В каких случаях из кондиционера в авто идет горячий воздух
В составе системы охлаждения воздуха достаточно много потенциально ненадёжных узлов и деталей:
- компрессор с электромагнитной муфтой и подшипником холостого хода;
- конденсор (радиатор) в блоке с основным радиатором охлаждения двигателя и вентиляторами;
- фильтр-осушитель при радиаторе;
- магистрали высокого и низкого давления, выполненные обычно из тонкостенных алюминиевых трубок с кольцевыми уплотнениями;
- хладоагент (фреон), в состав которого входит масло для смазки системы изнутри;
- клапан-регулятор;
- испаритель в виде салонного радиатора;
- система управления с датчиками и переключателями;
- комплекс воздуховодов и заслонок с управляющими исполнительными приводами.
Обычно испаритель располагается в одном блоке климатической установки с радиатором отопителя, краны в потоке жидкости ставят редко, поэтому неудивительно, что при отказах холодный воздух может смениться на горячий. Но летом любой воздух будет охлаждённым, когда всё исправно либо тёплым при неисправностях.
Мало хладагента
При заправке системы в неё закачивается строго определённое количества фреона и смазки. Больше нельзя из-за риска повреждений, в системе присутствует и несжимаемая жидкая фаза хладагента, а если носителя будет недостаточно, то эффективность теплообмена резко снижается.
Причин недостатка фреона может быть несколько:
- ошибки при заправке системы;
- система долгое время служила без перезаправки;
- возникли утечки из-за потери герметичности трубопроводами или уплотнителями.
Если проблема возникла внезапно, то стоит поискать место утечки, если постепенно в течение долгого времени, то начать стоит с перезаправки.
Слабое охлаждение конденсора
Радиатор кондиционера рассчитан на охлаждение естественным потоком или принудительно при помощи вентилятора. Как правило, вентилятор включается одновременно с кондиционером, поскольку в жару и при наличии рядом горячего основного радиатора обдува не хватит в любом случае.
Когда вентилятор отказывает, или поверхность сотовой структуры конденсора сильно загрязнена, то и принудительное охлаждение не помогает.
Неисправность компрессора
Компрессор подвержен естественному износу, а также поломкам. В первую очередь страдает электромагнитная фрикционная муфта, соединяющая приводной шкив с валом компрессора. Износ нагнетающей части ремонтом не лечится, необходима замена агрегата в целом.
Муфту можно заменить, запчасти имеются в продаже. Рекомендуется профилактическая замена её подшипника при появлении заметного шума.
При больших сроках службы изнашивается и шкив, что проявляется в пробуксовке даже нового ремня с правильным натяжением.
Проводка
Для правильной коммутации узлов кондиционера необходимо наличие всех напряжений питания, контактов с массой, исправность блока управления, датчиков и переключателей.
Проводка со временем коррозирует, контакты могут пропасть в любых цепях. Проверка сводится к прозвонке проводки, контроля наличия всех силовых и управляющих напряжений. Муфта должна чётко подключаться при активации кондиционера.
Заслонки и регуляторы печки
Если система сжатия и испарения фреона работает нормально, что определяется по разнице температур нагнетающей и возвратной магистралей, то неисправность стоит поискать в системе распределения воздуха климатической установкой.
В модуле климата в салоне имеется большое количество пластиковых воздуховодов и управляемых заслонок. Они должны быть надёжно уплотнены и уверенно перемещаться под управлением механических тяг, тросиков и электрических сервоприводов.
Со временем приводы отказывают, тяги могут разрушаться и отсоединяться в зоне наконечников, а сами заслонки деформироваться и утрачивать уплотнители.
Распределение воздуха начинается по нештатным путям, что сразу замечается по изменению температуры в зоне выходных дефлекторов на разных уровнях по высоте.
Отсутствие технического обслуживания.
Возможно вы замечали, что через 3-5 лет кондиционер уже не холодит “как раньше”. В чем причина снижения производительности? Давайте разбираться.
