Реальный цикл охлаждения
Реальный цикл охлаждения имеет некоторые отличия от идеального. Это происходит за счет потерь давления, возникающих на линии всасывания и нагнетания холодильной машины, а также в клапанах компрессора. Поэтому отображение реального цикла на диаграмме связи давления и энтальпии несколько иное.
Из-за потерь давления на входе в компрессор всасывание должно проходить при давлении, которое ниже давления испарения (отрезок C1-L). Кроме того, из-за потерь давления на выходе компрессору приходится сжимать пар хладагента до давления, которое выше давления конденсации (M-D1). Таким образом, работа сжатия увеличивается. Такая компенсация потерь давления в реальной холодильной машине снижает эффективность цикла.
Кроме потерь давления в трубопроводе, есть и другие отклонения от идеального цикла. Во-первых, реальное сжатие хладагента в компрессоре не может быть строго адиабатическим (без подвода и отвода тепла). Поэтому работа сжатия оказывается выше теоретически рассчитанной. Во-вторых, в компрессоре холодильной машины имеются механические потери энергии, что приводит к увеличению необходимой мощности электродвигателя.
Виды фреона для систем кондиционирования
Около полувека, основным хладагентом в бытовых системах кондиционирования воздуха был фреон 22. Приблизительно с середины 80-х годов прошлого века, на его использование начались серьезные гонения, так как якобы хлор, который является составляющей этого газа, оказывает влияние на озоновый слой, защищающий нашу планету от жесткого ультрафиолета. Этот вброс хоть и не был на 100% доказан, но эта информация повлекла за собой разработку новых и более безопасных хладагентов: фреонов R410 и R407.
Новые виды не смогли полностью вытеснить R22 с рынка климатической техники, благодаря простоте обслуживания и некоторым физическим свойствам этого газа. Сегодня в бытовых сплит-системах чаще всего используются: R22; R410 и R407.
Фреон R22 чаще всего можно встретить в системах кондиционирования, применяющихся в быту, производстве и транспортировке скоропортящихся грузов. Так как этот на этом типе хладагента работала практически вся холодильная техника, выпущенная до конца прошлого века, заправка кондиционеров этим газом наиболее востребована.
Фреон R410 – это бесцветный газ, который является полноценной заменой предшественнику. Сейчас он используется в новой климатической технике, независимо от ее назначения. Одной из особенностей этого заза является то, что при утечке его из кондиционера, более чем 35% требуется полная перезаправка техники.
Фреон R407 – это не что иное, как смесь нескольких газов, каждый их которых отвечает за определенные физические свойства хладагента. Чаще всего применяется в мультизональных или полупромышленных сплит-системах. Этим типом газа нельзя дозаправлять климатическую технику: при утечках его необходимо полностью слить и только после этого производить процедуру заправки.
Применение, использование
Фреон R134a – однокомпонентный газ. При утечке не требует полной перезаправки. Оборудование, работающее на этом хладагенте можно дозаправлять без потери эффективности работы. Это большое преимущество по сравнению с системами кондиционирования и охлаждения на R410a, R407c, R404. Также хладон R134a используется компонент всех эффективных заменителей фреона R22.
Хладагент R134a не токсичен, его используют при производстве ингаляторов, аэрозолей, капсул для заморозки травм. При соблюдении элементарных правил безопасности и использования, негативного влияния на здоровье человека можно избежать.
Тетрафторэтан не горюч и не взрывоопасен в нормальных условиях. У него отсутствуют концентрационные пределы распространения пламени. Поэтому его используют как пропеллент, вспениватель для получения пенопластов.
Молярная масса тетрафторэтана 102,03 г/моль, воздуха – 29 г/моль. При утечке газ опускается вниз и скапливается на уровне пола, в подвальных помещениях. Это свойство ГФУ-134a предотвращает его попадания в легкие в обычных условиях.
134-ый фреон не совместим с минеральными маслами. При их контакте возможно вспенивание, попадание масел в систему, осаждение на ее стенках. Это приводит к образованию зауженных мест и засоров. В оборудование на этом хладагенте должно быть залито PAG или POE синтетическое масло.
Молекула R134a имеет меньшие размеры, чем молекула R12. Соответственно, может проникать в трещины, через которые утечка хладагента R-12 невозможна. Поэтому климатическое оборудование на HFC-134a более чувствительно к механическим повреждениям.
На нынешний момент этот газ не запрещен, но все может измениться. с каждым годом к хладагентам предъявляются более строгие требования. Из-за сильного влияния на парниковый эффект на его использование могут быть наложены ограничения. Поэтому активно разрабатываются аналоги и заменители фреона R134a.
Сейчас редко встречаются кондийионеры и холодильники на r134a. Их заменяет техника, работающая на изобутане (r600a). Этот хладагент дешевле, хоть имеет меньшую хладопроизводительность. Многие мастера заправляют вместо 134-го хладона 600-ый. Но рассчитать необходимое количество можно только исходя из опыта. Подробнее про разницу между этими фреонами мы описывали в статье про сравнение хладагентов R-134a и R-600a.
