Устройство фундамента
Начинать нужно с фундамента. Конечно, многие делают самодельные откатные ворота и без такового, когда конструкция легкая – они делаются из металлопрофиля и профильной трубы. Первый материал еще называют профнастил или профлист.
Итак, сначала нужно сделать разметку под фундамент. Размеры основы делают вдвое меньше проема ворот. Ширина же ямы под бетон выкапывается порядка полуметра – в сторону двора.
Опорные столбы, по возможности, для таких ворот – уже имеющиеся столбы забора. Это позволяет избежать затрат на ответные столбы, которая будет приходиться напротив будущего фундамента, то есть с противоположной стороны, да и внешний вид конструкции не пострадает.
Нужно в обязательном порядке определить место для укладки кабеля – это если ворота все же будут автоматическими. В качестве гильзы для него, зачастую, используют трубу ПХВ на полдюйма. Это недорого и долговечно.
Выемка грунта должна производиться на глубину не меньшую чем промерзает грунт в данном регионе. Цифру можно найти в СНИПе (строительные нормы и правила), узнать у строителей в каком-нибудь соответствующем учреждении и т. д.
Закладные изготавливают из швеллера с приваренными в нижней части отрезками арматуры. Вся эта конструкция помещается в вырытую траншею так, чтобы швеллер, по возможности, был как можно плотнее к имеющемуся столбу. Он располагается строго горизонтально и параллельно открыванию будущих ворот – это проверяется уровнем.
Закладные заливаются бетоном, который должен немного выступать выше этой поверхности – это достигается наличием опалубки.
Необходимо выдержать время, которое отведено для застывания бетона, и приступать к монтажу ворот только после этого, строго соблюдая технологию.
Такой способ наиболее распространен и популярен, но есть и другие.
Свайно-монолитный
Свайно-монолитный фундамент более экономичен. Делается следующим образом: в землю вкапывают два столба (армированных), которые нужно соединить между собой швеллером.
Такой способ не предполагает большого расхода бетона. В качестве инструмента для выемки земли используют садовый бур, и глубина таких отверстий должна быть не менее показателя промерзания грунта в данном регионе, как уже говорилось. Отверстия должны быть выполнены максимально близко к забору, и каждое из них соединяется узкой траншеей.
Свайно-винтовой
В последние годы все чаще стали использовать винтовые сваи для многих целей – начиная от установки заборов и заканчивая обустройством фундамента под дом. Используют и в этом конкретном случае.
Преимущество свайно-винтового фундамента:
- Нет никакой необходимости производить как земельные, так и бетонные работы.
- На обустройство уходит немного времени.
- После монтажа свай можно сразу же начинать монтировать ворота.
Для того чтобы сваи служили долго необходимо использовать любое доступное антикоррозийное покрытие.
Без столбов и фундамента
Возможность монтажа металлических откатных ворот возможна без столбов и фундамента. Когда конструкция легкая, а ворота имеют небольшую длину. На этом вполне реально сэкономить материалы, время и деньги устроителя.
Инструкция по самостоятельному изготовлению
Конструкции, как и этапы, могут отличаться, поэтому рекомендации согласовывают для конкретных условий.
Основные фазы проведения работ:
- проектирование, составление чертежей, схем;
- подсчет и приобретение материалов;
- земляные работы;
- бетонирование;
- сварка консольной системы и каркаса;
- сборка полотна ворот, зачистка швов;
- установка готовых ворот и навеска фурнитуры;
- монтаж автоматики.
Все работы по сборке раздвижных ворот на роликах можно делать собственноручно, кроме сварки деталей. При выборе длины полотна учитывают, что маленький хвостовик приведет к падению одной стороны полотна в открытом состоянии. Утяжелять эту часть грузами нецелесообразно. Если между каретками сделать большое расстояние, нагрузка на колеса возрастет, направлявшие деформируются или могут разогнуться их полки.
Установка столбов
Сечение столбов выбирают в соответствии с весом ворот. Отдельно учитывают массу отделочного материала, вес фурнитуры и автоматики. Если получается большое значение, делают два полотна.
Ямы под стойки роют на глубину 1 – 1,2 м, но учитывают глубину промерзания почвы. При копке осыпаются стенки, поэтому делают опалубку из любых досок. На дне укладывают щебеночную подсыпку, проливают ее водой. Одновременно подводят и прокладывают провода для автоматики, их прячут в водопроводной трубе на глубине 60 – 80 см. Верхний торец трубы с выступающими кабелями закрывают полиэтиленом.