Засорились фильтры во внутреннем блоке. Шерстью животных, волоски, пыль и т.д. легко забивают фильтры грубой и тонкой очистки кондиционера. Из-за чего радиатор плохо отдаёт холод в воздух, что приводит к слабому охлаждению. Если фильтры сильно загрязнены, трубки испарителя могут обмерзать.
Загрязнения могут попасть в дренажный шланг, что будет препятствовать естественному стоку конденсата наружу. Переполнение поддона грозит стеканием вода по стене, попадание капель на пол, мебель и т.д.
Решение простое: регулярно чистить фильтры внутреннего блока. Они легко достаются, необходимо только отщелкнуть и приподнять лицевую панель внутреннего блока. Мыть желательно под холодной водой, без применения агрессивных моющих средств.
Загрязнён теплообменник (радиатор) наружного блока. Кондиционер при эксплуатации прогоняет через теплообменник огромные объемы воздуха, как правило, не самого чистого. Медные теплообменники имеют довольно мелкие ламели, которые легко забиваются тополиным пухом, пылью и т.д. При загрязнении теплообменника производительность кондиционера падает, так как уменьшается эффективность теплосъема.
Исправить данную проблему поможет промывка теплообменника, желательно под давлением. В этом поможет мойка высокого давления типа Karcher. В высотных домах возможно потребуются услуги автовышки.
Утечка фреона. По фреонопроводу циркулирует довольно летучий хладагент – фреон, которому достаточно микротрещины, чтобы улетучиться из холодильного контура. Нормируемая утечка хладагента 6-8% в год, даже если система герметична
Важно различать произошла нормируемая утечка либо нарушение целостности медной магистрали. Это можно будет понять по температуре на ребре теплообменника либо по давлению в системе
Если отличие от нормируемых показателей незначительны, то дозаправки будет достаточно. Если в системе фреона нет совсем, после 2-3 лет работы, потребуется обнаружить место утечки. В 90% это будет некачественная вальцовка и неправильное усилие зажатия гаек, в остальных 10% – механическое повреждение фреонопровода во время эксплуатации. Потребуется поиск нарушения целостности, запайка либо замена магистрали полностью, перевальцовка, вакуумирование и полная новая заправка кондиционера.
Как проверить работоспособность кондиционера Renault Logan
Если кондиционер не включается или он недостаточно охлаждает, нужно произвести диагностику системы кондиционирования. Сначала следует проверить давление газа (фреона), проверка осуществляется с помощью специального манометра. Для установки манометра есть штуцеры, они находятся почти на изгибах трубок в районе правого лонжерона.
Также наличие хладагента можно поверить, нажав на клапан в штуцере, который находится под колпачком. Если кондиционер нормально заправлен, при нажатии на клапан газ под давлением будет выходить из системы, он зашипит.
Если газ не выходит, в системе есть утечка – ее необходимо найти и устранить неисправность. После устранения утечки фреона систему следует заправить газом. Есть способы самостоятельной заправки кондиционер фреоном, но все же рекомендуется заправляться на специальных станциях в условиях специализированного автосервиса.
В некоторых случаях автомобиль заправлен фреоном полностью, но при этом кондиционер не включается. Следует отметить, что не включаться муфта может по нескольким причинам, и необязательно дефект скрывается именно в ней. Причины несрабатывания муфты:
- есть обрыв в проводах, питание не подается на компрессор;
- не работает реле включения, на Renault Logan оно находится в монтажном блоке, в моторном отсеке с левой стороны (около аккумуляторной батареи).
Проверить реле достаточно просто – нужно его демонтировать, контакты под ним замкнуть между собой куском проволоки, нажать кнопку включения кондиционера. Если при перемыкании раздается громкий щелчок, это свидетельствует о том, что муфта кондиционера исправна, а реле необходимо заменить.
Если происходит недостаточное охлаждение воздуха в салоне автомобиля, следует провести диагностику оборудования в автосервисе на стенде, проверить, какое давление имеется в системе. Давление должно быть определенным, не ниже и не выше положенной нормы.
