Что нужно учесть при выборе вагонки
Решая, какую вагонку купить, стоит учитывать такие нюансы.
Условия хранения на складе/в магазине. Даже лучшая вагонка для внутренней отделки потеряет свои эксплуатационные характеристики, если его хранят в неподходящих условиях. Пример – расположение деревянных планок вертикально или с небольшим наклоном (прислоненные к стене) в сыром помещении. Результат – деформация панелей, которую потом сложно исправить.
Возможность выборочного контроля, наличие сертификатов качества. Если мы выбираем вагонку для дома, планируя обшить большие по площади поверхности, покупка совершается в количестве нескольких/десятков упаковок
При этом важно добиться от продавца предоставления документов, подтверждающих качество. Желательно проверить выборочно соответствие качества заявленному и получить согласие на обмен товара, которых эту проверку не пройдет.
Особенности эксплуатации
При необходимости с помощью внутренней вагонки улучшить термоизоляцию помещения стоит выбирать профиль большей толщины. Для влажных помещений – стойкие к действию испарений сорта древесины (полимеров). При планируемом использовании в парилке – низкую теплопроводность материала и отсутствие эмиссии вредных веществ.
Геометрия помещения. Чем сложнее конфигурация обшиваемых поверхностей, тем более короткие/узкие ламели потребуются для облицовки. Поэтому нет смысла приобретать длинномерные виды вагонки для внутренней отделки дома, если требуются более короткие планки.
Варианты профиля вагонки
Поскольку материал используется для облицовки различных поверхностей, производители изготавливают вагонку с разными вариантами профиля.
Стандарт. Считается базовым профилем. Все остальные профили вагонки имеют различную степень схожести с базовым. Форма сечения – трапеция. В профиле присутствует характерный скос под углом в 30°. Тыльная и лицевая сторона – параллельны. На тыльной стороне имеются два неглубоких паза, которые минимизируют коробление древесины и служат для вентиляции. Одна из кромок выполнена в виде паза, вторая в виде шипа. Совмещенные кромки образуют соединение «шип-паз». Для упрощения монтажа и компенсации увеличения объема древесины шип выполняется короче паза.
Евровагонка незначительно отличается от базового профиля. Отличие заключается в толщине и ширине. Ее толщина всегда 12,5 мм, а общая ширина – 96 мм. Со стороны шипа находится плоское углубление, называемое полочкой. Такая полочка делает шов на лицевой поверхности заметным.
Штиль. Фаски профиля вагонки имеют сглаженную и круглую форму. Отсутствие углубления со стороны шипа делает швы на лицевой поверхности менее заметными. Вагонка Штиль, в отличие от классических вариантов, имеет более широкую номенклатуру по габаритным размерам: ширина варьируется от 90 до 150 мм, толщина – от 12,5 до 21 мм.
Софтлайн. В форме данного материала полностью отсутствуют острые углы, за счет чего отделанная стена или конструкция имеет более привлекательный вид. Исторически сложилось так, что в этом профиле чаще всего изготавливают вагонку из липы и осины.
Блок-хаус. Лицевая сторона имеет закругленную форму, схожую с оцилиндрованным бревном. Такой профиль часто используется для внешней отделки. Для внутренней отделки применяются варианты с меньшим радиусом.
Имитация бруса. Фаска вагонки имеет треугольную форму. Данная особенность придает отделанной поверхности неоднородный и объемный вид, схожий с натуральным брусом. Кроме треугольной фаски, материал отличается большей шириной и толщиной. Так, для достижения эффекта натурального бруса, ширина вагонки должна быть не менее 140 мм, а ее толщина – не менее 16 мм.
Американка. Лицевая и внутренняя сторона ламели не параллельны друг другу. Разница в толщине может составлять до 8 мм. Характерное отличие профиля – отсутствие фаски рядом с шипом. Паз выполнен в толстой части ламели. Монтаж осуществляется только в горизонтальном направлении. Узкая часть ламели должна находиться вверху, а толстая снизу. Укладка внахлест эффективно защищает стыки от негативных воздействий окружающей среды.
Что означает «сорт» вагонки
Сорт — это группа материалов с определенными признаками принадлежности (декоративными, качественными или полезными). Характеристики отличают серию от других экземпляров одного вида.