Правила дозаправки
Для того чтобы самостоятельно и без ущерба для устройства выполнить заправку, следует придерживаться определенных правил.
- Одним из самых простых и безопасных способов дозаправки является метод использования веса. Вся необходимая информация указывается на табличке, закрепленной на корпусе устройства. Новым внешним блокам не нужна дозаправка, если длина трубопроводов не больше указанной заводом-изготовителем.
- Сплит – системы, которые уже давно эксплуатируются и были демонтированы необходимо дозаправлять только на 10% от общей массы хладагента. Данная информация опять же указывается на шильде.
- Иногда при неправильной установке или подсоединении трубопроводов в приборе количество хладагента может быть низким. А чтобы исправить положение нужно выпустить весь имеющийся в устройстве фреон наружу, стараясь, чтобы масло осталось внутри компрессора. Для этого клапан, через который происходит заправка, слегка открывают. В течение нескольких часов весь фреон выйдет из системы. Если масло начнет вытекать вместе с газом, то нужно приоткрыть вентиль еще меньше. Когда весь хладагент выйдет можно проводить заправку новым фреоном.
Характеристики хладагента R22 на линии насыщения
Давл. | Плотн. | Объем | Enthalpy | Entropy | |||
Т, °С | (МПа) | (кг/м3) | (м3/кг) | (kJ/kg) | (kJ/kgK) | ||
Жидк. | Пар | Жидк. | Пар | Жидк. | Пар | ||
-100 | 0.00200 | 1571.7 | 394677 | 90.24 | 358.93 | 0.5027 | 2.0545 |
-90 | 0.00480 | 1545.1 | 1697709 | 100.95 | 363.82 | 0.5629 | 2951892 |
-80 | 0.01035 | 1518.3 | 2160776 | 111.66 | 368.75 | 0.6197 | 2778766 |
-70 | 0.02044 | 1491.1 | 0.94476 | 122.36 | 373.68 | 0.6738 | 2633035 |
-60 | 0.03747 | 1463.6 | 0.53734 | 133.11 | 378.58 | 0.7253 | 2509218 |
-50 | 0.06449 | 1435.5 | 0.32405 | 143.91 | 383.39 | 0.7748 | 2403298 |
-48 | 0.07140 | 1429.8 | 0.29469 | 146.08 | 384.35 | 0.7844 | 2383940 |
-46 | 0.07890 | 1424.1 | 0.26849 | 148.25 | 385.29 | 0.7940 | 2365312 |
-44 | 0.08700 | 1418.4 | 0.24507 | 150.43 | 386.23 | 0.8035 | 2347050 |
-42 | 0.09575 | 1412.6 | 0.22410 | 152.61 | 387.17 | 0.8130 | 2329154 |
-40 b) | 0.10132 | 1409.1 | 0.21256 | 153.93 | 387.72 | 0.8186 | 2318927 |
-40 | 0.10518 | 1406.8 | 0.20526 | 154.80 | 388.09 | 0.8224 | 2311987 |
-38 | 0.11533 | 1401.0 | 0.18832 | 156.99 | 389.01 | 0.8317 | 2295186 |
-36 | 0.12623 | 1395.1 | 0.17306 | 159.19 | 389.93 | 0.8410 | 2279115 |
-34 | 0.13793 | 1389.2 | 0.15927 | 161.40 | 390.84 | 0.8502 | 2263045 |
-32 | 0.15045 | 1383.3 | 0.14680 | 163.61 | 391.74 | 0.8594 | 2247705 |
-30 | 0.16384 | 1377.3 | 0.13551 | 165.82 | 392.63 | 0.8685 | 2232730 |
-28 | 0.17815 | 1371.3 | 0.12525 | 168.04 | 393.52 | 0.8776 | 2218120 |
-26 | 0.19340 | 1365.2 | 0.11593 | 170.27 | 394.39 | 0.8866 | 2203875 |
-24 | 0.20965 | 1359.1 | 0.10744 | 172.51 | 395.26 | 0.8955 | 2189996 |
-22 | 0.22693 | 1352.9 | 0.09970 | 174.75 | 396.12 | 0.9044 | 2176482 |
-20 | 0.24529 | 1346.8 | 0.09262 | 177.00 | 396.67 | 0.9133 | 2162968 |
-18 | 0.26477 | 1340.5 | 0.08615 | 179.26 | 397.81 | 0.9222 | 2150185 |
-16 | 0.28542 | 1334.2 | 0.08023 | 181.53 | 398.64 | 0.9309 | 2137401 |
-14 | 0.30728 | 1327.9 | 0.07479 | 183.81 | 399.46 | 0.9397 | 2125348 |
-12 | 0.33040 | 1321.5 | 0.06979 | 186.09 | 400.27 | 0.9484 | 2113296 |