Кондиционер может недостаточно охлаждать воздух, если конденсор (радиатор кондиционера) забит грязью. Когда на соты радиатора не поступает воздух, охлаждение системы получается недостаточным, и она работает неэффективно. На Рено Логан конденсор расположен спереди автомобиля, и чтобы почистить радиатор снаружи, необходимо снимать:
- решетку радиатора;
- передний бампер;
- электровентилятор охлаждения.
Отсоединять конденсор от трубок нежелательно, так как в этом случае автомобиль придется заново заправлять фреоном. Также неисправными в системе кондиционирования могут быть следующие элементы:
- ресивер-осушитель, признаки его неисправности – самопроизвольное выключение кондиционера, замерзание шлангов в системе;
- терморегулирующий вентиль – при его дефекте холодный воздух поступает в салон с перебоями;
- датчик давления – если он неисправен, кондиционер работает нестабильно;
- испаритель – при засорении в салоне появляется неприятный запах.
При покупке подержанного Renault Logan рекомендуется съездить на диагностику в автосервис, проверить работоспособность кондиционера на специальном оборудовании.
Рекомендуем: Дроссельная заслонка Лансер: возможные поломки и алгоритм ремонта
Шуба летом – это плохо
Для того чтобы кондиционер эффективно работал, он должен хорошо отводить тепло через наружный блок. Для этих целей ему служит радиатор. Со временем он загрязняется, на нем оседает грязь, пыль, тополиный пух.
Они создают своеобразную «шубу». Из-за нее радиатор плохо отдает тепло и кондиционер начинает плохо охлаждать помещение. Самый простой способ – промыть радиатор наружного блока с помощью обычного средства для мойки посуды.
Обязательно посмотрите, работает ли вентилятор. Если он медленно крутится или вообще стоит на месте – то даже чистый радиатор не сможет отдать тепло. Можно заменить моторчик вентилятора, но лучше вызвать специалиста. Найти хорошего мастера можно на портале по поиску частных специалистов.
Почему кондиционер плохо охлаждает помещение (сплит-система не холодит) — слабо, причины, перестал холодить как раньше, дует
Любая сплит-система работает на обогрев и на охлаждение. Так как в большинстве случаях кондиционер используют только на охлаждение помещения, получается, что в большую часть времени он не используется. При этом у пользователей часто возникает вопрос, почему кондиционер плохо охлаждает помещение.
Причины плохого охлаждения
Рассмотрим несколько причин, почему кондиционер может плохо охлаждать помещение. Не всегда они требуют ремонта.
Причины, которые не являются поломкой:
- Неправильное размещение внутреннего блока.
- Неправильное размещение наружного блока.
- Нарушения при эксплуатации кондиционера. Например, включение при открытых окнах или его работа при низких температурах на нагрев.
Чтобы сплит-система хорошо охлаждала, ее блоки должны быть размещены так, чтобы доступ к воздуху был хороший. Также особенности охлаждения зависят от модели и от перепада температур, некоторые справляются хорошо с большими перепадами, некоторые нет
При выборе надо обращать на это внимание
Если кондиционер не холодит или холодит очень слабо, не стоит сразу обращаться к мастеру. Причины, по которым кондиционер дует, но не охлаждает, могут не требовать ремонта:
- Неправильно подобран кондиционер, на огромную площадь выбрана модель либо впритык по квадратным метрам, либо меньше квадратуры помещения. Тепловая нагрузка должна быть по техническим характеристикам системы.
- Открыто окно или дверь, в которую поступает теплый воздух, кондиционер не успевает охлаждать пространство.
- Сбиты настройки на пульте.
Важно! Если вдруг кондиционер не работает как раньше, в первую очередь следует обратить внимание на пульт. Вдруг дети или животные нечаянно нажали на кнопки и тем самым сбили настройки
Нужно посмотреть, на холоде ли стоит настройка, не переключилась ли система на обдув или совсем на тепло
Стоит обратить внимание на температуру, если она равна температуре на улице или выше ее, понятно, почему не охлаждает система
Кондиционер
Не запускается наружный блок
Если при включении сплит-системы снаружи тишина, значит, что-то случилось с наружным блоком. Может быть, он просто засорился.