При отнесении вагонки к определенному сорту учитывают факторы:
- материал, из которого сделана продукция;
- тип изделия и замка;
- размеры;
- наличие дефектов в рамках допусков.
От материала (сырья) зависит вид обшивочной доски, внешний вид. Тип стыковки указывает на возможность сочетания с другими материалами, вероятность создания бесшовного покрытия. ГОСТы указывают допустимое число искривлений, сучков и других дефектов, наличие которых относит изделие к определенному сорту.
ГОСТы
В России в народнохозяйственных отраслях принята государственная система стандартов (ГСС). Такое разделение увеличивает эффективность применения стройматериалов, повышает качество самой продукции.
Различные стандарты отличаются сферами применения:
- государственные (ГОСТ);
- республиканские (РСТ);
- отраслевые (ОСТ);
- эталоны объединений и предприятий (СТП).
В нормативах указывают четкие признаки классификации по сортам. Допускается разработка ТУ каждым предприятием, но показатели для различия по сортам устанавливаются на основе стандартных требований ГОСТов.
Нормативы для определения класса вагонки по сортам изложены ГОСТ 8242 – 88. Также используют международные принципы стандартизации, приведенные в документах DIN EN 15.145 – 2006, DIN EN 14.519 – 2005, DIN EN 14.915 – 2006, DIN EN 68.126 – 1986-10.
Виды дефектов
Пороки и брак вагонки оценивают по количеству на 1 погонном метре ламели. По размерам оценивают зазоры при стыковке, трещины и перехлесты сверх нормы при соединении.
Параметры сортировки дефектов:
- диаметр сучка находят в виде среднего значения минимального и максимального размера сечения;
- червоточины и наколы меряют по наибольшему диаметру, принимают в штуках на п/м полоски;
- трещины различают по протяженности;
- смоляные карманы считают в штуках на погонном метре, указывают ширину и длину;
- пятна, синеву, потемнения, грибковые поражения, плесень измеряют по ширине, длине, высчитывают площадь, указывают в процентах по отношению к общей квадратуре.
Дефекты боковых кромок измеряют расстоянием от края брака до кромки вагонки в миллиметрах. Покоробленность определяют линейкой по максимальному прогибу.
Размеры деревянной вагонки
Для различных целей может понадобиться вагонка с определённой длиной, толщиной и шириной, но это не являются сколь-нибудь заметной проблемой, так как производится она во многих размерах, а по длине вообще продается досками от 0,3 до 6 метров с шагом в 10 см.
Обязательно надо учитывать, что чем шире вагонка, тем большая вероятность ее деформации при изменениях температуры или влажности. Соответственно, более узкие доски лучше выдерживают геометрию, а также обладают большей сопротивляемостью к ударным нагрузкам и прочим механическим воздействиям. Определённого декоративного эффекта можно достичь, если в случайном порядке устанавливать доски разной ширины. Этот способ монтажа практически не сказывается на прочности полученной поверхности.
По толщине оптимальным вариантом для внутренних работ являются вагонка размером 12,5 мм – это рассчитанное оптимальное соотношение веса и прочности. Если использовать вагонку для наружных работ, толщину лучше подбирать уже в пределах 15-20 мм, хоть она и выйдет дороже – такие ламели способны удерживать не только свой вес, но и достаточно толстый слой утеплительных материалов.
Длинная вагонка не обязательно изготавливается из цельного куска древесины – зачастую применяется метод сращивания досок по длине, когда в одну ламель соединяются куски размером 150-750 мм. Стыковка производится на микрошип, а само место соединения дополнительно проклеивается и до высыхания клея удерживается под давлением.
Недостатки срощенных ламелей больше относятся к использованию их во внутренней отделке:
- Технология сращивания не позволяет получить доску тоньше 15 мм, что влияет на ее вес и стоимость.
- Нет возможности узнать какой клей использовался на производстве и не будет ли он выделять вредных веществ при нагревании – этот фактор часто удерживает от покупки потребителей которые собираются строить баню.
Преимуществом изготовленной таким методом вагонки является отсутствие внутренних механических напряжений материала. Общая длина этих ламелей – до 6 метров, а по сортности они могут относиться даже к классу «Экстра».