-10 | 0.35482 | 1315.0 | 0.06520 | 188.38 | 401.07 | 0.9571 | 2101243 |
-8 | 0.38059 | 1308.5 | 0.06096 | 190.69 | 401.85 | 0.9657 | 2089555 |
-6 | 0.40775 | 1301.9 | 0.05706 | 193.00 | 402.63 | 0.9743 | 2078232 |
-4 | 0.43636 | 1295.3 | 0.05345 | 195.32 | 403.39 | 0.9829 | 2067274 |
-2 | 0.46646 | 1288.6 | 0.05012 | 197.66 | 404.14 | 0.9915 | 2056317 |
0.49811 | 1281.8 | 0.04703 | 200.00 | 404.87 | 1.0000 | 2045360 | |
2 | 0.53134 | 1275.0 | 0.04417 | 202.35 | 405.59 | 1.0085 | 2034768 |
4 | 0.56622 | 1268.1 | 0.04152 | 204.72 | 406.30 | 1.0170 | 2024541 |
6 | 0.60279 | 1261.1 | 0.03906 | 207.10 | 406.99 | 1.0254 | 2014314 |
8 | 0.64109 | 1254.0 | 0.03676 | 209.49 | 407.67 | 1.0338 | 2004088 |
10 | 0.68119 | 1246.9 | 0.03463 | 211.89 | 408.33 | 1.0422 | 1994226 |
12 | 0.72314 | 1239.7 | 0.03265 | 214.31 | 408.97 | 1.0506 | 1984365 |
14 | 0.76698 | 1232.4 | 0.03079 | 216.74 | 409.60 | 1.0590 | 1974503 |
16 | 0.81277 | 1225.0 | 0.02906 | 219.18 | 410.21 | 1.0673 | 1965007 |
18 | 0.86056 | 1217.6 | 0.02744 | 221.63 | 410.80 | 1.0756 | 1955511 |
20 | 0.91041 | 1210.0 | 0.02593 | 224.10 | 411.38 | 1.0840 | 1946014 |
22 | 0.96236 | 1202.4 | 0.02451 | 226.59 | 411.93 | 1.0923 | 1936518 |
24 | 1.0165 | 1194.6 | 0.02319 | 229.09 | 412.46 | 1.1006 | 1927387 |
26 | 1.0728 | 1186.8 | 0.02194 | 231.60 | 412.98 | 1.1088 | 1917890 |
28 | 1.1314 | 1178.8 | 0.02077 | 234.14 | 413.46 | 1.1171 | 1908759 |
30 | 8767 | 1170.7 | 0.01968 | 236.69 | 413.93 | 1.1254 | 1899628 |
32 | 239967 | 1162.5 | 0.01864 | 239.25 | 414.37 | 1.1336 | 1890132 |
34 | 480296 | 1154.2 | 0.01767 | 241.84 | 414.79 | 1.1419 | 1881001 |
36 | 729757 | 1145.7 | 0.01675 | 244.44 | 415.18 | 1.1501 | 1871504 |
38 | 988348 | 1137.1 | 0.01589 | 247.06 | 415.54 | 1.1584 | 1862374 |
40 | 1256802 | 1128.4 | 0.01507 | 249.71 | 415.87 | 1.1667 | 1852878 |
42 | 1535116 | 1119.5 | 0.01430 | 252.37 | 416.17 | 1.1749 | 1843381 |
44 | 1823293 | 1110.4 | 0.01357 | 255.06 | 416.44 | 1.1832 | 1833885 |
46 | 2121696 | 1101.2 | 0.01288 | 257.77 | 416.68 | 5480 | 1824024 |
48 | 2430691 | 1091.8 | 0.01223 | 260.51 | 416.87 | 35796 | 1814162 |
50 | 2750643 | 1082.1 | 0.01161 | 263.27 | 417.03 | 66112 | 1804300 |
55 | 2.1753 | 1057.1 | 0.01020 | 270.31 | 417.24 | 142812 | 1778002 |
60 | 867119 | 1030.5 | 0.00895 | 277.56 | 417.14 | 220243 | 1750244 |
65 | 1865691 | 1001.8 | 0.00784 | 285.06 | 416.65 | 298770 | 1720294 |
70 | 2946444 | 970.4 | 0.00684 | 292.90 | 415.69 | 379854 | 1686692 |
75 | 463189 | 935.3 | 0.00594 | 301.18 | 414.09 | 463495 | 1648342 |
80 | 1726562 | 894.8 | 0.00511 | 310.10 | 411.60 | 552614 | 1602321 |
85 | 4.0368 | 845.1 | 0.00433 | 320.05 | 407.72 | 650134 | 1544247 |
90 | 919043 | 777.5 | 0.00355 | 331.98 | 401.33 | 766281 | 1463528 |
95 | 2527571 | 665.4 | 0.00264 | 348.86 | 387.46 | 928449 | 1311588 |
96.14 c) | 2922032 | 523.8 | 0.00191 | 366.59 | 366.59 | 1102304 | 1102304 |
Преимущества фреона R507
- может использоваться для ретрофита R-502 с почти полной заменой масла;
- работа во всем диапазоне применения R-502 в силу близости характеристик;
- эксплуатационные расходы меньше, чем с R-502;
- легкий сервис: дозаправка системы может совершаться после каждой утечки;
- безопасен и удобен (классификация безопасности A1/А1 ASHRAE).
Фреон R507, представляющий собой азеотропную смесь гидрофторуглеродных (ГФУ) хладонов: R-125 и R-143a, разработан как долгосрочная замена для ГХФУ/ГФУ смеси — хладагента R-502.
Хладагент R507 является запатентованным экологически более безопасным озоносберегающим хладагентом (ODP=0), исчерпывающей заменой для R-502. Хладон R507 близко соответствует свойствам R-502, что делает его превосходным выбором для применения в системах низко- и среднетемпературного охлаждения.
Гарантия качества
Мы тщательно отбираем не только производителя, но и каждую партию товара. Мы принципиально не работаем с товаром сомнительного качества по более низкой цене, которым завален рынок как Китая, так и России. Именно поэтому нам доверяют крупнейшие предприятия с мировыми именами. › ‹
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Долгосрочная экологически безопасная исчерпывающая замена для R-502 в новых низко- и среднетемпературных коммерческих системах охлаждения с температурой испарения от –45 до +10оС (витрины универсама, склады для хранения продуктов питания, льдопроизводительные машины и транспортные системы охлаждения).
Правила вакуумирования под заправку фреона R410a
Лучше всего использовать двухступенчатый вакуумный насос с обратным клапаном. Перед заправкой необходимо удалить остатки влаги.
Чтобы удалить капли воды со стенок системы, нужно ее испарить. Для этого необходимо понизить давление в системе ниже точки кипения. Давление, при котором вскипает вода зависит от температуры следующим образом:
Температура, °С | Давление, Па |
5 | 900 |
10 | 1200 |
15 | 1700 |
20 | 2300 |
25 | 4200 |
Когда давление опустилось ниже указанного значения, продолжайте вакуумировать контур на протяжении 10-15 минут. После этого на один час нужно оставить систему под вакуумом.
Двухступенчатый вакуумный насос
Loading…
Схема холодильного цикла
Охлаждение воздуха в кондиционере и другом холодильном оборудовании обеспечивается циркуляцией, кипением и конденсацией фреона в замкнутой системе. Кипение происходит при низком давлении и температуре, а конденсация при высоком давлении и температуре.
Такой способ работы называется холодильным циклом компрессионного типа, так как для движения хладагента и повышения давления в системе используется компрессор. Рассмотрим схему компрессионного цикла поэтапно:
- При выходе из испарителя вещество пребывает в состоянии пара с низким давлением и температурой (участок 1-1).
- Затем пар поступает в компрессионную установку, которая повышает его давление до 15–25 атмосфер и температуру в среднем до 80 °C (участок 1-2).
- В конденсаторе хладагент охлаждается и конденсируется, то есть переходит в жидкое состояние. Конденсация производится с воздушным или водяным охлаждением в зависимости от вида установки (участок 2-3).
- При выходе из конденсатора, фреон попадает в испаритель (участок 3-4), где, в результате снижения давления, начинает кипеть и переходит в газообразное состояние. В испарителе фреон забирает тепло из воздуха, благодаря чему воздух охлаждается (участок 4-1).
- Затем хладагент движется в компрессор и цикл возобновляется (участок 1-1).
Все холодильные циклы состоят из двух областей — с низким и высоким уровнем давления. За счёт разницы давления происходит преобразование фреона и его движение по системе. При этом чем выше уровень давления, тем выше температура кипения.
Компрессионный цикл охлаждения используется при работе многих холодильных систем. Хотя кондиционеры и холодильники различаются по конструкции и назначению, они работают по единственному принципу.
Как работает кондиционер
Все автокондиционеры работают по одному принципу – по магистралям устройства протекает фреон, который во время работы компрессора сжимается. Под огромным давлением фреон конфискует тепло из среды и греется, позже нагретый газ проходит по трубкам, где и дает тепло. Как раз когда давление понижается, фреон остывает, вот тогда в салон вашего автомобиля подается прохладный воздух.
Как на улице потеплело, советуем проверить исправность автокондиционера и провести все профилактические мероприятия. В данном случае вы сможете быть уверенными, что в самый пиковый момент летней жары не останетесь без холодка в салоне. Диагностику устройства рекомендуется проводить не пореже 1-го раза в сезон. Сделать её можно на любом спец автосервисе либо самому в домашних критериях. Во 2-м случае будет нужно наличие неких инструментов и устройств.
Устройство, которое держит под контролем давление в магистралях автокондиционера – это датчик давления. Размещен он на одной из магистралей. При всем этом это может быть как магистраль высочайшего, так и низкого давления. Именно этот датчик определяет, какое количество фреона нужно для работы компрессора, контролирует его включение и выключение. Поломка датчика давления грозит серьезными последствиями. Компрессор может не включаться или включаться при низком давлении или полном его отсутствии, или не выключаться при чересчур большом количестве фреона в системе.