Загрязнение фильтров или блоков
Существуют и другие поломки или причины, по которым придется обращаться к специалистам:
- Загрязнен радиатор внешнего блока.
- Засор трубопровода.
Если засорился сетчатый фильтр, его можно почистить самостоятельно, промыть в мыльной теплой воде.
Недостаток фреона в системе
Еще одна причина плохой работы кондиционера, это недостаточно фреона или его избыток. Оба варианта одинаково плохо влияют на работу устройства.
Важно! Следует вызвать специалиста, только он сможет определить норму фреона в системе
Неисправность вентилятора или компрессора
Если кондиционер хорошо дует, но плохо охлаждает, скорее всего, это неисправность компрессора или вентилятора.
Еще может быть, что не работает переключающийся клапан. Если компрессор не включается совсем, то не исправен пусковой или рабочий конденсатор.
Выход из строя датчиков
Если сплит-система дует теплым воздухом вместо холодного, значит сломался или неправильно работает датчик температуры или не исправна плата управления.
Бывает так, что кондиционер охлаждает, но не дует. Скорее всего, сломался или перегорел моторчик вентилятора или износился подшипник.
Устранение неисправности
Что делать
Как выше было написано, есть поломки, которые можно исправить в домашних условиях. Самое главное, определить причину возникновения поломки или перебоя работы кондиционера.
Пятьдесят процентов решения вопроса, это именно определение причины. На первоначальном этапе проверьте пульт, установку программы, температурный режим, если все верно, ищем дальше.
Следует измерить температуру входящего и исходящего воздуха обычным градусником. Если разница температуры варьируется от 8 до 12 градусов, значит кондиционер работает исправно. Если нет, то начинайте прислушиваться к шуму, возможно, сможете описать ситуацию специалисту.
Если в домашних условиях не получилось устранить причину, следует обращаться к специалистам.
А ларчик просто открывался
В 80% случаев причина плохой работы кондиционера – пыль и грязь. Чаще всего забивается сетчатый фильтр, который несложно почистить самостоятельно. Просто снимите его, хорошенько промойте и установите на место.
Так снимается фильтр кондиционера.
Если фильтр был сильно загрязнен – вы сразу почувствуете, как увеличится скорость обдува. Обычно этого достаточно чтобы вернуть кондиционеру производительность. Но если ничего существенного не произошло, стоит его основательно почистить. Об этом мы писали в статье «Как почистить кондиционер дома самостоятельно — пошаговая инструкция».
Почему кондиционер не греет?
В кондиционере не работает режим оттаивания
Но как быть, если функция обогрева в кондиционере недоступна по каким-либо причинам?
Рассмотрим несколько факторов, которые могут повлиять на его работу:
- Сильные морозы. Электроприбор попросту может быть не предназначен для обогрева помещений при подобных погодных условиях. Это и есть частая причина того, что кондиционер правильно не греет. Мощности некоторых устройств не рассчитаны на такой сильный температурный перепад, поэтому устройство и не способно подогреть воздух в комнате более, чем на 3 градуса. Зато при условии, что на улице от 0 до +5 °C, прибор греет воздух с наибольшей продуктивностью.
- Тепло не подается при наличии потока воздуха из внутреннего модуля. Приток воздуха в помещение имеет температуру, схожую с уличной. Тут явно наличие проблемы с компрессором. Возможна поломка в четырехходовом клапане, который является ответственным элементом за изменение режима работы кондиционера. При наличии повреждения, он не может обеспечить переключение режимов функционирования прибора с летнего на зимний. В этом случае потребуется замена либо ремонт компрессора.
- Нарушен либо отсутствует режим «оттаивания». При таких обстоятельствах электроприбор все-таки работает в обычном режиме охлаждения воздуха. Функционируют блоки, подающие воздух. А в режиме обогрева не работает.
