, даже неповторимый вид.

Нанесение штукатурки на стену

Штукатурная смесь наносится на обрабатываемую поверхность тонкими слоями – чтобы хорошо держалась

Важно, чтобы штукатурка не была слишком жидкой – иначе состав просто стечет вниз. При помощи шпателей, стамесок, формируется изображение. Чтобы сделать картинку объемной, штукатурный слой наращивается, в особо высоких местах вкручиваются саморезы, придающие изделию прочность, предохраняющие его от осыпания

Чтобы сделать картинку объемной, штукатурный слой наращивается, в особо высоких местах вкручиваются саморезы, придающие изделию прочность, предохраняющие его от осыпания.

Барельеф великолепно подчеркивает особенность этнического стиля, независимо от того, из какой страны интерьер «родом».

Убираем шаблон

Шаблон удаляется после того, как изделие подсохло, уже не деформируется при физическом воздействии. Реже трафареты удаляют сразу после перевода картинки на стену или после нанесения штукатурной смеси.

Можно изобразить архитектурные мотивы, античные сюжеты или абстрактные элементы.

Декор барельефа

Декорируется барельеф акриловыми красками, красителями в баллончиках. Отдельные детали, контуры, прожилки листьев, глазки животных и людей прорисовываются тонкими кисточками. Чтобы сделать рельеф немного выше, глубже, используются темные цвета, наносимые на участки, требующие заглубления. Использовать допускается сколько угодно различных оттенков, но излишней пестроты желательно избегать.

Объемная картина может изготавливаться на самой стене, или устанавливаться заранее приготовленная плита с готовым рельефным изображением.

Инструменты

Долбление производится с помощью инструментов, которые используются не только для нанесения, но и для придания формы укладочному материалу. Некоторые инструменты необходимо купить, другие можно сделать из того, что есть в наличии.

Например, из половины обычного резинового мяча получается хорошая емкость для смешивания. Из него легко удалить неподатливый раствор и достать смесь, перевернув его вверх дном. Такой мяч сокращает время, необходимое для замешивания и очистки.

Для лепки вам понадобятся шпатели особой формы, так называемые бичи. С помощью их узких шпателей можно формировать особенно тонкие узоры. Вам также понадобятся шпатели с маленькими полыми изогнутыми лопаточками. Их можно сделать из пластиковых или алюминиевых ложек (они бывают разных размеров — чайные, кофейные, столовые или десертные). Их ручки изогнуты и загнуты из практических соображений. Пластиковые ложки, например, нагревают в ковше, а затем сгибают нагретыми ручками, чтобы получить нужную форму. Нож для взбивания можно заменить сапожным ножом с широким лезвием.

Кондитерские шприцы используются для распределения или придания формы смеси, а одноразовые медицинские шприцы емкостью 20 мл (без иглы) — для тонкой работы. Для кондитерских шприцов рекомендуется использовать триггерные пистолеты.

Также подготовьте кисти для масляной живописи (плоские и круглые). Нет смысла покупать дорогие кисти. Также пригодятся маленькие капроновые кисти для детских рисунков. Кисти используются для штукатурки и нанесения фактур. Кисть нужна для грунтовки.

Также необходимы и другие инструменты:

  • кельма металлическая и с пластиковой лопаткой (раствор хорошо тянется за пластиковым инструментом);
  • средних размеров шпатель;
  • стеки;
  • стамески (для резьбы по гипсу);
  • наждачная бумага или абразивная сеточка;
  • валик.

Кисти и щетки обмакивают в воду до застывания состава, чтобы высыхающий состав не оставлял комков и царапин на обрабатываемой поверхности. Когда формирование завершено, инструменты окунают в воду и промывают. Перед хранением инструменты высушиваются.

Подготовка к выполнению

Перед тем как приступить к самостоятельному созданию, необходимо первым делом выбрать удобную для этого стену, которую требуется подготовить. Ее необходимо тщательно очистить от старых покрытий, прогрунтовать и просушить.