Для столбов используют квадратную трубу 80 х 80 или 100 х 100 мм. Для устойчивости к подземной части стойки приваривают крестом куски арматуры длиной 20 мм, которую потом бетонируют. Верх столба накрывают, чтобы внутрь не протекала вода.
Закладка фундамента
Нагрузка от ветра, которая действует на полотно, также передается фундаменту, поэтому основанию уделяют внимание. После заливки бетона используют вибратор, чтобы выгнать воздушные пузыри. Поэтапное разделение работ:
Поэтапное разделение работ:
- подготовка земли в месте строительства (уборка мусора, выравнивание);
- копка траншеи от одного до второго столба;
- песчаная и гравийная подсыпка (10 и 15 см, соответственно);
- сварка или вязка арматурного каркаса;
- заливка бетона.
Цемент, песок и щебень кладут в бетон в соотношении 1:3:5, соответственно. При укладке смеси используют кельмы, лопаты, чтобы распределить массу между арматурными стержнями.
Изготовление створки
Нарезают заготовки стальной трубы для рамы. Куски, которые соединяются в углах, отрезают под 45°, а те, что стыкуются в виде буквы Т, режут под 90°. Такие нюансы учитывают при порезке. Отрезки очищают от ржавчины, раскладывают их в соответствии со схемой сборки.
При сварке не применяют сплошной шов, а делают соединение точками, чтобы не повело раму. После проверки всех параметров сваривают цельным швом.
Места сварки шлифуют болгаркой с зачистным кругом, металл покрывают грунтом от коррозии. На стадии сварки усиливают раму перпендикулярными элементами.
Применяют косынки на углах соединений — стальные прямоугольники или треугольники их листового металла. Хвостовик с одного бока рамы усиливают ребром жесткости так, чтобы он образовывал биссектрису прямого угла.
Монтаж конструкции
Консоль приваривают к низу рамы. На ее кромки ставят заглушки из резины, чтобы внутрь не попадали листья, мусор. Габариты прогона зависят от размера ворот по длине, толщину нужно брать по расчету. Проверяют ровность рельса, чтобы обеспечить легкий ход.
Промежуток между направляющей балкой и роликом должен быть 1 мм. Больший люфт приведет к тому, что полотно будет «клевать» при движении, а маленький зазор вызовет заклинивание при работе. К опорной стойке ворот крепят нащельник, выполненный из уголка или швеллера.
К нащельнику фиксируют нижний и верхний улавливатель. На закладную балку в фундаменте надевают ролики (поддерживающие каретку). На каретку надевают прогон-консоль, регулируют работы улавливателей. Дальше монтируют фурнитуру, устанавливают и подключают автоматическое управление.
Правила эксплуатации
Если при работе появились посторонние звуки, скрежет, прекращают использование створки и разбираются в причинах. Открывая полотно, не прилагают больших усилий, передвигают равномерно, без рывков. Следят, чтобы при движении в зоне действия не находились люди или животные, а также посторонние предметы.
Регулярно чистят полозья, по которым движутся ролики, обледеневшие балки используют после скалывания налета. Нельзя касаться подвижных частей ворот во время движения или при остановке с включенным электричеством. Своевременно смазывают трущиеся части механизма, раз в год проводят техосмотр ворот.
Раздвижные ворота. Общие сведения
Настоящим хитом сегодня являются раздвижные ворота. Множество людей отдают предпочтения такому виду сооружений и даже делают раздвижные ворота своими руками.
Внешний вид
Выглядит механизм сложнее привычных распашных ворот, однако, во многом выигрывает у последних. Особенно в компактности, ведь створка раздвижных ворот бегает по направляющей рельсе вдоль забора, и не требует много места вокруг себя. В большинстве случаев именно этот факт привлекает покупателей.
Преимущества перед распашными
Также, если сравнить их в процессе эксплуатации, то раздвижные ворота снова имеют преимущества перед распашными. Например, в сильно ветреную погоду управлять створками на петлях довольно сложно, к тому же их обязательно нужно фиксировать ограничителем, во избежание удара при любом порыве.
С раздвижными полотнами о таких сложностях можно забыть. А вспомнив, сколько времени требуется, чтобы открыть поочередно одну за другой створки, а затем их закрыть, не остается и сомнений в чью пользу хочется сделать выбор.
Виды раздвижных ворот
Раздвижные или откатные ворота представляют собой два полотна определенного размера, которые движутся по направляющей рельсе.