Другие причины и способы наладки
Некоторые модели кондиционеров имеют в своей комплектации спираль, вырабатывающую тепло, которая установлена на внутреннем блоке прибора. А вентилятор разносит подогретый воздух по помещению. Когда подогрев атмосферы осуществляется плохо, стоит проверить прибор на наличие проблем с питанием спирали либо же с вентилятором внутреннего блока.
Некоторые неполадки такого характера под силу устранить потребителю самостоятельно. Проблема может скрываться в простом промерзании конденсата во внутренних трубках электроприбора, что влечет за собой их засорение и появление непроходимости.
Если на улице и так мороз, то временное отключение прибора не поможет. Намерзание внутри трубки не растает из-за отрицательных температур снаружи. Остается ждать потепления либо можно попробовать запустить обогревательный электропровод, проходящий вдоль этих трубок. Это поможет, если нет проблем с внешним блоком.
Возможные причины возникновения конденсата:
- Непрофессионально проведенные монтажные работы, нарушившие целостности и работу кондиционера.
- Наличие в приборе производственного дефекта.
- Присутствие микротрещин, через которые жидкость поступает внутрь устройства. Тут не исключены возможности повреждения комплектующих механическим путем либо из-за неправильных условий эксплуатации.
При таких обстоятельствах невозможно прогреть контур. Но если попробовать переключить режимы с функции обогрева на охлаждение, а через время в обратном порядке, возможно проблема будет устранена. Может понадобиться несколько таких поочередных переключений, чтобы пробка подтаяла и выскользнула из трубки, освободив проход.
Переключение кондиционера с охлаждения на обогрев
Из-за образования трещин, иных повреждений с появлением микроскопических зазоров может произойти падение давления во фреоновом контуре. Это становится возможным по причине потери небольшого количества хладагента. При таких обстоятельствах кондиционер будет плохо охлаждать и греть.
Проблему с дозаправкой фреоном устранят сервисные службы, которые занимаются обслуживанием. Действия производятся через патрубок арматуры, находящийся во внешнем блоке снаружи здания. Специалисты пользуются коллектором для азотирования, вакуумирования и дозаправки.
А вот определить такую необходимость можно самостоятельно. Для этого надо найти и обследовать шкалу агрегата, где указаны фактические показатели наличия фреона. Сравнив их с рекомендуемыми по паспорту прибора, выявляют потребность в дозаправке.
Мастера используют специальные термометры для замера паров фреона при входе в компрессор. А показания коллектора укажут на цифровые данные о состоянии давления. Наличие температурной разницы более чем на 8°C между этими двумя цифрами указывают на потребность в дозаправке.
Исправляем проблему своими руками
Итак, теперь вы знаете, что в домашних условиях нельзя устранить утечку фреона или заменить какую-либо деталь. Для этого необходимы не только инструменты, но и опыт, а также соответствующие навыки. Эти работы лучше доверить профессионалу.
Зато вам под силу очистка аппарата. Если вы живете в многоквартирном доме и не на первом этаже, займитесь очисткой внутреннего блока.
Инструкция по очистке внутреннего блока кондиционера:
Выключите аппарат из розетки;
Снимите декоративную крышку;
Извлеките сетчатый фильтр;
Пропылесосьте фильтр и внутреннюю часть блока, используя насадку с узким соплом;
Промойте фильтр под проточной водой. Воспользуйтесь мягкой губкой или щеткой, а также моющим средством для кондиционера, чтобы очистить фильтр от грязи;
С помощью тех же инструментов очистите внутренние компоненты блока. Будьте осторожны, не прилагайте слишком больших усилий при попытках оттереть загрязнение;
Просушите блок и фильтр естественным путем. Не используйте фен для сушки;
Вставьте фильтр на место, закройте декоративную крышку.
Если наружный блок расположен на высоте не выше 2 метров от земли, вы так же можете заняться его очисткой. Этой теме мы посвятили отдельную статью.