Все эти последствия могут привести к полному выходу компрессора из строя – устройство может просто заклинить. Датчик давления может выйти из строя вследствие механических повреждений, окисления контактов на его клеммах. Для каждой марки автомобиля производители придумывают особый тип датчика. Устройства могут быть с различными типами резьбы, наличием двух и более контактов, отличаться разными типами разъемов. Чем представительнее модель автомобиля, тем сложнее найти подходящую модель датчика!
История появления
Фреон R404a вышел на рынок в 1993 году в качестве заменителя R502. 404-ый хладагент считается озонобезопасным, его потенциал разрушения озонового слоя равен нулю. Также газ не оказывает значимого парникового эффекта. Причиной разработки стал Монреальский протокол, подписанный в 1989 году.
Начиная с 2000 годов, производители начали массово выпускать оборудование, в котором изначально использовался хладон r404a. в основном это промышленные и бытовые холодильные установки.
18 декабря 2000 года Significant New Alternatives Policy (SNAP) Program (программа политики существенно новых альтернатив) постановила, что хладагент R-404a допустимо использовать как альтернативу R-502 в:
- Холодильных складах;
- Для перевозок с охлаждением;
- Торговых (пищевых и непищевых) автоматах;
- Охлаждающих автоматах;
- Промышленных холодильных автоматах;
- Домашних морозильных камерах.
Многие производители стали регистрировать свои торговые марки хладагента. Некоторые из них немного изменяли соотношение компонентов, или добавляли незначительную примесь другого газа. Но существенных отличий в характеристиках не добились. Торговые марки, являющиеся аналогами хладагента R404a:
- ГФУ-404
- HFC 404 A
- SUVA HP62
- FX70
- Genetron 404a
- Forane 404a
- Solkane 404a
Маркировка на баллоне хладагента DuPont SUVA HP62, аналога R404a
Схема холодильного цикла
Охлаждение воздуха в кондиционере и другом холодильном оборудовании обеспечивается циркуляцией, кипением и конденсацией фреона в замкнутой системе. Кипение происходит при низком давлении и температуре, а конденсация при высоком давлении и температуре.
Такой способ работы называется холодильным циклом компрессионного типа, так как для движения хладагента и повышения давления в системе используется компрессор. Рассмотрим схему компрессионного цикла поэтапно:
- При выходе из испарителя вещество пребывает в состоянии пара с низким давлением и температурой (участок 1-1).
- Затем пар поступает в компрессионную установку, которая повышает его давление до 15–25 атмосфер и температуру в среднем до 80 °C (участок 1-2).
- В конденсаторе хладагент охлаждается и конденсируется, то есть переходит в жидкое состояние. Конденсация производится с воздушным или водяным охлаждением в зависимости от вида установки (участок 2-3).
- При выходе из конденсатора, фреон попадает в испаритель (участок 3-4), где, в результате снижения давления, начинает кипеть и переходит в газообразное состояние. В испарителе фреон забирает тепло из воздуха, благодаря чему воздух охлаждается (участок 4-1).
- Затем хладагент движется в компрессор и цикл возобновляется (участок 1-1).
Все холодильные циклы состоят из двух областей — с низким и высоким уровнем давления. За счёт разницы давления происходит преобразование фреона и его движение по системе. При этом чем выше уровень давления, тем выше температура кипения.
Компрессионный цикл охлаждения используется при работе многих холодильных систем. Хотя кондиционеры и холодильники различаются по конструкции и назначению, они работают по единственному принципу.
Что представляет собой вещество
Раньше встретить упоминание об использовании фреона-22 была не трудно. Он широко использовался в холодильных установках, в климатическом оборудовании и т. д. Почему это средство имело широкую популярность? Основная причина крылась в том, что он мог использоваться в абсолютно любом устройстве вне зависимости от того, какой был установлен компрессор, какое использовалось масло и т. д. Хотя рекомендации по маслу все же были, и если применялся фреон-22, то обычно приобретали минеральное масло. Этот хладагент имеет следующие особенности:
Если соблюдать все меры предосторожности, то применение субстанции считается относительно безопасным. Применять этот химикат можно в любом оборудовании, начиная с небольших бытовых приборов, заканчивая огромными и мощными промышленными установками
Высокие теплофизические характеристики
С точки зрения химии, фреон-22 считается стабильным веществом Последняя в списке, но не по важности, особенность – нейтральность вещества к металлам. Это означает, что применять его можно в паре с любым металлом, не опасаясь при этом, что он вызовет коррозию покрытия
Классификация и номенклатура фреонов
В мире принято обозначать все хладоны буквой R (от английского refrigerant – хладагент) с цифрами, первоначально обозначавшими количество атомов того или иного вещества в молекуле. Международный стандарт ISO № 817-74 (его нормы дублированы в отечественном ГОСТ 29265-91) определяет правила маркировки хладонов так:
- первая цифра справа – это числа атомов фтора в соединении;
- вторая цифра справа – это число атомов водорода в соединении плюс единица;
- третья цифра справа – это число атомов углерода в соединении минус единица (для соединений метанового ряда ноль опускается);
- число атомов хлора в соединении находят вычитанием суммарного числа атомов фтора и водорода из общего числа атомов, которые могут соединяться с атомами углерода;
- для циклических производных в начале определяющего номера ставится буква C;
- в случае, когда на месте хлора находится бром, в конце определяющего номера ставится буква B и цифра, показывающая число атомов брома в молекуле.
Так, например, популярный когда-то R12 имеет два атома фтора, не содержит водорода (1-1 = 0), один атом углерода (0+1 = 1), а поскольку валентность углерода равна 4, и две связи заняты атомами фтора, остается два атома хлора. Таким образом, получаем химическую формулу R12 – CF 2 Cl 2.
По химическому составу и степени воздействия на озоновый слой хладоны классифицируются следующим образом:
Группа | Класс соединений | Распространенные фреоны, входящие в группу | Воздействие на озоновый слой |
A | Хлорфторуглероды (ХФУ, HFC) | R11, R12, R13, R111, R112, R113, R114, R115 | Вызывают серьезное истощение озонового слоя, применение запрещено Монреальским протоколом |
Бромфторуглероды | R12B1, R12B2, R113B2, R13B2, R13B1, R21B1, R22B1, R114B2 | ||
B | Гидрохлорфторуглероды (ГХФУ, HCFC) | R21, R22, R31, R121, R122, R123, R124, R131, R132, R133, R141, R142, R151, R221, R222, R223, R224, R225, R231, R232, R233 | Вызывают слабое истощение озонового слоя, применение ограничено Монреальским протоколом |
C | Гидрофторуглероды (ГФУ, HFC) | R23, R32, R41, R125, R134, R143, R152, R161,R227, R236, R245, R254 | Озонобезопасные фреоны, не попадают под Монреальский протокол |
Однако экологические и химические свойства фреонов – не единственные их характеристики. Важны и их физические свойства: температура кипения, критические температура и давление и другие. Именно эти свойства определяют, подойдет хладагент для решения конкретной задачи или нет. В таблицу ниже сведены некоторые основные свойства популярных хладагентов, включая их «климатические» коэффициенты – озоноразрушающий потенциал (ОРП, ODP) и потенциал глобального потепления (ПГП, GWP). В основном в таблицу включены фреоны группы ГФУ (С), так как группы ХФУ и ГХФУ в скором времени будут выведены из обращения. Т кипения – температура кипения при атмосферном давлении, Т критическая – температура, выше которой жидкая фаза хладагента существовать не может. В столбце «горючесть» NF означает Non flammable, то есть негорючий, LF – low flammable, то есть слабогорючий.
Фреон | Химическая формула | Tкипения,°C | Tкрит,°C | ОРП | ПГП | Горючесть |
R12 | CF 2 Cl 2 | -29.74 | 112 | 0,9 | 8500 | NF |
R22 | CHClF 2 | -40,85 | 96,1 | 0,055 | 1700 | NF |
R123 | CHCl 2 CF 3 | -27,8 | 183,7 | 0,02 | 90 | NF |
R134a | C 2 H 2 F 4 | –26,1 | 101,0 | — | 1430 | NF |
R125 | C 2 HF 5 | –48,1 | 67,7 | — | 3200 | NF |
R404A | (R134a+R125+R143a) | –47 | 72,1 | — | 3922 | NF |
R410A | (R32+R125) | –51 | 72,5 | — | 2088 | NF |
R407C | (R32+R125+R134a) | –44 | 87,3 | — | 1824 | NF |
R245fa | C3H 3 F 5 | 15,1 | 157,6 | — | 930 | LF |
RE347mcc | C 4 H 3 F 7 | 34,2 | ~200 | — | 368 | LF |
R365mfc | C 4 H 5 F 5 | 40.11 | ~208 | — | <1500 | LF |
R32 | CH 2 F 2 | –51,7 | 78,1 | — | 675 | LF (A2L) |
R161 | C 2 H 5 F | –37,1 | 102,2 | — | 12 | LF (A2L) |
R152a | C 2 H 4 F 2 | –24,0 | 113,3 | — | 140 | LF (A2L) |
R1234yf | C 3 H 2 F 4 | –29,45 | 95,65 | — | 4 | LF |
R507 | (R125+R143a) | –47 | 71 | — | 3900 | NF |
R508A | (R23+R116) | –86 | 13 | — | 12000 | NF |
R404a | (R125+R143a+R134a) | -46.6 | 72,1 | — | 3922 | NF |
R410a | (R32+R125) | -51.6 | 70,2 | — | 1890 | NF |
Признаки утечки фреона
Хладагент фреон в кондиционерах подвержен утечке в процессе эксплуатации. В течение года использования количество фреона уменьшается на 4–7% естественным образом. Однако при неисправной работе кондиционера или повреждениях внутреннего блока, утечка может произойти и в новом устройстве
Её важно определить на начальном этапе и вовремя дозаправить устройство хладагентом
Основные признаки утечки фреона:
- Плохое охлаждение помещения.