Как итог – из перечисленных разновидностей и характеристик вагонки понятно, что ассортимент этого материала, предлагаемый на рынке, может полностью удовлетворить запросы любого покупателя: по качеству, количеству и стоимости.
Выбираем деревянную вагонку для выполнения наружной обшивки дома
Фасад жилого дома должен быть отделан декоративным строительным материалом, чтобы быть не только практичным, но и красивым. К покрытию предъявляются особые требования согласно строительным нормам и правилам. Вагонка для наружной отделки – современный и недорогой материал, благодаря которому можно реализовать множество дизайнерских проектов своими руками. Ей все больше отдают предпочтение владельцы частного загородного дома, где они проживают сезонно или на постоянной основе.
Отделка дома вагонкой выглядит стильно
За внешним видом строения, отделанного снаружи вагонкой, не нужно наблюдать регулярно. Вагонка не подвергается неблагоприятному воздействию погодных условий и устойчива к сильным морозам.
Виды профилей вагонки
Так как вагонка используется для облицовки многих поверхностей, производители учитывают желания покупателей придать своему помещению некую индивидуальность и изготавливают несколько разновидности профилей, которые можно подобрать не только по внешнему виду, но и для определённых видов работ. Друг от друга профили отличаются наличием или отсутствием фасок, разновидностями замков, формой и размером лицевой и тыльной сторон.
Традиционная евровагонка
На лицевой стороне такого профиля возле шипа выбрана дополнительная фаска, вследствие чего после монтажа на стене видны ярко выраженные швы. Фаска может быть угловатой или скругленной. Скругленная получила название Softline.
Вагонка «Softline»
Так как такая форма поверхности лишена углов, меньше вероятность появления сколов и заусенцев, в процессе эксплуатации, поэтому Softline считаются более подходящими для таких помещений как сауна.
Вагонка «Штиль»
Отличием такого профиля является отсутствие фаски возле шипа, поэтому швы после монтажа не так ярко выраженные как при использовании традиционной вагонки. Этим пользуются при необходимости создать имитацию стены собранной из бруса, поэтому большая часть вагонки «Штиль» выпускается утолщенной до 25 мм и свободно может использоваться для облицовки фасадов зданий.
Вагонка «Ландхаус»
Ламели, к которым относятся такие виды деревянной вагонки, одни из самых дорогих, так как при их производстве лицевая сторона подвергается фрезерованию или другим методам обработки, что образуют на поверхности дерева сложные рисунки. Есть даже профили с эффектом резьбы по дереву, которые получают, используя горячее тиснение под прессом.
Вагонка «Блокхаус»
Если вагонка «Штиль» имитирует стены сделанную из бруса, то профиль «Блокхаус» имеет полностью закругленную лицевую часть. Благодаря такому решению после сборки стена выглядит так, как будто бы дом собран из оцилиндрованных бревен. В основном применяется при облицовке фасадов зданий.
Вагонка «Американка»
В этом профиле не просто снята фаска возле шипа, а сделан плавный переход от него и к середине лицевой части. Благодаря такому решению достигается точно имитация сайдинговых панелей, но при этом дом облицован натуральным деревом.
Двусторонняя вагонка
У такого профиля нет тыльной стороны – обе его части сделаны лицевыми. Такая вагонка пригодится в случае необходимости сделать тонкую деревянную перегородку. Также при облицовке стены есть возможность подобрать более удачный рисунок или расположить на тыльной стороне мелкие дефекты.
Эту вагонку настоятельно не рекомендуется применять в помещениях с высокой и переменной влажностью, так как она единственная из всех разновидностей евровагонки не имеет компенсационных (вентиляционных) каналов.
Стандартные размеры
Интересно, что на размеры деревянной вагонки влияет и порода деревьев. На практике чаще других для изготовления этого материала используют такие породы, как сосна, лиственница, кедр, липа, ольха, дуб, осина. Виды породы влияют и на разницу стоимости материала из них. Если правильно произвести все расчеты, то не будет переплаты за купленные объемы вагонки.
Ниже будут даны основные данные доски-вагонки: ширина, длина, толщина. Знание этих размеров дают возможность выбрать оптимальное количество досок вагонки.
Есть некоторые отличия по сортам:
Осина
Вагонка из осины чаще всего находит применение в отделке бань, саун, хананей. Изготовляется и поставляется на рынок российскими и европейскими предприятиями. Для импортной продукции характерны повышенные требования к качеству, условиям по влажности, размерам. Все требования заложены в стандарте Евросоюза DIN 6.
Наши ГОСТы менее требовательные по качеству, поэтому материал немного дешевле, но по размерам оба стандарта совпадают:
- толщина: 12 – 40 мм;
- ширина: 76 – 200 мм;
- длина: 0.2 м (минимум) – 6 м (максимум).
- толщина: от 12.5 мм до 15.0 мм. (евровагонка — 12.5 мм);
- полезная ширина: 88 мм;
- общая ширина (габарит);
- длина: от 1000 мм до 3000 м.
Дуб
Дубовая вагонка отличается прочностью, износостойкостью, красивой и благородной текстурой. Отделанные вагонкой из дуба жилые и служебные объекты отличаются натуральной привлекательностью.
Стандартные размеры такой вагонки:
- толщина: от 12.5 мм до 15.0 мм. (иногда бывает — 14 мм или 12? 5);
- ширина: от 50 до 108 мм (определяется производителем);
- длина: от 1000 мм до 3000 мм. (наиболее часто 3000 мм, 2700 мм, 2500 мм, 1800 мм.
Сосна
Из сосновых заготовок производят основную массу вагонки. Легкость ее обработки и хранения при низкой цене делают материал доступным большинству покупателей.
Габариты сосновой вагонки:
- толщина: от 12.5 мм до 15.0 мм. (популярны — 13 мм, или 12.5);
- ширина: от 50 мм до 108. (определяется на производстве);
- длина: от 500 мм до 3000 мм. (предпочтительные – 3000 мм, 2000 мм, иногда до 6 метров).
Лиственница
Наряду со стандартными размерами обычной вагонки, на предприятиях могут производить и вагонку с данными, отличными от стандартов. Тем не менее, стандартные показатели чаще применяются в строительной практике.
Стандарты деревянной вагонки:
- толщина: 12 – 40 мм;
- ширина: 76 – 200 мм;
- длина: 0.2 м (минимум) – 6 м (максимум);
- размер шипа: 4-5 мм.
Стандарты евровагонки деревянной:
- толщина: 13, 16, 19;
- ширина: 80, 100, 110, 120 мм;
- длина: 0,5 м – 6 000 мм;
- размер шипа: 8-9 мм.
Допустимые отклонения:
- толщина: 0,7 мм;
- ширина: 1 мм;
- длина: +/- 5 мм;
- размер шипа: +/- 0,5 мм.
Простая доска типа вагонки имеет достаточно большой спектр параметров, ее толщина находится в пределах от 1,2 до 2,5 см, ширина – от 8 до 15 см, длина – от 60 см до 6 м.
Стандарт ЕС ограничен по толщине и ширине – 12,5х96 мм и использует 4 значения длины:
- 2,1 м;
- 2,4 м;
- 2,7 м;
- 3 м.
На Российских предприятиях могут варьироваться и другие варианты размеров для массового применения: толщина – 1,3; 1,6 и 1,9 см при ширине – 8, 10, 11 и 12 см, длина же ограничена до 6 метров.
Иногда по отдельным заказам производители делают и вагонки с конкретными размерами (толщина – 20 мм, ширина – 120 мм, 125 мм, 140 мм). Доски евровагонки проходят камерную сушку, поэтому выдерживается стандартная влажность материала, которая должна находиться на уровне 10-15%. Обычные доски вагонки до такой влажности не доводят, и она остается на уровне, в 2 раза превышающем европейский уровень. Это влияет на качество, но удешевляет производство. Сушка в специальных камерах очень затратна по технологии и финансам.
Основной параметр, по которому можно сразу отличить евровагонку от обычной доски-вагонки, – размер шипа. В евровагонке он занимает 9% ширины доски (или 8 мм), в обычной доске-вагонке выступ короче – от 4 до 6 мм. В досках, изготовленных как вагонки по стандартам ЕС, делаются пазы с тыльных сторон для прохода воздуха. Это не дает образовываться конденсату и снимает внутреннее напряжение, которое может возникать при перепадах температур.
Отличие евровагонки от вагонки:
- Осуществляется четкое выполнение требований по качеству.
- Высушенные в камерах доски евровагонок имеют влажность, не превышающую 12%. В обычной вагонке такой показатель находится в пределах 15-28%.
- Наружная поверхность досок отшлифована и не требует дальнейшей обработки после облицовки.
- Каждый пакет с досками упакован в полиэтиленовую пленку.
- Канавок для вентиляции и отвода конденсата больше.
- Размер шипа евровагонки – 9 мм, обычной – 5 мм.
Калькулятор количества вагонки
Блок-хаус
Считается, что такие панели чаще используются для оформления фасадов. Однако они не менее популярны у собственников загородных строений, которые если не весь дом, то часть комнат предпочитают отделывать именно такой вагонкой. Ее особенность в том, что лицевая сторона выпуклая. При креплении нескольких досок на несущем каркасе они удачно имитируют стену бревенчатого сруба. Основные размеры блок-хауса смотрите здесь.
Американка
Это уже имитация другого пиломатериала – бруса. Для внутренней отделки применяется не так часто, но есть любители и такого оформления помещений.
Порода дерева
В чем принципиальное отличие между ними? Можно выделить лишь два момента, о которых следует знать любому домашнему мастеру.
Хвойная древесина
Вторая особенность – специфический запах в помещении, который сохраняется долгое время уже после окончания отделочных работ. С точки зрения медицины, выделяемые хвойной древесиной микроэлементы благотворно сказываются на организме. Но не все люди его переносят.
Породы лиственные
Сложности с пропиткой вагонки. Причина все в той же плотной структуре. Любой из использующихся в таких случаях препаратов точно не подойдет.
К примеру, по ширине для вагонки деревянной установлены пределы от 45 до 120, по толщине – от 13 до 16 (мм). Длина, как правило, 2,5 или 3 м.
Можно дать такой совет – прежде чем заниматься составлением схемы монтажа, планируя внутреннюю отделку дома, следует поинтересоваться, какая вагонка (с учетом профиля, породы дерева) есть на местном рынке. Именно по размерам.
Другие характеристики, которые следует учесть
Сортность
Каждый стремится при оформлении своего жилища разумно сэкономить, и это вполне нормально. Но выбирая более дешевые виды вагонки, можно столкнуться с такими проблемами, которые обернутся дополнительными финансовыми потерями. Не говоря уже о времени и собственных нервах. Исходя из этого, для внутренней отделки рекомендуется приобретать вагонку высших сортов (Премиум, Экстра, Прима) или первого (A) .
В чем их отличие от более дешевых изделий? Во-первых, нет так называемой «сердцевины» дерева (мякоти). Следовательно, риск развития гнили в структуре вагонки существенно снижается. А это значит, что не придется регулярно заниматься заменой отдельных панелей. Во-вторых, меньше дефектов в виде сучков, «смоляных кармашков». Да и трещины, если имеются, незначительные, и не более 2-х на п.м. Покупая вагонку сортов B и C, на пиломатериале получится несколько сэкономить. Но потом придется подумать, чем можно замаскировать имеющиеся в досках изъяны. А любой состав также стоит денег + время на работу. Вот и выходит, что при внутренней отделке экономия на сорте вагонки весьма призрачная.
Специфика помещения
Если в ней значение влажности выше нормы, то внутреннюю отделку следует производить евровагонкой. Причина понятна – более широкие пазы и шипы обеспечат надежность облицовки.
Технология крепления
Только метизами (гвоздями, саморезами, скобами) или специальными приспособлениями (кляймерами). Все рекомендации по «посадке» вагонки на клей (в интернете встречаются и такие) не выдерживают никакой критики. Отделочные панели этого вида в процессе эксплуатации частично впитывают древесину, набухают, деформируются под воздействием температурных перепадов. Иными словами – «играют». Жесткая фиксация вагонки на клей приведет к тому, что облицовка «поедет». Ее начнет коробить, и без замены отдельных панелей (и это мягко сказано) уже не обойтись. Собственно, на повестке дня встанет вопрос о внеплановом ремонте.
На рынке можно встретить и ряд других панелей, которые именуются вагонкой. О пластике уже сказано. Но есть образцы и из МДФ, например, с соответствующим покрытием, металлов. Выбор за вами, читатель. Но не следует забывать, что первоначальная трактовка термина вагонка – отделочная доска из цельной древесины правильной формы. Именно этот вид панелей, в силу особенностей пиломатериалов (одна их которых – способность «дышать»), позволяет поддерживать в доме приемлемый микроклимат без дополнительных усилий и затрат.
Удачного вам выбора вагонки для внутренней отделки своего жилища!
Класс В
Производители еще применяют к нему термин «2 сорт». Такому пиломатериалу свойственно наличие существенных и видимых дефектов. Например, на досках после заводской обработки допустимо присутствие неострожки по торцам (в замковой зоне), что совершенно не сказывается на внешнем виде готовой работы.
Также могут просматриваться сучки, смоляные карманы, сердцевина и даже синева (ее объем не должен превышать 10% от общей площади). Вероятно наличие небольшой гнили (до 10%) и червоточин (до 3 единиц на погонный метр). Допустимая величина трещин, выбоин, вмятин и сколов — не более 3 см на каждый погонный метр поверхности. В то же время исключен их выход на торцевую часть.
Отделка помещения вагонкой класса В
Чтобы устранить явный брак, проводят затирку и покраску дефектов специально предназначенными составами. С этой целью используют однотонные или темные по цвету средства.
Данный класс пилорамных изделий — самый бюджетный и ходовой. Доступен широкому кругу потребителей. Чаще всего применяется для внутренних отделок всех типов помещений, включая подсобные.
Виды профилей и размеры
За долгий период изготовления вагонки производители разнообразили технологию. В продажу поставляют несколько видов продукции, отличающейся формами сторон, их размерами, конфигурацией замковой части, фасками.
Стандарт
Стандартная доска с гладкой наружной поверхностью, полученной в результате тщательного шлифования, имеет длину от 2 до 6 м. Поперечный срез выглядит как трапеция, следовательно, нижняя сторона параллельна верху. При этом верхняя плоскость является лицевой, а на нижней по всей длине сделаны прорези.
Толщина обычно составляет минимум 12 мм, а ширина с шипом – 80, сам шип может быть размером от 4…5 мм.
В продаже встречаются и более тонкие изделия, но их не рекомендуется использовать для отделки капитальных строений. Тонкие дощечки коробятся, их начинает вести, долго они не прослужат.
Стандартная вагонка из сосны – самый распространенный, недорогой материал, применяемый для изготовления технических обшивок.
Евровагонка
Профили, изготовленные по европейским нормам, имеют более глубокие пазы, чем у стандарта, и крупные шипы (8…9 мм), способствующие эффективной вентиляции обшивки и надежному соединению.
Толщина досок составляет минимум 12,5 мм и может достигать 22 мм. Минимальная ширина равняется 80 мм, наиболее распространенная – 88+8 (шип) = 96 мм.
Длина изменяется в диапазоне от 0,5 до 6 м, наиболее распространенная, как и у любой вагонки, – 2…6 м.
Более толстую вагонку применяют для обшивки снаружи. Материал прекрасно смотрится как на фасадах строений, так и во внутренних помещениях домов, дач, саун, русских бань.
«Штиль»
Профильные планки под названием «Штиль» похожи на евровагонку, но имеют менее широкую шпунтованную часть; иногда их называют «Колхозницей». Такое исполнение мест стыка не может полностью исключить образование щелей при обшивке, что создает не самое лучшее внешнее впечатление.
Материал часто применяют для отделки сельских подсобных строений, технических сооружений вследствие небольшой стоимости. Утолщенные разновидности продукции немного напоминают покрытия из бруса, их используют для облицовки фасадов.
«Софтлайн»
Благородный профиль с закругленными краями создает необычный декоративный эффект при обшивке внутренних помещений жилых комнат и саун. При любой эксплуатации на материале не появляются заусеницы, сколы, что делает вагонку такого вида востребованным материалом. Размеры «Софтлайн» такие же, как у евровагонки.
«Американка»
Особенность этого вида вагонки в том, что во внутренней плоскости планок присутствует особая выемка, которая позволяет проводить облицовку стен внахлест. Благодаря отсутствию фаски плавный переход от шипа достигает середины планки. Вагонка «Американка» образует надежные места стыковок, образуя покрытия, внешне похожие на сайдинг.
«Блок-хаус»
Этот вид досок с округлой наружной поверхностью, формирующей облицовку, похожую на стенку из бруса. На внутренней плоскости есть пазы, по которым могут стекать избытки влаги, места стыков оформлены в виде обычных углублений и шипов. В первую очередь «Блок-хаус» предназначен для отделки фасадов, некоторым хозяевам нравятся сауны и бани, облицованные выпуклыми профилями.
«Ландхаус»
Планка с рисунчатым наружным слоем, украшенным резными фигурами, внутри имеет плоский вид с канавками по всей длине. Стыки выполнены в виде шипов, обеспечивающих надежное соединение. Лицевая часть на некоторых изделиях имеет сложный рисунок, сделанный фрезерованием или горячим прессованием. Вагонка «Ландхаус» имеет интересное декоративное оформление, что обуславливает высокие цены, превышающие стоимость остальных видов профилей.
Двусторонняя вагонка
При проведении перепланировки дома иногда возникает потребность в возведении перегородок, для которых нужна вагонка, имеющая лицевую поверхность с обеих сторон. Материал можно использовать для обшивки обычных стен, только помещения не должны быть влажными, потому что на обратной стороне двусторонних планок отсутствуют прорези для стекания влаги. А древесина, из которой зачастую делают вагонку, боится влаги.
Выбор по форме профиля
Как деревянная, так и пластиковая вагонка по форме и декоративному оформлению наборных панелей, а также и способу их скрепления между собой имеют множество исполнений. Далее мы рассмотрим основные типы отделочного материала, используемого в современном строительстве и различающиеся по форме профиля:
Вагонка — «Панель»
Пиломатериал типа «панель» классической формы, имитирующей стандартный деревянный брус. Может выпускаться как в пластиковом, так и в деревянном исполнении (большинство пластиковых моделей вагонки изготавливаются в самом простом и удобном для сборки варианте).
Евровагонка
Широко распространенный вариант вагонки – «евровагонка», в отличие от классического, имеет более глубокое стыковочное соединение с удлинённым размером шипа, что улучшает её вентиляционные и дренажные свойства. Вагонка типа «Евровагонка» является наиболее подходящим решением для отделки фасадов загородных построек и домов.
Вагонка — «Штиль»
Вагонка «Штиль» (сосна), именуемая, кроме того, как «Крестьянка» или вагонка «Колхозница». Основное её назначение – обшивка стен и потолков помещений. Вагонка «Колхозница» хороша тем, что имеет идеально ровную поверхность, на которой абсолютно не заметно следов от пазов. Достигается это за счёт отсутствия в пиломатериале специальной полки (углубления на лицевой стороне панелей).
Американка
Вагонка «американка», имеющая специальные выемки с внутренней стороны с имитацией укладки внахлест. Благодаря особенностям монтажа, такой пиломатериал чаще всего используют для облицовки фасадов дома. Изготавливается вагонка «американка» исключительно из дерева.
Блок-Хаус
Так называемая вагонка «Блок-хаус», выпускаемая в виде полукруглых и чуть выпуклых в наружной части досок (панелей), имитирующих строение из бревен. Как и вагонка под брус, этот тип облицовки имеет широкую плоскую внутреннюю поверхность и оснащён пазами с шипами по краям. Эта разновидность доски может применяться как при наружных, так и при внутренних отделочных работах.
При рассмотрении профиля панелей следует упомянуть и такую её разновидность как вагонка в четверть, используемую для создания оптимальных условий по отведению влаги. Вагонка четверть – это доска с выбранной у краёв четвертью, которая может монтироваться только внахлест и только по горизонтали.
При таком способе монтажа в стыках вагонки в четверть обязательно будет скапливаться конденсат. Вот почему в бане, например, вагонка в четверть применяться не может, так как не обеспечивает условий для отвода влаги.
В заключение отметим, что фасадная вагонка может использоваться для обшивки практически любых наружных поверхностей дома – просто деревянных, оштукатуренных или каркасных.
Как деревянные, так и пластиковые изделия (вагонка «американка», например) легко обрабатываются простым столярным инструментом. А их крепление на каркасе или обрешётке дома может осуществляться с помощью обычных гвоздей или саморезами с дюбелями.
Из короткого видео вы узнаете о свойствах и характеристиках вагонки, а также узнаете каких сортов она бывает.
https://youtube.com/watch?v=18Vm2HeynpU