В случае, если наружный блок установлен высоко, не стоит заниматься его очисткой. Это может быть опасно для вашей жизни. Доверьте задачу профессиональному мастеру. Лучше заплатить за услугу небольшие деньги и сохранить здоровье, чем сэкономить и потом жалеть об этом решении.
Как правильно включать режим обогрева на кондиционере
Многие современные модели с пультом или без него позволяют легко включить режим обогрева. Те устройства, которые могут взаимодейтвовать со смартфоном, также могут работать и удалённо.
С помощью пульта
Для начала понадобится просто включить питание устройства. Пульты с дисплеем обычно подсвечивают текущий режим. Переход от одного пункта меню к другому чаще всего реализован с помощью кнопки «MODE».
Даже универсальный пульт работает точно по такому же принципу, как и штатный
Многократное нажатие на эту клавишу переключает режимы по порядку. Если индикатор выполнен в виде иконок, то надо искать ту, на которой нарисовано солнышко. Если имеются надписи, то нужна «HEAT». На разогрев устройства может уйти до 10 минут. Теперь только осталось с помощью пульта установить комфортную температуру.
Без пульта
По сути, включение режима обогрева, как и всего остального управления кондиционером, непосредственно с самого устройства ничем не отличается от управления с пульта. Механизм тот же — нужно включить режим с помощью иконки солнца или надписи «HEAT».
Кондиционер плохо холодит
Проблема, по которой прибор плохо охлаждает чаще всего возникает из-за его загрязнения. Выход один — произвести его обслуживание. Но, у кондиционеров «on/off» существует некоторая особенность, о которой тоже нужно знать.
Температура холодного воздуха, исходящего из внутреннего блока, меняется в зависимости от текущей температуры в помещении. И чем выше она в комнате, тем теплее будет выходящий поток из внутреннего блока.
Поэтому, об эффективности охлаждения можно судить только по разнице температур воздуха (входящего и выходящего из внутреннего блока). Эта разница должна быть не меньше 7˚C.
Пример первый: сплит-система работает на охлаждение, в комнате +23˚C, (работа устройства настроена на поддержание +20˚C). Если температура выходящего воздуха из жалюзи +13˚C, то кондиционер отлично работает.
Пример второй: кондиционер работает на холод, в комнате +30˚C (сплит-система работает также на поддержание +20˚C). Если выходящий воздух около жалюзи +20˚C, то это тоже нормально.
В обоих случаях охлаждение осуществляется эффективно, но температура выходящего потока будет разной. Поэтому, может показаться, что кондиционер когда-то охлаждал лучше. Другое дело, когда он вообще не обеспечивает заданной температуры. Тогда вызов мастера необходим.
Грамотный специалист сможет сходу определить работоспособность кондиционера, а если потребуется – он сможет провести необходимые измерения и по параметрам определить эффективность работы кондиционера. Но эта тема уже для следующей статьи.
Особенности инверторных сплит-систем
С инверторным кондиционером ситуация будет немного сложнее. Дело в том, что инвертор уменьшает разницу температур (на входе и выходе внутреннего блока) при приближении к требуемому показателю.
Другими словами, при приближении к нужной температуре в комнате инвертор слабее охлаждает воздух. За счет этого инверторные модели способны очень точно поддерживать комфортную температуру.
Получается, что разница температур у инвертора ощутима только в первые минуты после запуска кондиционера.
Вывод из данной статьи следующий: лучше не рисковать и обратиться к специалисту, ведь сплит-системе требуется периодическое обслуживание. Но, перед вызовом мастера лучше убедиться в следующем:
- кондиционер настроен правильно;
- в процессе работы прибора заданная температура очень медленно достигается или совсем не достигается.
Узнайте несколько простых способов проверки кондиционера на нехватку фреона, ведь другая наиболее распространенная причина плохого охлаждения – это утечка фреона.
Убедитесь, что кондиционер действительно не холодит.