- Появление инея на деталях внутреннего и внешнего блока.
- Подтеки масла под кранами.
- Повышенный шум и вибрации устройства при работе.
- Появление неприятного запаха при работе кондиционера.
Если утечка произошла в результате длительного использования, работоспособность кондиционера можно восстановить, заправив его хладагентом. При повреждении деталей и фреоновых трубок, по которым движется цикл, потребуется не только дозаправка, но и вмешательство специалистов по ремонту охладителей.
Неисправности кондиционеров и способы их устранения
Высокое давление нагнетания:
- Недостаточная производительность конденсатора (грязь, масло, вода, вентилятор) Перезаправка
- Наличие неконденсируемых газов (плохое вакуумирование) Высокая температура наружного воздуха
Неисправности ТРВ:
- Неправильно выбран ТРВ (малое проходное сечение дюзы)
- Неправильная настройка (ТРВ недостаточно открыт)
- Разрушен управляющий тракт ТРВ
- ТРВ установлен ниже по потоку от ввода трубки внешнего уравнивания
- Термобаллон заполнен не тем хладагентом, что в установке.
- Заклинивание штока ТРВ
- Закупорка фильтра на входе в ТРВ
- Не правильно установлен термобаллон ТРВ
Причины неисправности «слабый испаритель»:
- Загрязнены ребра испарителя
- Грязный воздушный фильтр
- Проскальзывает ременной привод вентилятора
- Вентилятор вращается в обратную сторону
- Большие потери давления в воздушном тракте испарителя
- Мала скорость вращения вентилятора
- Колесо вентилятора или шкив проскальзывают на оси
- Установлен испаритель заниженной производительности
- В испарителе много масла
- Испаритель аномально заледенел
- Льдом застопорен вентилятор
- Плохая циркуляция воздуха (на испаритель возвращается охлажденный воздух)
Причины предварительного вскипания хладагента в жидкостной магистрали:
- Забит фильтр-осушитель
- Не полностью открыты вентили (сервисный, выходной вентиль на ресивере и др.)
- Неправильно подобраны отдельные элементы жидкостной магистрали
- Плохо открывается электромагнитный клапан на жидкостной магистрали
- Слишком малый диаметр жидкостной магистрали
- Длина фреоновой магистрали или перепад по высоте больше допустимых значений
- Жидкостная магистраль проходит проходит через сильно нагретый участок
- Жидкостная и газовая магистрали помещены в общую теплоизоляцию
Причины неисправности «слабый компрессор»:
- Разрушены или потеряли герметичность клапаны
- Прокладка головки блоков негерметична
- Прокладка головки блоков большей толщины
- Испаритель подобран неправильно (большой)
- Неправильно настроен ТРВ
- Компрессор частотой 60 Гц подключен к сети 50 Гц
- Поплавок маслоотделителя заклинило в открытом положении
- Понизились обороты привода компрессора
- Высокая тепловая нагрузка
- Золотник клапана обратимости цикла застрял в среднем положении
Компрессор не включается (нет гудения):
- Нет электропитания
- Уставка температуры на пульте
- Предохранители
- Электродвигатель компрессора
- Пускатель
- Цепь управления
Компрессор не запускается (гудит и срабатывает защита):
- Низкое напряжение питания
- Обрыв одной фазы (при 3-х фазной сети)
- Не правильная фазировка (при 3-х фазной сети)
- Пускатель
- Сечение проводов питания
- Пусковой (рабочий) конденсатор
- Заклинил компрессор
- Не уравнялись давления (забита капиллярная трубка)
- Жидкий хладагент в картере
Источник
Как проверить давление в сплит-системе
Для проверки давления в сплит-системе нужно шланги от манометров подключить к тестовым вентилям, размещенным сбоку на внешнем модуле. Затем включить кондиционер в режиме «охлаждение» и дать поработать минут 12-15, только потом открыть краны и смотреть на показания. Рабочее давление в системе нужно проверять при включенном компрессоре.
При этом один манометр с синим циферблатом, подсоединенный к входному штуцеру, покажет низкое значение, а другой, красного цвета, подключенный к выходному – высокий показатель давления. Причем цифры эти могут отличаться, поскольку данная характеристика колеблется в зависимости от многих факторов, в первую очередь, от температуры на улице и окружающего воздуха в комнате.
Для того чтобы нормализовать напор в кондиционере, обычно пользуются двумя методами:
- Дозаправкой;
- Стравливанием.
Чтобы при проведении дозаправки не ошибиться, и не допустить высокого давления в сплит системе, нужно сделать корректировку полученных замеров с температурой окружающей среды. Производить ее удобнее всего с помощью таблиц, в которых кроме замеряемых показателей указана мощность кондиционера.
Рабочее давление кондиционера (фреон R22)
Зависимость рабочего давления кондиционера в режиме охлаждения от температуры снаружи и внутри помещения. Изменение температуры внутри помещения: от + 21,0°С до + 32,4°С. Изменение наружной температуры: от + 25,0°С до + 45,0°С.