Можно выделить механические и автоматические ворота. В чем их отличие понятно из названий. А вот какие из них предпочтительнее однозначного ответа нет.
Механические
Обычно оснащаются ручкой для удобства управления полотном. Для их монтирования не нужно заморачиваться с подведением электрической схемы и стоимость на них значительно ниже. Механический способ управления воротами исключает возможную поломку автоматики и закупорку проезда как результат.
Автоматические
Зато, автоматические гораздо удобнее в использовании. Еще до недавнего времени гаражные ворота с дистанционным открытием были лишь мечтой. Многие знали о них только из зарубежных кинофильмов.
Сейчас такая функция доступна каждому, а эксплуатировать её одно удовольствие. Автоматический механизм ворот состоит из радиоприемника, фотоэлемента, привода и направляющей рельсы.
Механизмы
Различают три варианта механизма раздвижных ворот:
- подвесные (когда направляющий рельс крепиться сверху),
- консольные (в этом случае полотно ворот движется по балке, закрепленной на самом конструкции) и двигающиеся по земле.
Каждый из перечисленных вариантов имеет некоторые нюансы.
Подвесные
Например, подвесной способ ограничивает высоту проезда. Для владельцев высоких машин это серьезный минус. В случае, когда ролики двигаются по земле, есть опасность засорения направляющей, которая расположена снизу, около земли. Поэтому в основном их используют либо в помещении, либо в странах с сухим климатом, там, где можно избежать грязи вокруг рельсы.
Консольные
А вот консольная конструкция лишена подобных недостатков, её направляющая монтируется прямо на каркас. Между роликовой кареткой и рельсом образуется та самая консоль, от которой этот вариант раздвижных ворот и взял свое название.
По ценовой категории консольные полотна более высокого уровня, ведь здесь используется непростая специальная фурнитура. Но если есть время и желание можно попробовать снизить затраты на раздвижные ворота. Как? Да просто сделать их своими руками.
https://youtube.com/watch?v=nZXgJVzkmmM
Монтаж ворот
Шаг 1. На «закладной» устанавливаются роликовые каретки, а уже на них ставятся ворота (ролики продеваются в направляющую). Далее с помощью строительного уровня проверяется вертикальность конструкции и, если все нормально, каретки привариваются к швеллеру.
Многие используют для такого крепления болты, благо в каретках имеются подходящие отверстия. Но так делать не нужно, ведь замеры и проделывание отверстий в «закладной» отберут много сил и времени. Более того, если обнаружится хотя бы миллиметровая погрешность, то придется срезать болты и повторить процедуру еще раз.
Сварка больше подходит, т. к. предоставляет поле для маневров – при необходимости ее всегда можно срезать и передвинуть каретку. Сварка не менее надежна, чем болты – с ней ворота простоят не одно десятилетие.
Шаг 2. Из труб 6х3 см подготавливаются «закладные» для других комплектующих. В соответствующих местах из столбов выводятся пруты арматуры, к которым и нужно закрепить улавливатели с роликами.
Шаг 3. Конец направляющей оборудуется роликом со специальными зажимами, после чего она закрывается с обеих сторон резиновыми заглушками. Расположение всех элементов тщательно измеряется, затем привариваются роликовые каретки.
Что нужно знать о конструкции откатных ворот?
Откатные ворота — это практичное и надежное решение для ограждения личных и коммерческих участков. Они обеспечивают безопасность и удобство использования, сочетаясь с любым архитектурным стилем. Рассмотрим основные аспекты этой конструкции подробнее.
Типы откатных ворот
Существует два основных типа откатных ворот. одностворчатые и двухстворчатые. Одностворчатые ворота подходят для участков с ограниченным пространством, поскольку они открываются, перемещаясь вдоль забора. Двухстворчатые ворота открываются в обе стороны и требуют больше места.
Конструктивные элементы откатных ворот
Откатные ворота состоят из нескольких основных элементов. створки ворот, направляющих роликов, захватов и привода. Створка ворот – это видимая часть, которая может быть выполнена из различных материалов. Направляющие ролики обеспечивают плавное и тихое открытие и закрытие ворот. Захваты служат для фиксации ворот в закрытом положении, а привод обеспечивает автоматическое открытие и закрытие.
Материалы для откатных ворот
Материалы для откатных ворот выбираются в зависимости от ваших эстетических предпочтений, климатических условий и бюджета. Самыми популярными являются металл, дерево, ПВХ и композитные материалы. Металлические ворота обладают высокой прочностью и долговечностью, но требуют регулярного ухода. Деревянные ворота выглядят эстетично, но подвержены воздействию влаги и вредителей. ПВХ и композитные ворота являются прочными, легкими в уходе и относительно недорогими.
Установка и обслуживание откатных ворот
Установка откатных ворот – это сложный процесс, который лучше доверить профессионалам. Он включает в себя подготовку места, установку направляющих роликов и створки ворот, установку привода и системы управления. Обслуживание ворот включает в себя регулярную проверку и смазку механизмов, чистку направляющих роликов и уход за поверхностью ворот. Откатные ворота — это отличное решение для обеспечения безопасности вашей собственности. Они легко адаптируются к различным условиям и предпочтениям, предлагая широкий выбор материалов и стилей. При правильном уходе они прослужат вам долгие годы.
Откатные ворота своими руками – монтаж
Можно приобрести уже готовые откатные ворота – в таком случае не придется самостоятельно варить основу/раму, зашивать ее отделочным материалом и ждать, пока полностью высохнет фундамент. Но можно и створку откатных ворот сделать своими руками – это не потребует внушительных финансовых затрат, да и время сушки фундамента пройдет незаметно. Причем, с работой по изготовлению рамы откатных ворот и отделки ее декоративным материалом справится даже человек с минимальным опытом в сварочном процессе.
Изготавливается рама из металлических труб, уголков и швеллеров – их можно приобрести даже в пункте приема металлолома, что будет практично и выгодно.
Не забудьте приобрести фурнитуру, которая будет приводить в действие весь механизм откатных ворот.
Пошаговая инструкция изготовления рамы откатных ворот:
- Подготавливаем материал – металлические детали нужно очистить от ржавчины и окалин – для этого используется «болгарка». Обязательно при работе используйте защитные очки – мелкие частицы ржавчины и окалин могут попасть в глаза, повредить их. Последний этап подготовительных работ – обезжиривание поверхности металлических фрагментов, которое выполняется с использованием растворителя.
Обратите внимание: специалисты рекомендуют именно на этапе подготовки материалов провести грунтовку металла. Многие игнорируют этот момент, но после сборки рамы будет проблемно тщательно прогрунтовать поверхность элементов в местах их соединения
- Приступаем к сварке несущей рамы. В принципе, каких-либо стандартов при выборе профилированной трубы нет – тут уж нужно исходить из своих возможностей: некоторые приобретают новый материал, некоторые пользуются услугами пунктов приема металлолома. Сначала свариваем несущую раму откатных ворот, затем навариваем обрешетку – она придаст каркасу прочности.
Обратите внимание: если планируется зашивать ворота с одной стороны, используя толстый материал, то внутреннюю трубу нужно сместить на край рамы. Если же планируется обшивать раму с двух сторон, то эта же труба должна располагаться посередине
- После изготовления каркаса нужно приварить несущую из набора фурнитуры, который был приобретен заранее. Учтите, что и направляющую, и трубы нужно приваривать к раме в шахматном порядке, прихватки должны быть не менее 20 мм и расположены на расстоянии 25 см. Только при соблюдении таких правил можно быть уверенным в прочности всей рамы откатных ворот, ее «не поведет» даже при длительном и агрессивном использовании.
Рекомендуется варить раму с «укосиной» — этим будет обеспечена устойчивость к ветровым нагрузкам.
После проведения сварочных работ нужно зачистить все сварочные швы и покрасить готовую конструкцию. Причем, специалисты рекомендуют использовать для этого алкидную краску – да, она стоит недешево, но зато перед ее нанесением ненужно проводить подготовительные работы и качество покрытия будет на самом высоком уровне.
Теперь нужно зашить раму любым декоративным материалом – это может быть профилированный лист, доски. Крепится обшивочный материал к каркасу с помощью саморезов, а если для проведения работы использовать шуруповерт или дрель, то процесс пройдет быстро и без проблем.
Оптимальные размеры
Кто-то считает, что чем шире ворота, тем лучше – мало ли на чем придется въезжать на участок.
Так-то оно так, но каждый метр таких ворот — это лишние расходы, и очень возможно, что непредвиденных ситуаций не возникнет никогда. Это позволяет сделать вывод, что ширина ворот должна быть рациональной, то рассчитанной на каждый день, а не на какие-то непредвиденные возможные ситуации, которых может и не произойти.
При эксплуатации только легкового авто стандартные габариты ворот составляют 3 метра в ширину, с учетом боковых зеркал.
Если это будут ворота в гараж, то тогда высота их будет равна двум метрам. Заказ более высоких конструкций себя не оправдывает, поскольку практически каждый сантиметр сверх нужной нормы стоит денег. Так что приведенный выше размер соответствует оптимальному варианту.
Стандартный же размер предполагает размеры: два метра высоты и 4 м. ширины. Приведенная конструкция наиболее популярна и никогда не залеживается на складах.
Указанная выше ширина не исчерпывает всех потребностей потребителя, ведь для того чтобы в ворота заехала Газель нужна одна ширина, а для КамАЗа – совсем другая, и это вполне очевидно.
Очень многое зависит от проезда – прямой он или нет. Поэтому вполне логично вначале сделать схему проезда, а исходя из этого, учитывая угол заезда и выбирать оптимальную ширину ворот. Пример:
- Ширина КАМАЗа по габаритам – 255 см.
- Ширина же по зеркалам – 2950 см.
Таковы размеры этого грузового автомобиля.
Тем не менее, нужно оставлять определенный минимальный зазор для беспроблемного въезда-выезда с учетом угла подъезда к воротам и разных водительских навыков, тех, кто этими КАМАЗами управляет.
Для того чтобы избежать аварий и повреждений ворот длину нужно сделать безопасной для проезда — таковая может быть как 5-6 метров так и более. Конечно, совсем уж нерентабельно будет сделать таковую 9 и более метров – это чревато большими расходами, хотя подобные размеры иногда и встречаются на крупных промышленных предприятиях.
Особенности конструкций и эксплуатации раздвижных ворот
Раздвижные ворота различаются по конструкциям и бывают:
- рельсовыми;
- подвесными;
- консольными.
Чтобы определиться с выбором конструкции, подходящей для вас, рассмотрим каждую подробнее. Различаются они не только способом эксплуатации, но и сложностью чертежа, и длительностью работ.
Консольный механизм
Здесь откатное полотно установлено поверх направляющего рельса. Преимущества данного сооружения следующие:
отсутствие ограничителя по верху, что немаловажно, если на территорию будет заезжать не крупногабаритный транспорт; большая парусность; механизм непросто взломать; простота чертежа и возведения; легко изготавливаются самостоятельно; подвесные ворота. Как понятно из названия, крепятся на рельс снизу
Они подойдут для гаража, ангара и других крытых построек. При установке их на приусадебном участке стоит помнить, что крупная техника и транспорт не смогут проехать во двор. Монтаж их сложнее
Как понятно из названия, крепятся на рельс снизу. Они подойдут для гаража, ангара и других крытых построек. При установке их на приусадебном участке стоит помнить, что крупная техника и транспорт не смогут проехать во двор. Монтаж их сложнее.
Колесные ворота
Это наземная модель, и она имеет массу недостатков:
- При монтаже направляющий рельс крепится прямо в бетон или грунт, поэтому потребуется повышенное количество роликов для плавного скольжения.
- Конструкция располагается непосредственно на земле, это повышает риск засорения и блокировки механизма.
- Летом и в межсезонье внутрь будет попадать мусор, трава и листья, в зимнее время наледь. При дождях и таянии снега металл подвергнется коррозии.
Чтобы сделать выбор в пользу какого-то варианта, нужно исходить из личной ситуации: живете ли вы в доме постоянно, или приезжаете, время от времени, будет ли заезжать на придомовую территорию транспорт и т.д.
Из чего состоит конструкция
В составе откатных ворот находятся следующие детали, необходимые для монтажа ворот:
- Как сделать современный ландшафтный дизайн своими руками?
Лучшие способы очистки снега во дворе частного дома
Автоматические откатные ворота
- направляющие балки, которые выполняют роль несущей;
- опоры для роликов;
- ролик, который можно снять;
- регуляторы парусности и нагрузки – уловители;
- в качестве крепления используется кронштейн, защищающий ворота от покачивания;
- опора, обеспечивающая створкам подвижность и подставка к ней.
Наглядно состав конструкции может представить схема откатных ворот.
Основные виды
С учетом того, как створка будет открываться, ворота для забора из профнастила делятся на два вида: раздвижные либо распашные. Каждая конструкция из профлиста имеет достоинства и недостатки.
Распашные конструкции из профлиста
Этот вид воротных конструкций из профлиста самый простой для монтажа своими руками. Распашные изделия имеют два несущих столба, куда крепятся створки, оцинкованные металлическим листом.
Вариант ворот и калитки
Установленные гаражные воротные системы можно сделать с открытием вручную либо оборудовать автоматикой. Причем встраивать электрический привод можно для створок изделий любого размера.