Перед поиском поломки кондиционера убедитесь, что сторонние факторы не влияют на работу оборудования:
Время работы. Кондиционер не создает прохладу мгновенно. Необходимо 10-30 мин. Время охлаждения меняется от мощности оборудования, размеров помещения, разницы температур: наружной и выставленной вами на кондиционере.
Мощность оборудования. Заведомо слабый кондиционер будет долго охлаждать “жаркое” помещение. Особенно если помещение весь день раскаляется под прямыми солнечными лучами, либо имеет большое остекление.
Изоляция помещения
Обратите внимание на теплопритоки – частое открытие дверей, окон, вентиляция. Постарайтесь использовать шторы и жалюзи на оконных проемах.
Тепловыделяющее оборудование
Промышленное оборудование, станки, холодильники, грили, хлебопекарные печи и т.д. выделяют ОГРОМНОЕ количество тепла. Если в помещение добавилось подобное оборудование, не удивляйтесь, что кондиционер перестал справляться.
Признаки неисправности системы охлаждения
Если так случилось, что кондиционер
в машине не охлаждает или делает это очень плохо, то это явный признак того, что он неисправен. Есть и другие признаки неправильной работы, а их раннее выявление помогает избежать такой ситуации, когда потребуется серьёзный ремонт.
Он может включаться, но желаемой прохлады может так и не поступать. Причин может быть несколько и среди них низкий уровень хладагента, конденсор загрязнён или неисправен его вентилятор, общие засоры и загрязнения или механическая поломка.
При возникновении любой из этих причин, он уже не может выполнять свою работу в нормальном режиме. Тогда приходится обращаться за помощью в автосервис, чтобы там смогли исправить возникшую проблему.
Переживать преждевременно не нужно, ведь причина может оказаться несущественной, но откладывать поездку в мастерскую не стоит.
Не охлаждает кондиционер в машине: причины проблемы и способы решения
Поиск причин всегда нужно начинать с самых простых случаев и постепенно переходить к более серьезным. Пользуясь таким походом, попробуем описать возможные проблемы кондиционера по возрастанию сложности.
Причина № 1. Недостаточное охлаждение конденсора
Радиатор конденсатора (конденсора) состоит из множества мелких ячеек, которые легко забиваются пылью, пухом, листвой и даже насекомыми. Часто грязь заполняет не только ячейки, но и пространство между конденсором и радиатором охлаждения двигателя.
Признаки. Кондиционер включается и нормально работает в движении, но отключается в пробках или на стоянке. Если взяться рукой за трубку, которая выходит из конденсатора, она будет горячей на ощупь. Это говорит о том, что охлаждение недостаточно – либо радиатор забит грязью, либо не работает вентилятор.
Что делать? Для начала нужно попытаться помыть радиатор и продуть его сжатым воздухом. Проверить работу вентилятора.
Причина № 2. Не хватает хладагента
Если в системе нарушена герметичность, фреон постепенно выходит. Если он вышел полностью, кондиционер просто не включится – сработает датчик давления, который разомкнет электрическую цепь. Но если утечка небольшая, то фреон уходит медленно. В какой-то момент газа еще хватает, чтобы компрессор работал, но недостаточно для нормального охлаждения. Иными словами, включается, но не холодит кондиционер в машине.
Как узнать, что фреона недостаточно? На современных автомобилях в магистраль кондиционера встроен ресивер-осушитель. На нем обычно есть смотровое окошко. Чаще всего оно забрызгано грязью, но если его протереть, то можно увидеть жидкий фреон. В норме он должен быть прозрачным и бесцветным. Если же он вспененный то, это говорит о том, что либо фреона слишком мало, либо в систему попал воздух. Воздух может остаться после «кустарной» заправки в гараже, если перед этим не проводилось вакуумирование.
Другой способ – проверить давление с помощью заправочной консоли (пары манометров). Такая консоль есть на любом СТО, где заправляют автокондиционеры.
Что делать? Можно попробовать дозаправить кондиционер. Но лучше все-таки провести полную диагностику. Ведь если фреон куда-то делся, то в системе имеется пусть и небольшая, но течь. Кто может гарантировать, что в будущем она не увеличится? Даже если утечки нет, лучше откачать старый фреон, промыть систему и заправить заново – так будет надежнее.
Причина № 3. Неисправность компрессора
Компрессор ломается редко и, как правило, причиной его поломки является одна из уже упомянутых проблем – плохое охлаждение конденсора или недостаток фреона. В первом случае система работает под избыточным давлением, что ведет к быстрому износу клапанов и поршней. Во втором — недостаток хладагента ведет к «масляному голоданию», поскольку смазка, необходимая для работы компрессора, должна поступать вместе с фреоном.
Впрочем, компрессор может отказать и по другим причинам, но это определит уже сотрудник сервисного центра. Самостоятельно отремонтировать этот узел вряд ли получится.
Признаки неисправности компрессора:
- посторонние шумы при работе (часто даже при выключенном кондиционере);
- труба, идущая от компрессора к конденсатору, на ощупь лишь слегка теплая или вообще холодная;
- манометр, подключенный к напорной магистрали, показывает давление ниже нормы;
- компрессор периодически отключается без видимых причин.
Что делать? Обращаться в сервисный центр. Если проблема обнаружена на ранней стадии, возможно, ее получится устранить с минимальными затратами. В худшем случае – замена компрессора.
Причина № 4. Неисправность автоматики или электрики
Электрические неисправности часто приводят к тому, что не работает кондиционер в машине. Причины могут быть разными, но признак один – кондиционер просто не включается. В новых автомобилях климат-система часто имеет функцию самодиагностики. Достаточно ее включить (как это сделать, описано в инструкции для конкретной модели), и система выдаст код ошибки. По этому коду можно легко определить неисправность.
В более старых авто найти проблему сложнее – электрик должен пройтись с тестером по всем участкам цепи, проверить предохранители, оценить состояние проводов и контактов.
Самый частый случай – окисление контактов датчиков или прижимной муфты. Иногда выходит из строя катушка электромагнита, которая отвечает за включение компрессора.
Неисправность одного из узлов кондиционера.
Кондиционер сложное и многокомпонентное устройство. Мы приведем список наиболее популярных узлов, по вине которых, ваш кондиционер перестал охлаждать.
- Вентилятор внутреннего/наружного блоков. Как правило, сгорает двигатель из-за загрязнения и пыли. Снижается холодопроизводительность, компрессор начинает работать постоянно, перегревается и отключается по термореле.
- Четырёхходового клапан. Отвечает за переход режимов «охлаждение\обогрев». Заклинивает на режиме «тепла». Подлежит замене.
- Компрессор. Основные поломки — заклинивание, пробой обмоток, межвитковое замыкание двигателя или обрыв. Не ремонтируется. Меняется полностью. Порой целесообразнее (по экономическим соображениям) заменить весь наружный блок
- Датчики температуры. При сбое может «считывать» заниженные показатели, из-за чего охлаждение отключается раньше времени. Заменяется на новый полностью.
- Датчики давления. Замыкаются\размыкаются или их сопротивление не соответствовать нормальному значению, при этом плата управления не включает кондиционер или не подаёт сигнал на запуск компрессора, датчики необходимо заменить на исправные.
- Капиллярная трубка. Из-за забитой капиллярной трубки создается перепад давлений на входе и выходе трубки, поэтому часть фреона кипит и отдаёт холод ещё до испарителя кондиционера. В результате холодопроизводительность сплит-системы падает, и оборудование пытается компенсировать её недостаток постоянной работой компрессора. При полном засоре трубопровода хладагент не циркулирует, компрессор работает вхолостую, воздух остаётся тёплым. Можно попытаться прочистить под давлением или впаять новую.
- Плата управления. Как правило, сгорают элементы на плате из-за скачков напряжения. Элементы можно выпаять и заменить. При значительных повреждениях — полная замена.