Таблица давления фреона
В таблице приведены значения давления фреона R22 для кондиционера 7000 BTU/h. 32,4/24,0 = DB/WB, где DB — «сухой» термометр, WB — «мокрый» термометр.
R22 — это гидрохлорфторуглеродное соединение (ГХФУ), которое еще достаточно широко используется в настоящее время. Он имеет некоторый, хотя и небольшой, озоноразрушающий потенциал (ODP). Поэтому R22 не будет применяться в будущем. Заправка холодильных установок хладагентом R22 ведет к повышению температуры нагнетания. Внимательно изучите все параметры, которые влияют на температуру нагнетания.
Рабочее давление кондиционера (фреон R410A)
Зависимость рабочего давления кондиционера в режиме охлаждения от температуры снаружи и внутри помещения. Изменение температуры внутри помещения: от + 21,0°С до + 32,4°С. Изменение наружной температуры: от + 25,0°С до + 45,0°С.
Таблица давления хладагента
В таблице приведены значения давления фреона R410A для кондиционера 9000 BTU/h. 32,4/24,0 = DB/WB, где DB — «сухой» термометр, WB — «мокрый» термометр.
Как проверить масло в компрессоре
Когда компрессор работает, масло циркулирует по системе, после выключения кондиционера в нем остается часть масла. Проверяем уровень масла в компрессоре так:
- даем поработать кондиционеру в охлаждающем режиме около двадцати минут;
- проверяем уровень масла в компрессоре через смотровое окно – оно должно находиться на отметке выше нижней точки, но выше 1\8 высоты смотрового окна;
- при этом масло не должно вспениваться, и если это происходит, вероятно, есть утечка фреона, которую следует устранить. Если масло выше нормы, излишки его необходимо удалить из системы, при низком уровне масло нужно добавить.
Как повысить давление в сплит-системе самостоятельно
Итак, мы узнали, что уровень давления в сплит системе недостаточный; как повысить давление в сплит-системе самостоятельно? Это довольно несложный процесс. Справиться с ним сможет любой желающий. Необходимо лишь соблюдать следующие рекомендации:
Чтобы увеличить уровень давления в системе, необходимо осуществить ее заправку хладагентом.
Перед началом работы необходимо уточнить, какое рабочее давление должно быть у данной сплит-системы. Обычно данная информация расположена на внешнем блоке и в технической документации.
Для работы нам потребуется прибор манометр. Он даст нам полную информацию о состоянии давления в кондиционере.
Подготовьте необходимый тип фреона. Чтобы выбрать оптимальный вариант хладагента, можно проконсультироваться со специалистами или посмотреть список рекомендуемых к заправке типов фреона в технической документации.
Замена фреона в кондиционере может быть частичной или полной. Это зависит от показаний манометра
В случае, если вам требуется частичная замена, необходимо обратить внимание на тип используемого хладагента. Дело в том, что некоторые их виды не поддерживают частичный способ заправки
Это связано с тем, что в их состав входят сложные многокомпонентные газы. Они имеют разную плотность и свойства. При частичной процедуре заправки произойдет их разрушение.
Необходимо подсоединить к внешнему блоку прибор с хладагентом.
Также прикрепите манометр для контроля работы.
Необходимо постоянно следить за показаниями манометра.
Включите в сеть кондиционер.
Начнется его заправка. Следите за изменениями уровня давления по показаниям прибора.
Также необходимо следить за температурными показаниями устройства. Она показывает степень конденсации хладагента.
Если вы заметили, что температура в кондиционере имеет слишком высокие показания, это означает, что следует еще заправить фреон.
После достижения стандартных значений для давления устройства заправку следует прекратить.
После окончания работ необходимо отключить сплит – систему от сети.
Включите ее в сеть через 2-3 часа и проверьте эффективность работы.
Подключите манометр и проконтролируйте уровень рабочего давления в устройстве.
Если его недостаточно, повторите процедуру через сутки.
Нормализуем показатели
Электронная схема кондиционера на автомобиле. Все о конструкции, принципе работы и обслуживании автомобильного кондиционера
Контроль работы кондиционера крайне важен. Как показывает практика, машина, которая проездила более трех лет, неизбежно нуждается в подкачке фреона. Это необходимо как для обеспечения нормальной работы климатической установки, так и более эффективного и быстрого охлаждения воздуха.
Произвести самостоятельное пополнение количества фреона несложно. Помимо манометрической установки, стоит иметь баллон со сжатым газом, который может подсоединиться к манометру посредством переходников при обеспечении бесперебойного контроля необходимых показаний.
Подсоединив манометр с баллоном к трубке кондиционера, необходимо завести двигатель и еще раз проверить давление. Затем необходимо включить устройство охлаждения на полную мощность, выставив минимальную температуру в салоне и переведя заслонки в режим рециркуляции.
Вывернув кран баллона, можно подкачивать фреон в необходимом количестве. Как только манометр выдаст ожидаемые показания, кран стоит перекрыть и отсоединить баллон, закрыв затем крышку на патрубке.