После того как стена будет выбрана и очищена, а поверхность покрыта шпаклевкой, которая уже высохла, на ней рисуется изображение, планируемое выполнить в барельефной технике.

Предварительно выбирается изображение, которое планируется разместить на стене. Карандашом делается набросок. Не стоит пытаться выполнять сложные рисунки с первого же раза. Лучше отрабатывать навыки, делая изображения растительности, стилизованных птиц и других не слишком сложных фигур. Если нет способностей к художественному изображению, тогда можно применить знакомую всем технику нанесения изображения с помощью клеток. При этом участок на стене и рисунок расчерчивают на квадраты, в которые переносят по очереди все линии с рисунка на эскизе. Перерисовывая детали, нужно помнить о соблюдении масштабов изображения.

Не обязательно сразу рисовать всю картинку полностью, а достаточно только нанести контуры и очертания предметов и личностей, изображаемых на стене.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Инструменты для изготовления барельефов из гипса

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Интересные дизайнерские идеи

При изготовлении барельефа для украшения внутреннего оформления жилого помещения можно использовать традиционный либо более оригинальный подход, а также изобрести собственный рисунок либо воспользоваться уже готовым трафаретом. В первую очередь следует отметить, что такой предмет дизайна хорошо вписывается практически в любое помещение в квартире или доме. Особенно он уместен в прихожей, спальне, детской комнате и ванном помещении.

Главное, чтобы барельеф своим изображением подходил к стилистике окружающей обстановки: лофт, классика, минимализм, классицизм и так далее. При этом скульптурой этого типа можно украшать камины, арки, а также создавать обрамление для картин или даже панно. Таким образом, барельеф станет акцентным элементом интерьера. Рассмотрим несколько вариантов внедрения барельефа в интерьер.

Абстракция

Барельеф-абстракция отлично впишется в любой стиль интерьера. Его можно создавать как вертикально, так и горизонтально. В зависимости от общей стилистики помещения можно выделять скульптуру ярким и контрастным цветом либо делать его незаметным – в тон общей цветовой палитре.

Анималистичный принт

Любителям животных понравится барельеф в виде павлинов, льва, рыбы, птиц и других обитателей планеты Земля. При это можно создать как композицию из одного животного, так и более наполненную картину (например, сафари или морское дно). Если есть желание создать такое оформление в детской комнате, то можно использовать для этого изображения мультипликационных или сказочных животных. Детям повзрослей понравится, например, барельеф, на котором будет изображена змея или даже средневековый дракон.

Флора

Наиболее популярная разновидность барельефа – пейзаж. Например, прекрасно смотрится цветочный принт с колокольчиками и ромашками, а также удачным решением является лепное дерево или виноградная лоза. Такие композиции будут отлично выглядеть в прихожей и на кухне.

Замок

Такое изображение отлично подойдет для спальни и украшения детской комнаты для девочки. При этом можно создать как вымышленный, так и реально существующий замок.

Орнамент

Барельеф в виде орнамента является одним из самых простых в исполнении. Он в большей степени подойдет для классических интерьерных стилей.

Таким образом, существует огромное количество вариантов и идей барельефа, которые смогут отлично вписаться в любое помещение. Но в первую очередь нужно отталкиваться от вкусов и предпочтений тех членов семьи, которые будут проживать в них. Барельеф можно изготовить как самостоятельно своими руками, так и попросить помощи у профессионалов.

«Карта мира»

Любителям путешествий рекомендуется создать необычный и оригинальный барельеф пол названием «Карта мира». При этом следует максимально четко прорисовать все континенты и океаны. При желании можно закрашивать в яркий цвет те страны, где повезло уже побывать (либо ставить на них символичные картинки, например, флажки).

Ангелы

Такой вариант хорошо впишется в детскую комнату. В зависимости от пола ребенка ангелы могут иметь внешность девочки или мальчика. При этом в данной ситуации рекомендуется использовать только пастельные и нежные оттенки, а не яркие неоновые цвета.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий