При техническом обслуживании ТО-2 и ТО-3 выполнить работы по техническому обслуживанию ТО-1 и дополнительные работы:
- очистить и подтянуть резьбовые соединения и клеммные зажимы;
- при подготовке вагона к зимним перевозкам произвести консервацию компрессоров или подготовить к работе в режиме «Отопление»;
- при подготовке вагона к летним перевозкам произвести расконсервацию компрессоров и подготовить к работе в режиме «Охлаждение».
Дополнительно для моноблочных кондиционеров:
- перед началом летних перевозок открыть, а перед началом зимних – закрыть отверстие канала выброса воздуха на крыше вагона;
- очистить решётки каналов забора воздуха на кузове вагона, канала выброса воздуха. Проверить решётки, неисправные – отремонтировать;
- проверить положение противопожарной заслонки, которая должна находиться в открытом положении;
Возможные неисправности
Чем больше приборов, тем чаще требуется ремонт системы водоснабжения пассажирских вагонов
Неисправности системы водоснабжения пассажирского вагона не такая уж и редкая вещь, и происходят они в основном из-за постоянного колебания вагона при движении. Нарушается плотность всех соединений и со временем возникают трещины в котле, баках, и трубах, несмотря на отсутствие вильного давления.
- Помимо этого постоянно происходит износ трущихся деталей, таких как клапана, пробки и вентили. Никуда не деться и от коррозии. Как следствие, в разных местах системы появляются течи.
- К прочим неисправностям можно отнести: заедание педали смыва унитаза, неисправность запорных вентилей, кипятильника, охладителя, умывальных чаш и прочего.
- Все поломки выявляются во время технического обслуживания вагона.
- Устранение неисправностей осуществляется силами специальных бригад, во время плановых ремонтов (деповском и капитальном) и отцепочном ремонте.
- Ремонт и техническое обслуживание сводятся к восстановлению целостности поврежденных деталей, уплотнению соединений.
Во время плановых мероприятий систему дополнительно промывают питьевой водой.
Состав системы кондиционирования вагона
Система кондиционирования железнодорожного вагона состоит из моноблочного кондиционера и ультрафиолетового обеззараживателя. Основная причина установки обеззараживателя — предотвращение разноса инфекций и загрязнений в рециркуляционном потоке воздуха.
В моноблочный кондиционер поступает свежий и рециркуляционный воздух. Смешанный воздух проходит через фильтр грубой очистки класса EU4 (согласно DIN 24 185), затем в зимнее время подогревается в водяном калорифере, в который поступает горячая вода из системы отопления. В переходный период нагрев осуществляется электрическим калорифером. В летнее время воздух охлаждается в поверхностном воздухоохладителе, после чего проходит через каплеуловитель для отделения влаги. После моноблочной установки воздух попадает в обеззараживатель, где проходит антибактерицидную обработку и затем раздается по вагону.
Влага из каплеуловителя собирается в емкость и отводится наружу. Существуют СКВ вагонов поездов, в которых благодаря близости испарителя и конденсатора в моноблоке конденсат впрыскивается в поток воздуха, охлаждающего конденсатор, за счет чего снижается температура конденсации и уменьшается нагрузка на кондиционер.
Устройство для охлаждения питьевой воды
Устройство для охлаждения питьевой воды состоит из холодильного агрегата, бака для охлаждения кипяченой воды и сборника с краном для ее отбора. Электродвигатель 1 (рис. 24) приводит в действие компрессор 2. Пары хладагента всасываются в компрессор, сжимаются в нем и через запорный вентиль 3 нагнетаются в конденсатор 5, охлаждаемый с помощью вентилятора. В качестве хладагента (охладителя) в установке применяется газ фреон-12. Этот газ без цвета, запаха и вкуса, в рабочем состоянии безвреден. Фреон в конденсаторе превращается в жидкость, через запорный вентиль 6 поступает в осушитель 7, затем проходит через фильтр 9 для очистки от загрязнений, и через терморегулирующий вентиль 10 направляется в испаритель- охладитель 12.
При прохождении через терморегулирующий вентиль жидкий фреон расширяется, давление его резко падает и он снова переходит в газообразное состояние. Превращаясь в пар, фреон берет необходимую для испарения теплоту из окружающей среды — воды, налитой в бак 13, и охлаждает ее. Пары хладагента по всасывающему трубопроводу 18 через запорный вентиль 4 снова всасываются компрессором и цикл циркуляции хладагента повторяется· Термостат 11 обеспечивает автоматическую работу установки и позволяет регулировать температуру охлаждения питьевой воды. Кипяченая вода поступает в бак 13 для охлаждения из резервуара 14. На трубопроводах к баку установлены вентили 16 для выпуска воздуха и 17 для спуска воды. К сливной 9 подведены сливные трубы из бака и резервуара, а также от водоразборного крана 15. При заправке охладителя водой необходимо закрыть вентиль 17 и открыть вентиль 16. Температура воды на входе не должна превышать 60°С Как только появится вода в сливной воронке, вентиль 16 надо закрыть. После 3 ч работы холодильного агрегата можно брать воду для питья. Терморегулирующий вентиль 10 обычно налажен на нормальную работу установки, поэтому не рекомендуется производить дополнительную его регулировку. Термостат 11 позволяет получить температуру охлаждения воды от +12 до +20°С. Нужную температуру можно установить вращением кнопки термостата. Такой охладитель питьевой воды имеется на вагонах постройки заводов ГДР. Устройство охладителей на других вагонах аналогично. Порядок эксплуатации их также ничем не отличается.
Охладитель включают после наполнения всех сборников кипяченой водой. Для этого выключатель мотора компрессора, находящийся на распределительном щите в служебном отделении, переводят в положение «Включено». Дальнейшей работой охладителя управляет термостат, который автоматически обеспечивает требуемую температуру охлаждаемой воды, включая или отключая по мере надобности систему охлаждения. Запорные вентили 3, 4, 6, 8 во время работы охладителя должны быть обязательно открыты. После длительного перерыва в работе охладителя при запуске в компрессоре может появиться стук. В таком случае следует выключить мотор и через 15 сек снова включить. Если стук снова слышен, процесс включения и выключения еще раз повторить. При перерыве в работе охладителя в течение длительного времени (более суток) следует воду из его системы слить.
- << Назад
- Вперёд >>
Как функционирует система горячего водоснабжения
Схемы систем водоснабжения вагона: чертеж котла, устанавливаемого в пассажирские вагоны
Горячее водоснабжение в купейных вагонах представляет собой систему, состоящую из котла (бойлера) 144, установленного в котельном отделении, и трубопровода, по которому вода подается к точкам водоразбора.
- Сама бойлерная установка предназначена не только для нагрева воды, но и для приготовления пищи, поэтому оснащается плитой и запасным баком.
- Работать система может в двух режимах (зимний и летний). Зимой вода в бойлере нагревается за счет воды, циркулирующей в системе отопления. Она поступает в змеевик из котла, причем вентили 47 и 6 открываются.
Бойлер и его прекрасный оператор
- Плита разогревается за счет твердого топлива (дров, угля).
- В теплое время года, когда котел отключен, вода греется за счет тепла, выделяемого при сжигании топлива в плите, при этом вентили 47 и 6 закрываются.
- При подогреве вода поступает в кипятильник из системы водоснабжения через краны 79, 78 и 105 (последний является трехходовым).
- Разбор подогретой воды осуществляется через кран 106.
- Через бак 81 с кипяченой водой, жидкость перетекает в охладитель, который также оснащен баком, из которого ведут сливной кран (100) и кран для выпуска воздуха (102).
- Разбор охлажденной воды осуществляется через кран (104), который установлен в нише коридора, со стороны котла.
Холодная и горячая вода также поступают к умывальным чашам и мойке. Также холодная вода подается и к унитазам, через клапаны 118 и 119.
Эксплуатация вентиляционных систем вагонов в пути следования
Система вентиляции вагонов работает на двух основных режимах –зимнем и летнем. Первый применяют во время отопительного сезона, второй – в остальное время года.
Зимний режим работы вентиляции предусматривает подачу в вагон необходимого количества очищенного подогретого воздуха в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами. Для этого обходный канал воздухоподогревателя закрывают. В некупированных вагонах переключатель заслонок, расположенный в служебном отделении, переводят в положение «Закрыто», в купированных – переключатель заслонок, находящийся в котельном отделении ( в вагонах постройки венгерского завода – под потолком тамбура котлового конца) ставят в положение «Зима».
Зимой любая система вентиляции должна обеспечивать подачу внутрь вагона необходимого количества воздуха, подогретого до температуры не ниже 200С. Контроль за температурой воздуха происходит по дистанционному термометру, установленному с служебном купе.
Система вентиляции в пассажирских вагонах независимо от времени года и погоды должна работать постоянно. Дефлекторы в пассажирском помещении приоткрывают на 10-15 мин, чтобы использованный воздух мог свободно выходить из вагона. При закрытых дефлекторах ухудшается воздухообмен в вагоне, возрастает влажность воздуха, запотевают оконные стекла. В некотловом конце вагона дефлекторы рекомендуется приоткрывать больше, чем в котловом: примерно на 20-25мин. В котельном отделении и в туалетах дефлекторы должны быть открыты всегда независимо от времени года. Обильное выделение влаги на поверхности оконных стекол свидетельствует о высокой влажности воздуха внутри вагона и является признаком недостаточной вентиляции. Нельзя снижать температуру воды в котле настолько, чтобы вентиляционный воздух перестал нагреваться.
Летний режим работы вентиляции значительно проще, чем зимний, так как нет необходимости регулировать температуру подаваемого воздуха. При подготовке вагонов к летним пассажирским перевозкам необходимо открыть обходной клапан в некупированных вагонах, а в купированных – поставить переключатель заслонок в положение «Лето». Нужно также полностью открыть все потолочные дефлекторы.
В сухую погоду при следовании поезда по попыльным участкам дорог целесообразно включать вентилятор на максимальную производительность и не открывать окна и форточки. Таким образом создается некоторый воздушный подпор, что уменьшает проникновение пыли в вагон через неплотности окон и дверей.
При повышении температуры воздуха внутри вагона до 260С и более, особенно во второй половине дня, даже при непрерывно работающем вентиляторе в вагоне ощущается духота, поэтому необходимо открывать форточки или окна с правой стороны по ходу поезда. При особо высоких температурах (350С и выше) принудительная вентиляция становится малоэффективной. В таких случаях открывают форточки с обеих сторон вагона.
Режим работы вентиляции в переходные периоды года при температуре наружного воздуха от 00 до 100С мало отличается от работы в зимнем режиме: котел отопления в это время действует, обходной канал в некупированных вагонах устанавливают в положение «Зима», потолочные дефлекторы приоткрывают примерно на 5мм в котловом конце вагона и на 25 мин – в некотловом.
КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В КУПЕ
Вряд ли кто-то скажет, что поддержание различной температуры воздуха в нескольких помещениях — столь сложная задача. В рукава тех же канальных кондиционеров давно встраиваются клапаны, управление которыми осуществляется системой автоматики и предполагает подачу в каждое из помещений строго такого количества воздуха, которое требуется для поддержания заданной в этом помещении температуры.
Однако, как было сказано в предисловии, для поездов характерен ряд особенностей, которые зачастую не позволяют так просто решить поставленную задачу. К тому же о том, насколько качественно и точно работают системы клапанов в канальных кондиционерах, сказано предостаточно. В вагонах поезда задача усложняется еще и тем, что количество купе в вагоне достигает 10, а регулирование расхода воздуха сразу по 10 направлениям — задача нетривиальная.
Для реализации системы индивидуального регулирования температуры воздуха предложено довольно много технических решений как в России, так и за рубежом. За рубежом эти системы не только предложены, но уже давно работают, в основном отличаются глубиной автоматизации управления и регулирования (климат-контроль).
По типу воздействия все существующие и предложенные системы можно разделить на две группы:
- с прямым воздействием на температуру воздуха, подаваемого в купе (активная система);
- косвенным воздействием с изменением массы воздуха (пассивная система).
По промежуточному теплоносителю:
- с фреоновым промежуточным теплоносителем;
- с водой в качестве промежуточного теплоносителя;
- без промежуточного теплоносителя.
Для повышения уровня комфорта в пассажирских поездах внедряется система создания индивидуального климата в каждом купе вагона. Основные требования к такой системе:
- возможность автоматического и ручного регулирования требуемых в данном купе параметров, шаг регулирования не более 1°С;
- пределы регулирования температуры воздуха в купе должны быть от +20 до +30 °C независимо от внешней тепловой нагрузки на вагон и времени года;
- время регулирования — не более 15 минут.
Виды систем регулирования температуры воздуха в купе вагона поезда:
- Пассивная система — система, в которой изменение температуры воздуха в помещениях (купе) вагона происходит за счет внешнего тепла окружающей среды (температура наружного воздуха, солнечная радиация) при изменении баланса, например, за счет изменения подачи приточного воздуха.
- Активная система — система, в которой изменение температуры воздуха в помещениях (купе) вагона происходит за счет изменения температуры приточного воздуха от дополнительного источника.
- Симметричная система — система, при которой регулирование температуры воздуха в помещениях (купе) вагона выполняется относительно среднего значения температуры в интервале регулирования.
- Асимметричная система — система с однополярным регулированием температуры воздуха в помещениях (купе) вагона. Положительная: от +20 до +30 °C; отрицательная — от +30 до +20 °C.
- Безынерционная система — система, в которой новое значение температуры воздуха в помещениях (купе) вагона устанавливается за время, не превышающее 15 минут (связано с кратностью воздухообмена).
- Инерционная система — система, в которой новое значение температуры воздуха в помещениях (купе) вагона устанавливается за время, соизмеримое с постоянной времени экспоненты в процессе охлаждения вагона (2…3 часа).
Журналы и бланки
БухгалтерияОхрана труда и техника безопасностиМЧСКадровая работа: Журналы, бланки, формыЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоПромышленностьГостиницы, общежития, хостелыСвязьЖурналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЛифтыКомплекты документов и журналовНефтебазыБассейныГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМЖКХЭксплуатация зданий и сооруженийЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы для образовательных учрежденийЖурналы и бланки для армии, вооруженных силБанкиГеодезия, геологияГрузоподъемные механизмыДокументы, относящиеся к нескольким отраслямНефтепромысел, нефтепроводыДелопроизводствоЖурналы для медицинских учрежденийАЗС и АЗГСЭлектроустановкиТепловые энергоустановки, котельныеЭнергетикаШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияТуризмДрагметаллыУчреждения культуры, библиотеки, музеиПсихологияПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиРаботы с повышенной опасностьюПожарная безопасностьОбложки для журналов и удостоверенийАптекиТранспортРегулирование алкогольного рынкаАвтодороги, дорожное хозяйствоСамокопирующиеся бланкиСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоМетрологияКанатные дороги, фуникулерыКладбищаАрхивыАттракционыЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетов
Неисправности системы водоснабжения
Наиболее часто в пути следования поезда наблюдаются следующие неисправности в системе водоснабжения: течь труб в места: соединения, для устранения которой необходимо несколько ослабить контргайки, удались старую подмотку и поставить новую с последующей затяжкой контргаек; пропуск воды через сальник вентиля. В этом случае нужно поджать сальник или разобрать вентиль и заменить подбивку; течь воды из-за неплотного прилегания пробки крана или заедания ее. Необходимо подтянуть гайку на хвостовике пробки, а если течь продолжается, то пробку ослабить и притереть по месту; незначительная продольная трещина трубы (свищ). Следует на место трещины положить тонкую резиновую прокладку и затянуть изоляционной лентой; замораживание водоналивных труб, не оборудованных электрообогревателями. Устраняется при помощи нагретых в топке котла ломиков; замораживание смывных клапанов унитазов в туалетах. Необходимо отогреть наливом горячей воды.
Нагревательные приборы
К ним относят электропечи низковольтного отопления (расположены под кожухами батарей отопления), электрокалориферы (находятся в вентиляционном канале), электрокипятильники, электроплитки (в котельном отделении). Все нагревательные приборы должны включаться в строгом соответствии с правилами эксплуатации. На них запрещено развешивать тряпки или ветошь для сушки. С ними не должны контактировать посторонние предметы. При эксплуатации нагревательных приборов проводнику запрещено покидать вагон. Кроме этого их нельзя включать при питании вагона от АКБ, при неисправном генераторе, а также при подаче питания в соседний вагон.
Как выбрать поезд и вагон с кондиционером
Кондиционеры устанавливают в вагонах определённых классов обслуживания. Класс вагона обозначается цифрой и буквой, например, «3Б». Он указан в результатах поиска, так что вы можете определиться с выбором до покупки билета:
О классах обслуживания вагонов вы можете подробнее прочитать в нашей статье.
Кондиционеры есть в вагонах следующих классов:
- вагоны «Люкс» — все классы обслуживания
- вагоны СВ — все классы обслуживания
- вагоны купе — классы обслуживания 2Э, 2Т, 2Б, 2К, 2У, 2Ф, 2Х, 2Ц
- плацкартные вагоны — классы обслуживания 3Э, 3Т, 3Д, 3Б, 3П
- вагоны с местами для сидения — классы обслуживания 1Р, 1Ж, 1В, 3Р, 2Р, 2Ц, 2Ж, 2В, 2Е
Если вы едете на фирменном поезде, у которого есть название (например, «Волга», «Лев Толстой»), то можете быть уверены — кондиционер в купе или плацкарте будет.
Также кондиционеры есть во всех поездах новых типов — «Ласточка», «Стриж», «Сапсан» и все двухэтажные поезда.
Нет кондиционеров в вагонах следующих типов:
- купе классов 2Н, 2Л, 2Д
- плацкарт классов 3У, 3Л
- вагоны с местами для сидения 3Ж, 3С
- общие вагоны 3О, 3В
8.1.2. Рефрижераторная пятивагонная секция типа бмз
Система циркуляции воздуха (рис. 8.2) состоит из воздуховода 2и двух вентиляторов 5, установленньх в воздуховоде. Воздуховод, расположенньй у потолка вагона грузового помещения, имеет ко-робчатое сечение с поперечньми щелями 3для раздачи воздуха за-канчивается воздуховод соплом 1.
В воздуховоде установлена заслонка 4, предотвращающая по-падание теплого воздуха в грузовое помещение при оттаивании испарителя. Заслонка смонтирована на обечайках вентилятора в свободно подвешенном состоянии и приводится в действие напором воздуха, подаваемого вентиляторами. Применение таких зас-лонок на секциях последних вьпусков не требует вмешательства персонала при переключении холодильной установки с рабочего режима в режим «Оттаивание» и обратно.
При работе вентиляторов-циркуляторов воздух забирается из-под напольньх решеток грузового помещения и через отверстие в щите всасьвается снизу в воздухоохладитель 13 (злектронагрева-тель 12) и, охлаждаясь или нагреваясь в зависимости от режима ра-боть, подается в воздуховод, где распределяется через отверстия и сопло по грузовому помещению.
Система принудительной приточно-вьтяжной вентиляции пред-назначена для воздухообмена в грузовом помещении вагона при перевозке ряда скоропортящихся грузов, вьделяющих биологичес-кое тепло. Система вентиляции состоит из воздуховода свежего воз-духа 7, расположенного под потолком машинного отделения, зас-лонки 6 с приводом 11, заборного окна 10с козьрьком 9 на торцевой стене вагона и фильтра 8, заслонки канала 14вьброса воздуха.
Воздух забирается через отверстие в торцевой стене вагона со сторонь машинного отделения, соединенное воздуховодом 7с отверстием в перегородке, разделяющей грузовое и машинное поме-щения. Нагнетание свежего воздуха в вагон производится с помо-щью вентиляторов-циркуляторов5при открьтой заслонке 6. При-вод 11заслонки размещен в машинном отделении и фиксируется в положении «Открьто» или «Закрьто».
Свежий воздух, попадая в пространство над воздухоохладите-лем, смешивается с циркулирующим в грузовом помещении возду-хом (холодньм при работе холодильной установки или тепльм при работе злектронагревателя) и нагнетается в грузовое помещение. Воздух из грузового помещения вьходит через канал в перегород-ке, закрьваемьй заслонкой.
В вагонах более поздней постройки воздух из грузового помеще-ния вьходит через дефлектор, установленньй на крьше у торцевой стень, противоположной воздухоохладителю. Дефлектор связан с грузовьм помещением каналом, расположенньм внутри у торцевой стень вагона. Отверстия для вьхода и входа воздуха перекрьваются заслонками, привод которьх находится под рамой вагона.
Высоковольтное электрическое оборудование пассажирских вагонов
Питание высоковольтного электрического оборудования пассажирских вагонов осуществляется от контактного провода, через пантограф локомотива, перемычки (пинчи) высоковольтной магистрали и высоковольтные подвагонные ящики.
Если в контактной сети находится постоянный ток напряжением 3000 В, то котлы питаются им напрямую. Если в контактной сети находится переменный ток напряжением 25000 В, то в локомотиве устанавливается трансформатор отбора мощности, который понижает это напряжение до 3000 В, и котлы обогреваются переменным током.
Розетка высоковольтного отопления
Холостая розетка высоковольтного отопления
После опробования тормозов ПЭМ и машинист подходят к первому вагону. ПЭМ присоединяет перемычку вагона к локомотиву при помощи специального ключа отопления.
Для соединения магистралей отдельных вагонов между собой в общую магистраль необходимо последовательное присоединение всех вагонов к локомотиву. Для соединения магистралей штырь одного вагона вставляют в розетку другого вагона, а в розетку первого вагона вставляют штырь второго вагона. При этом между каждыми двумя вагонами образуются два межвагонных высоковольтных соединения.
После этого ключ отопления передается машинисту. Дальнейшее включение отопления осуществляется из кабины локомотива.
Конструкция котла и ТЭН.
Котел комбинированного отопления имеет следующую конструкцию. Водяная рубашка котла выполнена несколько уширенной, и в ней вертикально размещены 24| высоковольтных нагревательных элемента, которые монтируются на фланцевом кольце. Фланец нагревательного элемента крепится к кольцу с помощью двух шпилек с гайками и лепестковыми шайбами. Над топкой котла размещены три изолятора, к которым в трубопроводах подведены три провода, питающие нагревательные элементы.
Высоковольтные нагревательные элементы закрыты защитным кожухом. На защитном кожухе установлена низковольтная блокировка в виде концевого выключателя, разрывающая цепь катушек высоковольтных контакторов при разъединении болтов и подъеме кожуха под высоким напряжением.
При надежном креплении кожуха в нижнем положении болт нажимает на хвостовик концевого выключателя, подготовляя включение высоковольтных контакторов. Для осмотра элементов кожух поднимают вверх, предварительно отвернув болты, и укрепляют его на предохранительных цепях .
Высоковольтный нагревательный элемент выполнен в виде стального цилиндра. Спираль 12 на полом керамическом стержне 11 одним концом соединена со скобой 3, укрепленной на изоляторе 2, а другим — с обратным проводом 13, проходящим внутри стержня к зажиму 1. Изоляция токоведущих частей от стального корпуса 8 осуществляется кварцевой втулкой (стаканом) 10, изолятором 2 и керамическим фланцем 6 с резиновой прокладкой 7. Фланец 6, выполненный вместе с керамическим стержнем 11, прикреплен к корпусу нагревателя
болтами 4 с шайбами 5.
Теплота от спирали передается воде через окружающий ее воздух, кварцевый стакан, графитовую оболочку 9, служащую для улучшения теплопередачи, и корпус нагревателя. Графитовая оболочка также защищает кварцевый стакан от повреждений.
та
Каждый ТЭН рассчитан на напряжение 500 В. В котле ТЭНы собирают последовательно в подгруппы по 6 штук.2 подгруппы соединены в группы параллельно.